Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Статья 5.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
11.12.2018
Размер:
72.7 Кб
Скачать

Послевоенная система

Соглашение о создании МВФ не создало новую международную валютную систему, но сделало почти невозможным функционирование существовавшей в тот момент системы. Согласно его статьям от стран требовалось не допускать отклонения курсов валют более чем на 1% от номинальной стоимости. Это положение должно было вызвать кардинальные изменения процедур, принятых в США, которые, как правило, не осуществляли интервенций на международном валютном рынке. При системе, сложившейся после девальвации франка в 1936г. и заключенного в том же году трехстороннего (между США, Францией и Великобританией) соглашения о валютном сотрудничестве, США покупали и продавали золото по ценам, близким к его закрепленному паритету. Большинство других стран фиксировали курс по отношению к доллару непосредственно или косвенно (через фунт стерлингов или другую резервную валюту). Новый порядок установления курсов вынудил бы США поддерживать иностранные валюты на Нью-Йоркской бирже либо ее закрыть.

Чтобы устранить это обязательство, США добились включения в соглашение важного подпункта, который позволял участникам фиксировать цену золота вместо соблюдения обязательств по валютному курсу. Когда Соединенные Штаты извещали фонд об операциях по свободной покупке или продаже золота (осуществляемых с руководящими денежно-кредитными учреждениями других стран для официальных целей), они освобождались от своих обязательств в отношении валютных курсов. Этот подпункт создал правовую основу, придавшую послевоенной международной валютной системе асимметрию. Она заключалась в долларовом стандарте, привязанном к золоту.

Являлся ли опирающийся на золото долларовый стандарт системой? Да, если можно определить порядок во взаимодействии ее элементов и форму управления. В подкомитете по иностранной валюте и платежам Конгресса США мною был представлен доклад «Правила золотовалютного стандарта», в котором доказано, что данный стандарт представляет собой последовательную систему. Вот основные моменты этого доказательства.

Размер дефицита ключевой валюты внутри страны есть мера ее вклада в увеличение мировых золотых запасов за счет валютных резервов. Структура дефицита служит показателем, по которому «внешние страны» (назовем их «Европой») с нерезервной валютой судят согласно своим интересам о степени его чрезмерности или недостаточности.

«Внешние страны» фиксируют курсы своих валют (прямо или косвенно, через другие валюты) по отношению к валюте «внутренней страны» (США) и, таким образом, выступают в качестве конечных покупателей или продавцов долларов. США устанавливают валютный курс по отношению к основному активу – золоту и действуют в качестве его конечного покупателя или продавца. Это означает, что размер дефицита США обусловливает рост резервов остального мира, а его структура определяет изменение резервов Соединенных Штатов при данном темпе роста мировых золотовалютных резервов.

Если кредитно-денежная политика США направлена на расширение денежной массы, «внешние страны» вынуждены покупать значительные суммы долларов, что имеет для них прямые и косвенные инфляционные последствия; если же она носит ограничительный характер, возникает нехватка долларов, что оказывает дефляционное воздействие на остальной мир.

Защитные меры «Европы» против излишка или недостатка долларов направлены на изменение структуры американского дефицита и воздействие на сальдо резервов США. Если кредитно-денежная политика «внутренней страны» ведет к чрезмерному увеличению денежной массы, «внешние страны» могут конвертировать доллары в золото; это не затрагивает суммарную величину их собственных резервов, но наносит удар по мировым резервам, поскольку сокращает резервы США. И наоборот, когда политика «внутренней страны» направлена на чрезмерное ограничение денежной массы, «внешние страны» могут конвертировать золото в доллары, также оставляя свои резервы неизменными, но улучшая состояние американских резервов. Структура дефицита США, находящаяся под воздействием «Европы», является механизмом, с помощью которого последняя играет роль управляющего золотовалютным стандартом и принимает свои решения в зависимости от приемлемости или неприемлемости совокупного размера американского дефицита.

Однако настойчивость, с которой эти решения проводятся в жизнь, ограничивается равным образом степенью привязки «внутренней» и «внешних» стран к существующей системе. «Европа» может послать Соединенным Штатам предупреждающий сигнал с помощью операций конверсии в золото, но не может уменьшить золотой запас последних до такого уровня, при котором им стало бы невыгодно его поддерживать; слишком агрессивная конверсия усилила бы стремление США к изоляции. С другой стороны, свобода действий «внутренней страны» также ограничена в том смысле, что ее кредитно-денежная политика не должна настолько противоречить интересам остального мира, чтобы заставить другие страны в целях собственной защиты предпочесть отказ от системы, избавляясь от долларов в пользу золота.

Такова система в том виде, в каком предполагается ее функционирование. С учетом указанных ограничений, кредитно-денежные и финансовые аспекты экономической политики должны быть скоординированы в той мере, в какой США и «внешние страны» стремятся сохранить внутреннюю сбалансированность и внешнее равновесие.

Правила игры в системе выражаются в сочетании законов, договоров, обязательств и джентльменских соглашений, с помощью которых «внутренняя страна» фиксирует свою валюту (доллар) по отношению к золоту, а «внешние страны» устанавливают курсы своих валют к доллару. Это означает, что Соединенные Штаты действуют как конечный покупатель или продавец золота, а «Европа» – как конечный покупатель или продавец долларов. США должны скупать любое дополнительное предложение золота на мировых рынках и удовлетворять любой дополнительный спрос на него из собственных резервов; если этого не делать, то долларовая цена золота не будет соответствовать паритету доллара. «Европа» со своей стороны должна поглощать любое предлагаемое ей дополнительное количество долларов или поставлять любое их требуемое количество; если этого не делать, то обменный курс валюты не будет соответствовать ее долларовому паритету.

Предельные условия определяются золотым запасом США и долларовым запасом «Европы»: США не смогут поставлять золото, а «Европа» доллары, которых у них нет. Но в этих условиях содержится асимметрия, поскольку США могут выступать поставщиком и золота, и долларов, а «Европа» имеет доступ к дополнительным долларам в обмен на золото. Поэтому предельные возможности «Европы» формируются из ее совокупных резервов (долларов и золота), а Соединенные Штаты ограничены своим золотым резервом.

Контроль над системой опирается на кредитно-денежную политику США, с одной стороны, и на европейский золото-долларовый портфель – с другой. Если Соединенные Штаты увеличивают массу долларов в обращении, они тем самым оказывают повышательное давление на мировые доходы и цены – прямо, благодаря последствиям изменений процентной ставки и объемов расходов в США, и косвенно, в результате роста европейских резервов. Подобным же образом, если они сокращают долларовую массу, то оказывают понижательное давление на мировые цены.

«Европейский» золото-долларовый портфель представляет другой параметр контроля. Если «Европа» конвертирует доллары в золото, она ослабляет резервное сальдо США и стимулирует или вынуждает их проводить политику сокращения денежной массы. При обратной операции она укрепляет резервные позиции США и делает возможным или вынужденным увеличение долларовой массы. Как видим, «европейская» политика в области закупки золота воздействует на кредитно-денежную политику США, а последняя «определяет» мировые цены и доходы. Если американская кредитно-денежная политика усиливает инфляцию в остальном мире, «Европа» может стимулировать или вынуждать проведение политики сдерживания путем покупки золота; если же американская кредитно-денежная политика носит дефляционный характер, «Европа» может вызвать расширение денежного обращения путем продажи золота.

Из сказанного можно так определить механизм управления системой: США проводят политику расширения или сдерживания денежной массы в зависимости от избыточного или дефицитного состояния своих золотых резервов, а «Европа» покупает у них золото или продает его им в зависимости от того, ведет ли американская кредитно-денежная политика к инфляции или дефляции. Следовательно, золотовалютный стандарт представляет собой систему, и нас должны интересовать результаты ее функционирования.

Системе может быть придано точное математическое выражение. Конечно, это делается не с целью создать ложное впечатление точности действий центрального банка. Скорее, задача в том, чтобы выявить возможности, заключенные в рассматриваемом механизме, увидеть, какую помощь оказывает формализация в раскрытии этих возможностей (а ведь их очень легко упустить, если опираться только на интуицию, не подкрепленную расчетом).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]