Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Статья 5.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
11.12.2018
Размер:
72.7 Кб
Скачать

Проблемы теории и тактики управления, 2000г, №1

Роберт А. Манделл

проф. Колумбийского университета, Нью-Йорк

Королевская Шведская академия наук присудила Нобелевскую премию по экономике за 1999г. профессору Колумбийского университета (Нью-Йорк) Роберту А. Манделлу за анализ кредитно-денежной и финансовой политики в условиях различных режимов валютных курсов и оптимальных валютных зон. Роберт А. Манделл родился в Канаде в 1932г. Защитив диссертацию о международном движении капиталов 1956г., получил степень доктора в Массачусетском технологическом институте.

Р. Манделл заложил основы теории, определяющей практические направления кредитно-денежной и финансовой политики в открытой экономике. Его вклад, хотя и сделанный несколько десятилетий назад, является актуальным и в настоящее время для теории международной макроэкономики.

Статья была опубликована на авторской странице в Интернете в связи с присвоением Р. Манделлу Нобелевской премии.

ЭВОЛЮЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ

  • Золотовалютный долларовый стандарт представлял собой последовательную систему, но она была не достаточно стабильной и имела асимметрию

  • Параметры системы могли достичь предельных значений, определяемых резервами и ценой золота, и вызвать кризис конвертируемости

  • Какое-то время удерживать систему в рабочем состоянии помогли паллиативы, в частности специальные права заимствования

В 1944г. в Бреттон-Вудсе (США) состоялась валютно-финансовая конференция ООН. Обсуждалась задача восстановления международной экономической системы. Основные инициативы исходили от США и Великобритании.

Тогда дискутировались четыре проблемы, остро вставшие уже в 30-х годах: экономический изоляционизм, депрессия, национализм и нестабильность. Необходимо было создать институциональный механизм, позволяющий сдерживать цикл, устранить валютный хаос, протекционизм, торговые ограничения, валютный контроль и дискриминацию во внешней торговле, восстановить систему кредитования. Признавалось, что установление управляемых взаимосвязей в экономике предполагает некоторый отказ от национального суверенитета в обмен на участие в наднациональных органах власти.

Вопросы, требовавшие решения, были двоякого рода – финансовые, связанные с платежным балансом, валютными курсами и международными кредитами, и коммерческие, включающие протекционизм, дискриминацию, а также рост торговли и занятости.

Результатом переговоров стало создание Международного валютного фонда (МВФ), отвечающего за состояние валютных курсов, ликвидности и краткосрочные финансовые аспекты платежных балансов, и Международного банка реконструкции и развития (МБРР), занимающегося долгосрочным кредитованием и политикой развития. Правда, в первые годы их деятельность затруднялась тем, что ресурсы были неадекватны задачам. Кроме того, и это, на мой взгляд, является более важным обстоятельством, в то время их функции предвосхищались помощью по плану Маршалла, а ее нельзя было дублировать обращаясь к МВФ.

Другая часть плана, касающаяся торговых отношений, была в своем институциональном воплощении менее удачной. Она запуталась в сложных переговорах, неудачных компромиссах и, наконец, встретила препятствие в лице Конгресса США. В результате устав международной торговой организации, подписанный в Гаване в марте 1948г., подвергся критике и в Великобритании, стремившейся к тому, чтобы правила торговли были увязаны с проблемами полной занятости, и в США – из-за наличия пункта о возможности отказа от ответственности, необеспеченности защиты инвесторов и отсутствия запрета дискриминации и валютного контроля. Устав обвиняли в том, что только США и Швейцария могли бы соответствовать его положениям. Менее противоречивые положения Гаванского соглашения об условиях торговли (отвергнутые Конгрессом США в 1950г.) были включены в Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ).

Неудача Гаванского соглашения означала, что послевоенной экономике пришлось действовать в ситуации, когда отсутствуют четкие меры по обеспечению ценовой стабильности и полной занятости на международном уровне. Глобальная макроэкономическая стабильность оказалась покоящейся на стабильности международной валютной системы.

Порядок или система

25 лет назад при анализе итогов Бреттон-Вудса я провел различие между валютной системой и валютным порядком. Система представляет собой общность различных элементов, объединенных регулярным взаимодействием в соответствии с той или иной формой управления. Когда речь идет о международной валютной системе, имеются в виду механизмы, регулирующие взаимодействие между странами – участниками международных экономических отношений, прежде всего взаимодействие денежно-кредитных инструментов, используемых ими на рынках валюты, капиталов и товаров. При этом управление осуществляется через национальную политику отдельных стран и ее взаимодействие в той несовершенной форме, которую называют сотрудничеством.

В отличие от системы порядок представляет принципы и рамки, в которых действует система. Это законодательные, договорные, регулирующие и другие установления, образующие систему и определяющие понимание ее условий участниками. Валютный порядок для валютной системы – это примерно то же, что конституция для политической или электоральной системы. Следовательно, можно рассматривать валютную систему как modus operandi (способ функционирования) валютного порядка.

Система претерпевает изменения независимо от того, замечаем ли мы их или нет. Порядок может быть жестким, нереагирующим на проблемы, возникающие в связи с изменениями системы. Если мы неспособны отличить проблемы системы от проблем порядка, то можем ошибочно отбросить представления о системе, которая оказывается неэффективной, или осуждать порядок, созданный под переросшую его систему. В последнем случае следует задать вопрос, что было бы лучше: укреплять порядок и сдерживать изменения в системе или модифицировать порядок в соответствии с изменениями системы?

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]