Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
russkaya_pressa_o_tolstom.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
25.11.2018
Размер:
1 Mб
Скачать

13. «Русские ведомости», 1902, №n 241, 243 (1, 3 сентября)

Л.Н. Толстым в Ясной Поляне получено множество телеграмм:

Редакция газеты «Русские ведомости»:

С чувством глубокого уважения приветствует вас редакция «Русских ведомостей» по случаю исполнившегося 50-летия Вашей общественно-литературной деятельности и желает вам многих лет здравия и плодотворного творчества.

Петербург. Комитет Литературного фонда за подписью председателя и всех членов отправил Льву Николаевичу Толстому следующую телеграмму:

Приветствуя 50-летие литературной деятельности, как великий праздник в истории русской мысли и в истории русского слова – в Вас доблестного и неутомимого борца за умственное и нравственное совершенствование человечества.

Редакция газеты «Русское слово»:

К бесчисленным благодарным голосам всего человечества, гордого и счастливого тем, что имеет вас современником, редакция и сотрудники газеты «Русское слово» присоединяют свой скромный голос, приветствуя 50-летие деятельности величайшего художника и человека.

Редакция детского журнала «Родник» шлет сердечные поздравления и самые горячие пожелания

Редакция армянских журналистов

Овсяников-Куликовский

Репин

Художник Пастернак

Сергеенко, Линев – «великому гражданину земли русской»

Телеграмма, подписанная некоторыми представителями печати:

Дорогой Лев Николаевич! Несколько литературных работников, собравшихся в день 50-летия Вашей доблестной деятельности, шлют Вам свои искренний привет. А. Хирьяков, Ольга Шапир, Жуковский, Свирский, Лукьянов, Лемке, Брусянин, Яковлев-Богучарский.

14. «Уралец», 1902, № 105 (5 сентября)

          1. К литературному юбилею Льва Николаевича Толстого

Завтра исполнится 50 лет со дня появления первого произведения Льва Николаевича Толстого. Полвека напряженной работы мысли­теля, художника и моралиста, на глазах которого русский народ из цепей крепостного права пошел на встречу к освобождению.

Л.Н. Толстой был свидетелем последних дней мрачной эпохи, молодым он встретил зарю русского возрождения. Ему пришлось пережить тяжелое переходное время, наступившее после общественного подъема, когда дух старины с воскресшей силой загородил дорогу устремившейся было вперед жизни.

И теперь на склоне лет своих он снова стоит перед зарей нового и здорового будущего своей родины, которую он любил и которой отдал свои силы.

И стоя на рубеже двух веков, на закате своей жизни великий писатель принадлежит не прошлому, а будущему. С будущим сросся его мощный и благородный дух, с беззаветной смелостью искавший правду в свободе.

И вот почему он так велик и вот почему он так дорог.

В своей неустрашимой борьбе, не знавшей никаких компромиссов, не допускавшей никаких уступок и сделок, в борьбе с отживающим прошлым – Лев Николаевич Толстой нам дорог как непреклонный за­щитник свободы человеческого духа, независимого от внешней свобо­ды и общественных форм.

Его защита не знала границ и условий, его нравственная смелость, дерзость его мысли поистине поразительны и беспримерны.

Ряд поколений был живым свидетелем зрелища удивительной кра­соты, этого непоколебимого служения совести, этой беспощадности к самому себе перед лицом правды, этого рыцарского бесстрашия перед всесокрушающим хором вековых голосов «здравого смысла» и обожаемых преданий старины.

Ряд поколений на живом примере учился тому, как надо отно­сится к жизни, как надо искать ее правду, как надо любить ее истину...

И как бы ни были чужды иным воззрения великого писателя, как бы ошибочным ни казался им путь, которым он шел и которым он пролагал путь к своему идеалу, – они все не могут не выразить своей признательности за то нравственное удовлетворение, за тот редкий образец жизни по убеждению, который давал этот ве­ликий человек тысячам слабых и сильных людей.

Жизнь по убеждению, жизнь духа, не признающего над собой никакой иной власти, кроме правды и любви – ведь это и есть тот великий идеал, к которому человек должен стремиться.

Мы были свидетелями, когда лучшие русские люди считали своим долгом и обязанностью бороться о проповедь Льва Николаевича Толстого. Это было тяжелое время безверия, разлада и общего угнетения 80-х годов.

Это время нашло прекрасный поэтический образ для себя в фантазии Вл. Короленко «Тени».

Вы помните Сократа, в царстве теней, который среди глубокого мрака шел опасными крутизнами, над безднами среди скал, на­встречу бурям и громам шел к вечной цели человеческой жизни – к истине.

Вы помните, как цеплялся за его одежды жалкий Элпидий, суе­верный раб своего времени, который не знал и не понимал, как можно идти вперед среди мрака навстречу неведомым опасностям тьмы, которую нельзя ни видеть, ни предупредить.

20 лет назад мы переживали такое время, когда лучшие русские люди остановились, не зная и не видя дороги… Когда ни одного луча не было впереди, а опасностей много. Мощная фигура Льва Николаевича Толстого того времени напоминает нам это шествие Сократа к истине в царстве теней минувшего.

Да, он шел вперед, как и Сократ, среди всеобщего мрака. Что с того, что не видно было пути, – он знал, что следует идти вперед.

Истину не ищут, стоя на месте.

Что с того, что цепляющиеся за его одежды современники, эти жалкие Элпидии, опошляли его учение и показывали на деле – к чему приводит дорога, избранная им.

Он шел к истине.

И мы услышали совет, не противься злу насилием, не в силе Бог, а в правде.

Окруженные злом, обессиленные борьбой с ним, многие честные умы того времени вознегодовали.

И они снова услышали ответ: если бессилен бороться – уйди и устрой свою жизнь по своей правде.

Страстные филиппики лучших русских людей были направлены на эту вредную проповедь.

Они видели, Элпидии пытались ее осуществить, и отвращение охватило их.

Но Толстой не остановился пред этим авторитетным голосом це­лого поколения в лице его лучших и честнейших представителей.

Он шел вперед, он искал истину.

Он ее видел там, впереди… И минуя бездны и скалы, шел он к ней навстречу. Изумленные тени прошлого, увидя бессилие свое остановить искания истины, отлетели и открыли небо.

Мы, дожившие до настоящего момента, помнящие упреки Льву Тол­стому в том, что он служит своей проповедью не прогрессу, а его противникам, мы знаем теперь – как ошибались упрекавшие. Оценив Толстого для своего времени и лишь для верхушек народа, они не разглядели его значение для народных масс, для всей русской жизни в будущем.

Имя Льва Николаевича Толстого в наше время является символом лучших и заветнейших стремлений. Но того, что сделал этот человек для русского простого народа – еще никто не оценил и не пытался оценить.

В Толстом искали вождя интеллигенции и забыли о Толстом для народа, для малых сих.

А между тем это едва ли не первый русский писатель, употре­бивший всю силу своего мощного гения для непосредственной службы простому народу.

Для нас он поступился своей славой, своими литературными склонностями, своими привязанностями, и упорно работал над тем, чтобы создать книгу для серого полуграмотного читателя, для тех миллионов, которым он не забыл отдать долг своих отцов и прадедов.

Мруз

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]