Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Соц адаптация и индивид-ция в разв личн.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
12.11.2018
Размер:
141.31 Кб
Скачать

3. Проблема социализации.

Каждый из нас, наверняка, задает себе вопрос: «Что, какие силы, обстоятельства сделали меня, мой духовный мир таким, какой он есть?» Но ответить на него не столь просто как кажется. Перед нами одна из самых сложных проблем современного обществознания.

Каждодневная трудовая деятельность, острые политические события, статья а газете, реплика, брошенная в городском транспорте, личный пример лидера страны, общение с товарищами, дискуссия в курилке, критика со стороны руководителя и задушевная неторопливая беседа с отцом, неодобрительный взгляд попутчика и интересная книга — все это влияет на человека, формирует его внутренний мир, направляет поведение. Причем одно и то же обстоятельство, событие на одного может оказать глубокое воздействие, подвигнуть и пересмотру жизненных ориентиров, на другого же вообще не окажет никакого влияния, он даже не обратит на него внимание. Пройдя через аналогичные жизненные испытания (школу жизни), люди могут диаметрально отличаться своими взглядами на мир, убеждениями во имя чего жить и как жить.

Формирование личности, обретение индивидом социокультурной формы процесс настолько сложный, в нем участвует такое множество движущих сил, факторов, что создание какой-либо единой модели, способной объяснить духовный мир каждого человека, пути его становления — крайне затруднительно.

Социология стремится начертить лишь основные линии, по которым можно вести анализ социализации — процесса формирования социальных качеств, свойств, ценностей, знаний и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социальных связей, институтов и общностей.1

Социализация достаточно широкий процесс. Она включает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, связанными с природными объектами, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения. Последнее и будет в центре нашего внимания в данном случае.

Рассматривая проблемы личности, мы фактически уже приступили к анализу, осмыслению процесса обретения личностью социальных свойств и качеств. Напомним, были выделены две составляющие процесса развития личности, ее духовного мира. С одной стороны, деиндивидуализированные социально-групповые, классовые, этнические, профессиональные и т.д. стандарты, образцы ролевого поведения, предлагающие (предписывающие) личности определенный тип поведения, подкрепленные различными формами социального контроля. С другой стороны, — автономная, независимая личность, содержащая потенциальную возможность собственной позиции, неповторимости, которая проявляется в процессе пояска, выбора и осуществления социальных ролей. Перед нами два основных персонажа процесса социализации. Проследим за тем, как они взаимодействуют в нем, проанализируем некоторые специфические проблемы социализации.

I. Социализация — процесс, играющий огромную роль как в жизни общества, так и личности. От успеха социализации зависит, насколько личность, усвоив сформированные в данной культуре ценности, нормы поведения, наладив взаимодействие с партнерами в системе социальных связей, сумела реализовать свои способности, задатки, живет в социальном отношении комфортно и благополучно. Взлеты человеческих судеб и жизненные провалы, уверенность в жизни и чувство обреченности, достижение благополучия, реализация своих способностей и ощущение себя «чужаком», «неудачником» — вот лишь некоторые свидетельства эффективной (или не эффективной) социализации той или иной личности.

Для общества — успех процесса социализации становится своеобразной гарантией того, сумеют ли представители новой генерации занять место старших поколений в системе социальных взаимодействий, перенять их опыт, умения, ценности. Социализация, другими словами, обеспечивает самовозобновляемость общественной жизни, социума. Неполадки в системе социализации, не только порождают конфликты поколений, но ведут к дезорганизации социальной жизни как таковой, к распаду общества, утрате его культуры, целостности.

Следует учесть, что тип, модель процесса социализации определяется тем, каким ценностям привержено общество, какой тип социальных взаимодействий должен быть воспроизведен. В обществе, уважающем свободу личности, ее индивидуальность, открытом для инноваций, творческой инициативы, социализация организуется таким образом, чтобы обеспечить воспроизводство этих свойств социальной системы. Самой личности в процессе ее формирования представляется значительная свобода, она научается самостоятельности и ответственности, уважению к своей индивидуальности, индивидуальности Других. Это проявляется повсеместно как в реальных, практических жизненных ситуациях, так и в ходе воспитания в семье, организации учебы в школе, вузе и т.д. Причем, подобная гуманистически-либеральная модель социализации предполагает органическое единство свободы и строгой ответственности личности за то, как она этой свободой воспользовалась.

2. Чтобы представить сам процесс социализации личности, начнем с исходного пункта. Перед нами, с одной стороны, биологический организм новорожденного, а с другой — система социальных связей, институтов, культура социума, ее ценности, нормы поведения и т.д.

У новорожденного есть все биологические предпосылки, чтобы стать дееспособным участником социальных связей и взаимодействий. Но ни одним социальным свойством врожденно человек не обладает. Социальный опыт, ценности, чувство совести и чести — генетически не кодируются и не передаются.

Будут ли вообще реализованы эти предпосылки, в какие социальные качества, свойства они воплотятся, зависит от того, с какой средой будет взаимодействовать данный организм. Вне социальной среды человеческий организм в человека не превращается. Наука накопила множество свидетельств о судьбах детей — Маугли, оказавшихся по тем или иным причинам вне социальных связей. В результате организм рос, но даже элементарных социальных свойств (речи, мышления, не говоря о чувстве совести, стыда и т.д.) не приобретал.

Это одна сторона связи биологического организма и социальной среды, имеющая значение для процесса социализации. Есть и другая. Она касается этапов становления и развития духовного мира личности, форм и сроков освоения его социальных требований, ожиданий, ценностей.

Речь идет, в частности, о хронологическом совпадении оптимального срока усвоения социальных ценностей, норм поведения с биологическим развитием человека. На это обращали свое внимание Ж.Пиаже и Л.С.Выготский, который подчеркивала своем учении о критических периодах развития личности, что определенные социальные изменения духовного мира личности происходят синхронно с соответствующими биологическими сдвигами. Развивая эти идеи, американский исследователь Л.Кольберг предложил, пожалуй, самую детальную и методически разработанную теорию морального развития личности.

В науке общепринято выделять три гласных уровня морального сознания личности: 1) доморальный уровень, когда ребенок руководствуется своими эгоистическими побуждениями; 2) уровень конвенциальной морали, для которого характерна ориентация на заданные извне нормы и требования; 3) уровень автономной морали, т.е. ориентация на внутренне воспринятую, интериоризированную систему принципов. Л.Кольберг выделяет несколько стадий, соответствующих разным уровням морального сознания, которые мы приводим в интерпретации И.С.Кона.

I. «Доморальному» уровню соответствуют стадии: 1) ребенок слушается, чтобы избежать наказания; 2) ребенок руководствуется эгоистическими соображениями взаимной выгоды (послушание в обмен на какие-то конкретные блага и поощрения).

2. «Конвенциональному» уровню соответствуют стадии: 3) модель «хорошего» ребенка, движимого желанием одобрения со стороны значимых других и стыд перед их осуждением: 4) установка на поддержание установленного порядка и правил (хорошо то, что соответствует правилам).

III. Уровню «автономной морали» соответствуют стадии:

5А) подросток осознает относительность и условность нравственных правил (релятивизм) и требует их логического обоснования, пытаясь свести его к принципу полезности;

5Б) «релятивизм» предыдущей стадии сменяется признанием высшего закона, соответствующего интересам большинства.

Лишь после этого

6) формируются устойчивые моральные принципы, соблюдение которых обеспечивается собственной совестью, безотносительно к внешним обстоятельствам и рассудочным соображениям.

Значимость этих идей в том, что они были подтверждены в ходе эмпирических исследований, проведенных в США, Англии, Канаде, Мексике. Результаты свидетельствуют о наличии устойчивой закономерной связи между уровнем морального сознания, с одной стороны, его возрастом и интеллектом — с другой. Число детей, стоящих на «доморальном» уровне, с возрастом резко уменьшается. Для подросткового возраста наиболее типична ориентация на мнение значимых других или на соблюдение формальных правил (конвенциональная мораль). В юности начинается постепенный переход к автономной морали, который, как правило, сильно отстает от развития абстрактного мышления.

По существу идет речь о поэтапном формировании собственного «Я» личности. В основе этого процесса переход от духовного мира детства, опекаемого, управляемого, регулируемого взрослыми (т.е. внешне регулируемого поведения) к идейно-нравственному облику самостоятельного человека, развивающегося на основе личного убеждения, саморегуляции, самоуправления.

Внешне эта перестройка духовного мира может проявляться а повышенной критичности, в сочетании застенчивости, искренности и подчеркнутой самоуверенности, стремлении к обсуждению философских. вечных вопросов, — противоречивом единстве детских и взрослых черт. Через сомнения, через высокую критичность личность пытается понять мир, себя самого доподлинно, убедиться в справедливости накопленных и внушаемых ей ценностей, идей.

Следует учесть, что люди нередко в своем развитии застывают на подступах к автономной морали. В этом сказывается как развитость их интеллектуального уровня, так и социокультурная среда, в которой они живут, характер нравственной, деловой жизни. Там, где личность жестко подчинена внешним требованиям, где индивид не имеет возможности в достаточной мере проявить свою самостоятельность, инициативу, где каждый его шаг контролируется, создаются социальные предпосылки массового осуществления, говоря в терминах М.Вебера, традиционных действий и мотивов формирования человека-винтика, приученного «жить как все», «как положено».

Итак, становление личности в детские, юношеские молодые годы — это сложный процесс, в котором взаимодействуют биологические, возрастные и социальные факторы. Не следует думать, что процесс социализации распространяет свое влияние лишь на этот период жизни человека, охватывает исключительно этап преобразования биологического организма в дееспособную личность. Безусловно, в юные годы создается фундамент всего духовного развития личности. Этим и объясняется особая роль семьи в формировании личности, где жизнь преподает индивиду первые и самые впечатляющие уроки, где складываются опоры его духовного мира. Вместе с тем, вряд ли стоит чрезмерно абсолютизировать роль духовной основы, заложенной в детские и юношеские годы. При всей своей значимости, эта основа содержит преимущественно чувственно-эмоциональный компонент, сугубо личностные качества: совестливость, честность, смелость и т.д. Лишь вступив во взрослую самостоятельную жизнь, включившись в широкий контекст социальных связей, участвуя в решающих социальных институтах, личность активно формирует, например, свои политические приверженности, осознает конкретно, как жить, во имя чего жить. И еще неизвестно, станет ли лично совестливый человек принципиальным борцом с несправедливостью других, приобретет ли лично активный индивид качества смелого политика и т.д.

Процесс обретения, уточнения, развития человеком социальных свойств, качеств по сути не знает возрастных границ, хотя, конечно, какая-то база, фундамент, сформированные в молодости, сохраняется. Во-первых, меняются социальные роли, которые выполняет личность. Даже рождение внука, выход на пенсию оставляют неизгладимый след на внутреннем мире личности, требует исполнения новых функций, оправдания ролевых ожиданий. Достаточно бурно и драматично протекает социальное развитие 30—50-летних. Новые должности, статусы, новые связи, отношения, новый опыт. Во-вторых, изменения, в том числе глубокие, претерпевает и общество, как целостная система социальных связей. Это требует подчас мучительной и трудной внутренней работы, предполагает корректировку, а иногда и обновление установок, жизненных ориентиров личности. Наглядный пример тому — сложные процессы, происходящие в духовной жизни всех поколений наших соотечественников сегодня.

Обратим внимание и на существенные различия процесса социализации на тех или иных этапах становления и развития личности.

В духовном развитии людей старшего возраста существенно повышается роль самостоятельного анализа и оценки внешних социальных условии, событий, а также самовоспитания и других форм самодетерминации. Воздействие средств массовой информации в этом случае, чаще всего наталкивается на глубокие и достаточно устойчивые убеждения личности, ее собственное видение проблемы. Это не всегда скажешь о духовном развитии молодежи, юношества, детей. Здесь эффект внешних воздействий, а том числе сознательных, воспитательных существенно повышается. При внешней критичности молодые люди удивительно доверчивы, впечатлительны. Если удается преодолеть отчужденность, молодые люди нередко становятся относительно легко управляемой массой. Не случайно то влияние, которое на них могут оказать лидеры неформальных групп сверстников, рок-звезды и т.д.

3. В процессе социализации среда влияет на духовное развитие личности как целенаправленно, преднамеренно, так и непреднамеренно. В качестве последнего имеются в виду те впечатления, жизненные уроки, которые личность получает, осмысливает в процессе участия в социальных институтах и общностях, регулируя свои отношения в ходе социальных взаимодействий, участвуя в осуществлении типичных для данного общества, моделей деятельности (трудовой, семейной, политической и т.д.). Для выполнения тех или иных функций человек проходит через систему социального отбора, предписаний, должен воспринять соответствующие ценности, нормы поведения.

Другими словами, включаясь в систему социальных связей, личность получает жизненный опыт, предметное представление о том, что одобряется, а что отвергается в данном обществе, в данной среде, как следует выполнять свои функции, обязательства и т.д. Она взвешивает, оценивает, принимает решения для себя, делает жизненные выводы.

Естественно, в детские, юношеские и даже молодежные годы спектр этих социальных ролей крайне узок. Ребенок же вообще во многом познает мир, благодаря игре, имитации, подражанию старшим. Во взрослые годы резко расширяется спектр социальных ролей, а вместе с тем и жизненный опыт, человек проходит через своеобразное сито множества ролевых предписаний, сталкивается с ролевыми конфликтами, — все это существенно обогащает духовно личность, активно развивает в ней способность самостоятельно анализировать, выбирать, решать.1

При этом ведущую роль в формировании жизненных представлений играют ценности, нормы, требования, с которыми индивид сталкивается в процессе выполнения определяющих ролей, связанных с профессией, имущественным положением личности, определяющих ее статус в обществе.

Как видим, реальное функционирование системы социальных связей оказывает огромное, по сути решающее социализирующее воздействие на личность. Но это воздействие непреднамеренное. Мы в этом случае имеем дело со скрытой, латентной функцией деятельности социальных институтов и общностей.

Для обеспечения большей надежности, гарантированности процесса социализации личности обществом, осуществляются целенаправленные формы социализации, прежде всего воспитания. В ходе воспитания происходит специальный отбор как задач, идей в духе которых желательно формирование личности, так и средств, методов, которые способны обеспечить наибольший эффект этого процесса.

На ранних этапах развития общества процесс социализации был вплетен в трудовую деятельность, домашний труд; специально организованных ее форм не существовало. Выделение целенаправленного воспитания происходит лишь на определенных этапах социальной эволюции. Социальная организация усилий по формированию личности, видимо, предполагала в том или ином виде понимание того, что: а) «личностью не рождаются, а ею становятся, что давало шанс для воспитания; б.) что духовный мир личности во многом зависит от того, кто и как на нее оказывал воздействие; в) личность желательно сформировать с качествами, полезными для общества, социальной группы, семьи. И по всей видимости гораздо позже, уже накопив опыт воспитания, люди приходят к пониманию того, что г) личность формируется в результате как целенаправленных, так и непреднамеренных влияний среды; д) что формирование личности представляет процесс взаимодействия внешних и внутриличностных факторов, т.е. стремлений, склонностей и способностей самой личности.

Сегодня воспитание приобрело характер постоянно действующего, специально организованного элемента жизни цивилизованного общества. Оно осуществляется в ходе деятельности ряда социальных институтов: семьи, образования, средств массовой информации, религии и т.д.

В реальном процессе социализации органически переплетаются преднамеренные, целенаправленные и непреднамеренные формы. Первые тесно связаны со вторыми, дополняют и углубляют их воздействие. Ведь оставаясь один на один со своими жизненными впечатлениями, человек чаще всего, в особенности в юношеские и молодые годы, не способен осмыслить их глубоко, вскрыть в текущих буднях подлинные ценности жизни, ее перспективы и т.д. Процесс воспитания позволяет личности уверенно опереться на опыт предков и разум общества в понимании смысла бытия, повышает общую эффективность процесса социализации личности, обретения его социальных свойств и качеств, реализации заключенных в ней способностей, своеобразия.