Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пример реферата.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
04.11.2018
Размер:
435.71 Кб
Скачать

Джон Дьюи

Философской почвой, на которой окончательно сформировался американский функционализм, стали идеи Дж. Дьюи, который переехал в Чикаго в 1894 г. За два года до его переезда в Чикаго открыл свои двери новый университет, который с самого начала должен был стать одной из достопримечательностей города. Действительно, в течение следующих лет Чикагский университет занял одно из первых мест в США и скоро стал главным центром светского образования в стране. Одной из самых удачных “находок” президента университета был молодой философ Джон Дьюи. Скоро после того, как Дьюи стал профессором университета, он пригласил своих друзей Тафтса и Мида присоединиться к нему.  

Чикагский университет способствовал, в частности, политике активного городского развития. Город получил не просто университет, но и настоящую школу научных исследований, результаты которой находили свое практическое применение. Там объединилась группа интеллектуалов, которые стремились реализовать идеи прагматизма на практике по различным направлениям. Джон Дьюи, приглашенный для работы на должность профессора и декана факультета философии, психологии и педагогики, основал Чикагскую школу прагматизма, которую возглавлял в течение десяти лет, вплоть до 1904 г. Первоначально в группу входили его коллеги – философы Дж. Мид, Дж. Тафтс, Дж. Энджелл, Э. Эймб и Э. Мур, позднее к ним присоединились представители других дисциплин. Городское расселение и застройка, промышленность, социальное реформирование – эти темы занимали умы Дьюи и его сподвижников. Позднее в школу вошли психологи и социологи, которые пытались приспособить философские идеи к практическим нуждам модернизации города, что впоследствии было воплощено в индустриализации и урбанизации Чикаго. Именно на основе философских идей прагматизма получили развитие Чикагские школы социологии, психологии, теологии. Многие из архитекторов посещали собрания философского клуба Чикагского университета, участвовали в его проблемных дискуссиях.  

Для философов-прагматистов этот город стал творческой лабораторией для разработки пространственных форм, соответствующих нарождающейся новой эстетике. В том числе в фокусе внимания этой группы была и архитектура. Архитектура рассматривалась как среда формирования человека, одна из наиболее важных частей того ежедневного опыта, который и создает личность. Опыт можно считать одним из краеугольных камней философии Дж.Дьюи. По Дьюи, архитектура сама является частью эстетического опыта человека и формой его образования, которое осуществляется непосредственно через легко узнаваемые пространственные модели. Цель проектирования – создание архитектурных объектов, которые облегчали бы и обогащали человеческий опыт. Согласно принципам прагматизма, архитектура – это интегрирующая часть жизни, которая вносит свой вклад в качество опыта каждого человека и помогает сформировать те культурные значения, которые становятся впоследствии проводниками будущего опыта. 

Почему архитектура более важна для получения эстетического опыта по сравнению с другими видами искусства? Прагматисты в своих работах дают ясный ответ. Архитектура наиболее тесно связана с человеческим опытом через материальную деятельность. Дьюи утверждает, что архитектурная среда является не просто задником или жизненной сценой, вторичной по отношению к диалогам участников действа, она становится “каркасом жизненного повседневного опыта людей”, помогает им адаптироваться в сложном запутанном окружающем мире. Различные виды искусства и архитектура возникают в процессе художественного творчества. Однако объект архитектуры связан с бюджетом строительства, нормами и правилами, технологией строительства, функциональными требованиями.

Прагматизм встает в оппозицию широко распространенному в профессиональной среде пониманию архитектуры как элитарно-эзотерического искусства, развивающегося в соответствии с собственными принципами красоты и постоянства. Согласно Дьюи, философия проектирования отвергает автономную, самодостаточную и самооцениваемую архитектуру, не зависимую от социальных, политических и культурных контекстов, в которых она находится. Напротив, цель проектирования – производить такие архитектурные объекты, которые формируют место ежедневной жизни людей, устанавливают для них смысловые значения культуры.  

Другое важное положение прагматизма рассматривает архитектуру в качестве физического контекста человеческой жизни. Происходит постоянное взаимодействие человека со средой, точно так же, как взаимодействие с другими людьми и внешним миром. Этот опыт формирует индивидуальные привычки, пристрастия, приемы, которые постоянно модифицируются. Между жильцами и домом, в котором они живут, горожанами и средой их жизнедеятельности возникают обоюдные связи. Цель человеческой деятельности, согласно философии прагматизма, - “достижение “хорошего опыта”, то есть яркого и сильного жизненного переживания. Таким образом делается вывод о том, что качество архитектурной среды должно постоянно улучшаться, чтобы повышалось качество ежедневного опыта каждого горожанина.  

Логическим продолжением контекстуального подхода к архитектуре было требование прагматизма к изменению профессионального мышления архитекторов. Это касается, прежде всего, роли архитектора в обществе. Во многом причина нежелания заниматься “рутинными” объектами городской среды лежит в традиционном профессиональном мышлении, которое увековечивает особую роль архитектора и “веру в то, что архитектор обладает каким-то специальным доступом в духовный мир”. Роль архитектора как “мессии”, который несет людям красоту, достаточно живуча в профессиональном сообществе. Как пишет Дьюи, “до тех, пор, пока в архитектурной профессии существует деление на “высокую архитектуру” для избранных и “здания для простых людей”, дуализм сохранится... Любые сооружения и структуры, будь то заправочная станция, торговый павильон, производственный корпус, – все они являются кандидатами для работы над ними архитектора”.

Важной чертой прагматического отношения к архитектуре стало утверждение ее особого языка, так как, согласно Ч. Пирсу, всякое искусство обладает языком, передающим знания о культурных ценностях общества и социальную информацию. Дьюи писал: “Архитектура производит больше, чем просто утилитарные формы: арки, пилоны, цилиндры, прямоугольники, сферы. Она выражает их эстетические характеристики, которые в совокупности прочитываются зрителем и рождают тот или иной образ”. В свою очередь предшествующий эстетический опыт человека определяет границы кодов, которые формируют способ “прочтения архитектуры”.

Отмечая несомненное влияние идей прагматизма на американскую архитектуру, необходимо подчеркнуть сложность и неоднозначность этого процесса. Прежде всего, это касается отношения прагматизма к проблеме стиля. Проведенный выше анализ показывает, что американский функционализм во многом опирался на идеи прагматизма. Американский исследователь Д. Эгберт пишет: “Американская философия инструментализма Дьюи, как, между прочим, и все остальные разновидности прагматизма, имеет много общего с … функционализмом и, следовательно, с философией архитектуры Салливена и Райта”. Вместе с тем идеи прагматизма оказались воспринятыми и эклектичной архитектурой, которая получила развитие в начале ХХ века в США. С точки зрения формо- и стилеобразования, функционализм и эклектика – явно противоположные явления.