Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (лекции).doc
Скачиваний:
52
Добавлен:
28.10.2018
Размер:
1.01 Mб
Скачать

Убеждение

Ошибкой было бы считать, что чем больше мы говорим, тем вернее убеждаем. Убеждать человека не значит спорить с ним. По словам Ларошфуко: “Люди упрямо не соглашаются с самыми здравыми суждениями не по недостатку принципиальности, а из-за избытка гордости: они видят, что первые ряды в правом деле разобраны, а последние им не хочется занимать”.

Отличительные черты убеждения:

  • Аргументированное, сознательное, словесное доказательство своих идей, мнений, поступков.

  • Действительно тогда, когда опирается не только на слова, но и на дела, эмоции, эффекты заражения, внушения и подражания.

Сила убеждения будет зависеть от того, насколько понятна позиция убеждаемого человека, его мотивы. Чтобы понять это, надо постараться взглянуть на вещи глазами собеседника, проявить сочувствие к его желаниям и переживаниям.

Тема 35. Индивид в массе, воздействие массы.

Масса меняет индивидуальное поведение, стирая групповые различия между ними и трансформируй нивелируя всю индивидуальную психику. Главные отличительные признаки индивида в массе: аноним­ность и исчезновение сознательной личности, пре­обладание бессознательной личности, снижение ин­теллекта и всей рациональной сферы, ориентация массой мыслей и чувств индивида в одном и том же направлении, тенденция к безотлагательному осуществлению внушенных идей. Утрачивая индивидуальную ответственность, индивид обретает ощущение всемогущества и безответственности. Механизмами психологического влияния массы на индивида явля­ются заражение, подражание и внушение. Масса оказывает на индивида двойственное влияние. Если отдельный индивид всегда руководствуется личным интересов, то масса свободна от него. Зна­чит, она может быть направлена либо в криминаль­ную, либо бескорыстную сторону. Массе может быть свойственно разрушение, но ей может двигать и оду­хотворенность во имя каких-то идеалов.

Тема 36. Масса и ее вожаки, их основные типы.

Массой движут вожди особого типа — «вожаки». Во-первых, это убежденные проповедники, апостолы неких верований (религиозных, социальных или по­литических). Во-вторых — фанатики одной идеи, «помощники апостолов». В-третьих — «дегенераты», ущербные физически, умственно или социально лич­ности, защитники доктрин, которые обещают им лучшую будущность. В-четвертых, это тираны или диктаторы. В свое время подобные типологии (в ча­стности, разработанные Г. Лебоном) производили впечатление тенденциозности и социальной ангажи­рованности их авторов. Однако, если вспомнить хотя бы общеизвестный фанатизм А. Гитлера, известный из мемуаров современников, моноидеизм В.И. Ленина или природную ущербность, сухорукость И.В. Стали­на, то многое представляется убедительным.

Тема 37. Возможности воздействия на массовые политиче­ские настроения.

В историческом развитии, как и в современных ус­ловиях, достаточно наглядно действие особого фено­мена массовых политических настроений, оказываю­щего заметное влияние на динамичные политические процессы. В массовом выражении политические настроения начали активно и относительно постоян­но проявляться в политике достаточно давно. Уско­рение темпов исторического развития, повышение его динамичности влечет за собой все более отчет­ливое усиление роли массовых настроений. Современные условия внесли ряд качественных из­менений в психологию масс, как субъекта политиче­ских процессов. При общем росте информированно­сти и развитии сознания, идет процесс нарастания импульсивности массового поведения. Это связано с изменениями условий производства и жизни в пе­риод научно-технической революции, характера по­требностей и возможностей их удовлетворения, а также нарастающим общим динамизмом бытия.

В ряду традиционных понятий и категорий политиче­ской науки свое место занимает понятие «массовые политические настроения». Оно легко и естественно вписывается в категориальную систему политических наук. Специальный методологический анализ показывает, что понятие «массовые политические настроения» вы­ступает в качестве субкатегории по отношению к та­ким понятиям как «политическое сознание» (онтоло­гическая связь основана на том, что настроения — форма функционирования массового политического сознания на обыденном уровне, а также первичный, эмоционально-оценочный, а иногда непосредственно действенный компонент такого сознания); «политиче­ская культура» (настроения включены в последнюю, как компонент актуального политического сознания, его прежних вариантов, и как идеологический прообраз будущего сознания); «политическое поведение» (являясь механизмом инициирования и регуляции такого поведения); «политическая система» (слу­жа субъективной основой функционирования как отдельных стержневых элементов, так и всей сис­темы в целом). Массовые настроения относятся к политико-психологическому пласту механизмов, связанных с политикой как деятельностью значи­тельных масс людей и обеспечивающих мотивационную сторону этой деятельности.

В рамках политической психологии массовые настроения рассматриваются как особые психические состояния, каждое из которых можно определить как однородную для достаточно большого множества людей субъективную реакцию, отражающую удовлетворенность социально-политическими условиями жизни; оценку возможностей реализации социально-политических притязаний; стремление к изменению условий ради осуществления притязаний. Природа настроений связана со взаимоотношением притяза­ний (ожиданий) людей и реальных условий жизни. Это специфическая реакция на рассогласование потребного и наличного. Субъектом массовых настроений является общность людей, объединенных единым переживанием. Зарож­даясь в конкретных социальных группах и слоях, настроения быстро распространяются, формируя специфические по своим характеристикам массы в качестве собственных субъектов тех или иных на­строений. В достаточно конкретном выражении это толпа, в более широком — массовое движение, в экс­тремальном — большинство общества, охваченное однородным политическим настроением. Истоки развития настроений связаны с разными субъективными оценками реальной действительно­сти, которые могут совпадать, порождая массовые яв­ления, когда одинаково оцениваются значимые для многих людей события. Развитие настроений носит циркулярный характер. Динамика развития связана со сменой направленности, интенсивности и экс­прессивности. Функциональный подход позволяет подразделять на­строения в зависимости от тех конкретных функций, которые они выполняют в политических процессах. В соответствии с практической политической значи­мостью и очевидностью проявления можно выделить 1) функцию формирования субъекта потенциальных действий и, соответственно, настроения, формирующие потенциально-действенные общности (например, массовые движения); 2) функцию инициирования и ре­гуляции массового политического поведения и соот­ветствующие настроения (например, приводящие к модификации политической системы); 3) функцию политико-психологической оценки и, соответствен­но, сигнально-оценочные настроения, лежащие в ос­нове отношения к политической реальности и поли­тического сознания (например, нового политического мышления). Возможности воздействия на массовые настроения связаны с изменением притязаний и возможностей их реализации. Стабилизация позитивных настрое­ний достигается за счет уравновешивания первого и второго. Отставание возможностей реализации вы­зывает недовольство. Их совпадение с притязания­ми, а тем более опережение — подъем позитивных массовых настроений.

Массовые политические настроения, выполняя функ­цию формирования субъекта потенциального поли­тического действия, сплачивают людей совместным переживанием расхождения притязаний и возможно­стей их достижения, а также позитивной оценкой вероятности реализации притязаний посредством определенных действий. Основываясь на расхожде­нии потребностей и возможностей (недовольство), на­строения, лежащие в основе массовых движений, различаются интенсивностью негативной оценки су­ществующей ситуации, отношением к прошлому и будущему, а также оценкой направленности необхо­димых действий. В леворадикальных движениях до­минируют сверхвысокие новые притязания, которым подчинено все поведение, направленное на отрицание ради развития. В реформистских умеренные при­тязания определяют умеренные поступательные действия. В праворадикальных доминируют уже достигавшиеся (реально или иллюзорно) притяза­ния, редуцирующие поведение во временном (воз­врат к прошлому) и содержательном («простые пути») отношении.

Осуществляя функцию инициирования и регуляции политического поведения, массовые настроения вы­зывают процессы модификации политической системы двумя путями: либо «снизу», выделяя поли­тическую силу, способную оформить настроения повести за собой массы; либо «сверху», пoбуждая правящие круги к реформам системы. В динамично в настроенческом отношении обществе даже незначительное преобладание настроений недовольства вызывает резкие изменения политической системы. В относительно статичном — необходима схвачен­ность однородным настроением подавляющего боль­шинства членов общества, что ведет к радикальному слому прежней системы и достаточно быстрой кон­солидации настроений по ходу формирования новой политической системы. Особым случаем является попытка самообновления системы тоталитарного типа, разрушающая настроенческую однородность в целях избегания ее спонтанного саморазрушения: идя на перестройку под влиянием предвосхищаемого дав­ления массовых настроений, такая система попадает в зависимость от ей же инициированных процессов и оказывается вынужденной ускорять и углублять преобразования под угрозой нарастающего давления теперь уже реальных настроений недовольства.