Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (лекции).doc
Скачиваний:
52
Добавлен:
28.10.2018
Размер:
1.01 Mб
Скачать

Тема 3. Политика как особый вид деятельности людей.

Предмет политической психологии в целом — это политика как особая человеческая дея­тельность, обладающая собственной структурой, субъектом и побудительными силами. Как особая деятельность, с психологической точки зрения, по­литика поддается специальному анализу в рамках общей концепции социальной предметной деятель­ности А.Н. Леонтьева. С точки зрения внутренней структуры, политика, как деятельность, разлагается на конкретные действия, а последние — на отдельные операции. Деятельности в целом соответствует мо­тив, действиям — отдельные конкретные цели, опе­рациям — задачи, данные в определенных условиях. Соответственно, всей политике как деятельности соответствует обобщенный мотив управления че­ловеческим поведением (его «оптимизации»). Кон­кретным политическим действиям соответствуют оп­ределенные цели согласования интересов групп или отдельных индивидов. Наконец, частным политиче­ским операциям соответствуют отдельные акции разного типа, от переговоров до войн или восстаний. Субъектом политики, как деятельности, могут высту­пать отдельные индивиды (отдельные политики), малые и большие социальные группы, а также мас­сы. Политика, как деятельность в целом, как и ее от­дельные составляющие, может носить организован­ный или неорганизованный, структурированный или неструктурированный характер. История, теория и практика применения политико-психологических знаний позволяет вычленить три основные задачи, решаемые политической психоло­гией как наукой. Первая задача — анализ психоло­гических компонентов в политике, понимание роли «человеческого фактора» в политических процессах. Второй задачей, как бы надстроившейся над первой, является прогнозирование роли этого фактора и, в целом, психологических аспектов в политике. Нако­нец, третьей задачей, вытекающей из первых двух, остается управленческое влияние на политическую деятельность со стороны ее психологического обес­печения, т.е. субъективного фактора.

Тема 4. Предмет и задачи политической психологии.

В зарубежной науке предметом политической психологии принято считать «психологические компоненты политического поведения человека». Согласно англо-американскому словарю политического анализа, задача политической психологии заключается в «исследовании психологических конструктов (установки, убеждения, ожидания, восприятие) для объяснения политического поведения человека».    Мнение отечественных ученых сходится в том, что политическая психология должна изучать «политическую жизнь современного общества во всем ее многообразии» и быть направленной на «изучение мотивации политической активности социальных субъектов». Это означает, что с позиции отечественной науки предметом политической психологии выступают психологические закономерности и механизмы участия человека и социальных групп в политических процессах. 

  К основным задачам политической психологии относится весь спектр проблем, которые связаны:  с психологическими аспектами политической деятельности субъектов политических процессов; 

с поведением и отношением личности в сфере социально-политического взаимодействия;  с явлениями общественной и индивидуальной психики, которые сопряжены с проявлениями массовых коммуникаций; 

с изучением и разработкой моделей, алгоритмов и технологий возникновения и развития различных политических явлений;

с психолого-прогностическим обеспечением политических процессов.

  Необходимо отметить, что в политической психологии задействуется весь арсенал методических приемов и психотехник. Особенно продуктивными являются различные виды наблюдений, а во взаимодействии с субъектами политики, актуальными являются способы исследования структуры и характера межличностных отношений на основе измерения их межличностного выбора, то есть социометрические исследования. 

Как любая наука, политическая психология имеет своего рода «скелет» в виде логического и методоло­гического, понятийного и категориального аппарата, образующий «язык» науки. Основная категория по­литической психологии — это политика в ее деятель­ной трактовке. Данная категория развертывается в целом комплексе достаточно соотносимых между со­бой понятий. Политическое сознание — одна из безусловно цен­тральных категорий современной политической психологии, входящая в систему ее понятийных ко­ординат, и обозначающая результаты восприятия субъектом той части окружающей его действитель­ности, которая связана с политикой, и в которую включен он сам, а также его действия и состояния, связанные с политикой. Еще одно важнейшее понятие и стержневая категория политической психологии — политическое самосозна­ние. Под политическим самосознанием принято пони­мать процесс и результат выработки относительно устойчивой и осознанной системы представлений субъекта политических отношений о самом себе в со­циально-политическом плане, на основе которой такой субъект целенаправленно строит свои взаимоотноше­ния с другими субъектами и объектами политики как внутри социально-политической системы, так и за ее пределами, и относится к самому себе. Это осознание себя в политике как самостоятельного деятеля, цело­стная оценка своей роли, целей, интересов, идеалов и мотивов поведения.

Помимо политического сознания и самосознания, в политике играет огромную роль и то, что обычно называют иррациональным или бессознательным. В широком смысле, это совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании индивидуального субъекта политического поведения (или представленных с недостаточной сте­пенью осознанности), но оказывающих активное, а в некоторых ситуациях определяющее влияние на по­ведение значительных неструктурированных конгло­мератов людей (например, типа толпы). Коллективное бессознательное вызывает специфические формы по­ведения, именуемые стихийным, «вне коллективным (массовым) поведением».

Политическая культура часто рассматривается как ос­нова всей политической деятельности или, по крайней мере, как фактор, определяющий характер, особенно­сти и уровень развития политической деятельности. Содержание понятия «политическая культура» вклю­чает исторический опыт, память социальных общностей и отдельных индивидов в сфере политики, их ориентации, навыки, влияющие на политическое по­ведение. Этот опыт содержит в обобщенном, преобра­зованном виде впечатления и предпочтения в сфере внешней и внутренней политики. Известны три основных «чистых» и ряд смешанных типов политической культуры. Среди «чистых» — патриархальный, подданический, активистский. Сре­ди смешанных наиболее известен тип «гражданской культуры».

В достаточно общем, политико-психологическом виде, человеческая психика может быть представлена как состоящая из четырех основных блоков. Во-первых, блок политического восприятия — восприятия поли­тики как таковой и, в частности, восприятие полити­ческой информации. Во-вторых, блок политического мышления — переработки воспринятой политиче­ской информации, ее осмысления и принятия поли­тического решения. В-третьих, блок политических эмоций, чувств и аффектов — эмоционального оцени­вания выводов политического мышления. Итоговым, и уже выходящим за пределы собственно психики, яв­ляется блок политического поведения — конкретных действий, основанных на воспринятой, переработан­ной и оцененной информации. Одним из важнейших проявлений политической пси­хики в реальной политики является инерция психи­ки — восприятия, эмоций и, особенно, мышления.

Принципиально важную роль в формировании поли­тической психики вообще и, особенно, политическо­го мышления играют политические установки и сте­реотипы. Понятие «установка» относится к наиболее сложным в политической психологии. В общем видбг это предготовность субъекта реагировать тем или иным конкретным способом на то или иное полити­ческое событие или явление. Установка — это внут­реннее качество субъекта политики, базирующееся на его предшествующем опыте и политической куль­туре.

С политико-психологической точки зрения, стерео­тип — стандартизированный, схематизированный, упрощенный и уплощенный, обычно ярко эмоцио­нально окрашенный образ какого-либо социально-по­литического объекта (явления, процесса), обладаю­щий значительной устойчивостью, но фиксирующий в себе лишь некоторые, иногда несущественные его черты. Иногда определяется как неточное, иррацио­нальное, чрезмерно общее представление. В широком смысле, это традиционный, привычный канон мысли, восприятия и поведения, шаблонная манера поведе­ния, стандартный способ осуществления действий в определенной последовательности. В целом, это обо­значение единообразия, тождества, инерции мышле­ния, косности, ригидности и т. п.