Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия Учебник ч.1.doc
Скачиваний:
467
Добавлен:
03.03.2016
Размер:
1.58 Mб
Скачать

Глава 7. Немецкая классическая философия

1. Исторические условия формирования немецкой классической философии

2. И. Кант – основатель немецкой классической философии

3. Философия Фихте и Гегеля

4. Антропологический материализм Фейербаха

§1. Исторические условия формирования немецкой классической философии

Три исторических события оказали влияние на формирование и раз­витие немецкой классической философии: французская буржуазная ре­волюция 1789-1794 годов, промышленная революция в Англии и обста­новка в самой Германии. Однако решающее значение имела французская революция.

Немецкие философы приветствовали французскую революцию. В самой революции они скоро разочаровались, но они остались верны ее идеалам. Отсюда возникает задача теоретическим путем найти гуманные способы по­строения общества, основанного на принципах свободы, равенства и братства.

Построить такое общество может только свободный человек. Отсюда вт0-рая теоретическая задача немецкой философии – доказать, что человек - существо свободное и активное. Говоря словами Канта, «спасти свободу» Че­ловека.

Суть этой проблемы состоит в том, что только свободный человек может создать новое общество и новую жизнь. Человек, который сам себе цель, сам выбирает способы и средства ее достижения, сам отвечает свои действия. Человек не свободный сам ничего сделать не может. Он средство, орудие в руках внешних сил (Бог, природа, общество).

Надо было доказать, что человек не просто «часть природы», не просто «продукт среды и воспитания», человек – свободный и активный субъект исто­рического процесса. Он сам творит себя, свою жизнь и свою историю.

Проблему свободы и активности человека немецкая классическая фи­лософия решает с идеалистических позиций. Для неё человек – прежде всего существо разумное и мыслящее. Разумность – это сущностная Ха­рактеристика человека. При таком понимании сущности человека его сво­бода и активность также понимаются как качества разумного, мыслящего субъекта. Свобода понимается как свобода мышления и свобода выбор, активность – как активное участие человека в процессе познания себя мира.

Немецкая философия поставила проблему человека и его свободы как важ­нейшую теоретическую и практическую проблему. Эта проблема стала цент­ральной проблемой философии 20 века.

§2. И. Кант – основатель немецкой классической философии

Творчество И. Канта (1724-1804) делится на два периода: докритический и критический.

Докритический период (примерно до начала 70-х годов). В этот пери­од Кант занимается проблемами естествознания и выдвигает две есте­ственнонаучные гипотезы. Первая – о естественном возникновении сол­нечной системы и вторая – о замедлении вращения Земли благодаря приливам. Эти две гипотезы внесли принцип историзма в теоретическое есте­ствознание и пробили брешь в метафизическом способе мышления. Кант по­казал, что Вселенная и Земля не остаются вечными и неизменными. Они име­ют свою историю. Они возникают и развиваются по естественным законам.

Критический период. Основная цель этого периода – критически ис­следовать познавательные способности и возможности человека. Выяс­нить, как и что может познать человек, а что он не может познать в принципе.

Возникает вопрос: «правильно ли сформулирована сама задача и можно ли ее успешно решить?». Кант считал, что да, Гегель считал, что нет.

По Канту, наши способности познавать – это постоянные, неизменные, врожденные способности человека. Гегель считает, что познавательные спо­собности человека возникают и развиваются в процессе самого познания. В чем суть спора? Обратимся к гегелевскому примеру о схоласте, который хотел «научиться плавать, прежде чем броситься в воду». Спор идет о том, как появляется и развивается способность познавать (плавать).

Кант считает, что способность познавать (плавать) есть врожденная способность человека, независимо от того, учился он плавать или нет. Гегель же утверждает, что способность познавать (плавать) возникает и развива­ется в процессе самого познания (плавания). Чтобы научиться плавать - надо залезть в воду, чтобы научиться познавать и мыслить – надо позна­вать и мыслить.

Различное понимание природы познавательных способностей человека оп­ределяет различное отношение к задаче, поставленной Кантом. Кант полага­ет, что наши познавательные способности постоянны и неизменны. Изучив их, мы раз и навсегда выясним, что человек может познать, а что нет. На этой основе затем и будет построена истинная философия. Гегель считает, что наши познавательные способности развиваются вместе с развитием самого позна­ния. Следовательно, выяснить какие-то постоянные и неизменные познаватель­ные способности человека в принципе невозможно.

Иными словами, Кант абсолютизирует познавательные способности чело­века 18 века и объявляет их способностями человека вообще. Гегель утверждает, что познавательные способности человека развиваются вместе с развитием процесса познания.

Поставив задачу, Кант приступает к ее решению.

Первичной способностью нашего познания, по Канту, является способ­ность ощущать. Ощущения дают нам «чувственный опыт» и являются источни­ком наших знаний. Вызываются ощущения «предметами, которые действуют на паши чувства» и которые существуют вне нас («вещь в себе»).

Таким образом, исходный пункт философии Канта материалистичес­кий – объективный мир является источником наших ощущений и пред­ставлений.

Вопрос о том, как соотносятся наши знания о мире («предмет» в голове, «вещь для нас») с самим миром (предмет вне головы, «вещь в себе»), Кант решает дуалистически (двойственно).

С одной стороны, он признает объективное существование вещей вне го­ловы («вещь в себе»), с другой, он считает их непознаваемыми и утверждает, что мы имеем дело только с «предметами» в голове («вещь для нас»). «Пред­мет» в голове – это единственный «предмет», который нам является, который мы знаем и который представляет собой единственную реальность, с которой мы имеем дело. Что же касается «предмета» вне головы, то, поскольку он на­ходится по ту сторону наших ощущений, мы о нем ничего знать не можем. Да, он существует, да, он является источником наших ощущений, но каков он сам по себе, мы не знаем и никогда не узнаем. У нас в принципе нет такой позна­вательной способности. Природа нашего познания такова, что мы не можем выйти («трансцензус») за пределы наших ощущений и представлений и по­знать то, что стоит за ними. Отсюда вывод: мир вне нас – непознаваем. В этом заключается агностицизм Канта.

Так, мир в философии Канта раскололся на два мира – мир феноменальный (мир явлений, мир «вещей для нас», мир, данный нам в чувствах) и мир ноуме­нальный (мир субстанциальный, мир «вещей в себе», мир умопостигаемый).

Теория познания Канта

Прежде чем рассматривать теорию познания Канта, уточним суть пробле­мы, которую он решает. Это та же проблема, которую решали Платон и Арис­тотель. Как, каким способом мы можем получить истинные, т. е. всеобщие и необходимые знания о сущности вещей? Чувства их не дают. Их дает разум. Но как он это делает? Каков процесс получения истинных знаний?

Согласно Канту, всеобщие, необходимые, т.е. истинные знания о сущности вещей мы получаем благодаря нашим априорным (доопытным, врожденным) формам познания и мышления.

Что это значит?

По Канту, в нашем познании мы имеем дело только с миром явлений. Про­ще говоря, с тем, что есть в нашей голове, с тем, что нам является. Но тогда почему разные люди имеют одинаковые представления и знания о вещах, о которых они ничего не знают? Потому, что голова у всех людей от рождения устроена одинаково. Все люди одинаково воспринимают мир и познают его. Эти природные, врожденные способности человека познавать и есть априор­ные формы мышления. Поскольку способности познавать у всех людей оди­наковы (врожденны), то все они получают одинаковые представления и знания. В результате наши знания имеют всеобщий и необходимый характер.

Признание существования априорного знания и априорных форм мышле­ния – основа философии Канта. Поэтому в зависимости от того, признают их или нет, признают или нет его философию.

Процесс познания, по Канту, это сложный, всеобщий и необходимый процесс, с активным участием в нем человека. Он включает в себя три обязательных момента (ступени).

1. Чувственное познание. Априорными формами чувственного познания являются пространство и время. Это значит, что все свои ощущения человек упорядочивает в пространстве и во времени. Получается чувственный, нагляд­ный образ. Отсюда следует два вывода:

а) мы не знаем, что представляет собой вещь вне головы, но нам она «явля­ется» во времени и пространстве;

б) пространство и время – это субъективные формы нашего мышления.

2. Рассудок. Полученные чувственные представления перерабатываются рассудком. Априорными формами рассудка являются категории, понятия. Рас­судок – это способность составлять суждения, это способность мыслить. Мыш­ление есть познание через понятия. Рассудок дает нам частные знания об от­дельных областях действительности.

3. Разум.Знания, полученные рассудком, перерабатываются разумом. Ап­риорными формами разума являются идеи. Идея о человеке, идея о мире и идея о Боге. С их помощью мы стремимся получить единые, всеобщие знания о человеке, мире и Боге. Но это в принципе невозможно. Почему?

Цель Разума – получить единое, всеобщее знание о человеке, мире и Боге. Разум опирается на рассудок. Рассудок опирается на понятия. Каждое поня­тие дает истинные знания, но сами эти понятия противоположны: случайность - необходимость, единичное – общее и т.д. Следовательно, понятия дают хотя и истинные, но противоположные знания. Как объединить эти истинные, но проти­воположные знания в единое знание и получить единые и всеобщие знания о че­ловеке, мире и Боге? Возникает явное противоречие. Так Кант сформулировал проблему антиномий (проблему противоречивости самого знания).

Сам Кант объяснял это противоречие как «наказание» разуму за его попыт­ки выйти за пределы «мира явлений». Пока разум остается в границах «мира явлений» – противоречий нет, но как только он выходит за эти границы и пыта­ется познать ноуменальный мир, сразу возникают противоречия, поскольку о мире самом по себе он никакими данными не располагает. Поэтому, по Кан­ту, любая теория, если она логически непротиворечива, является истинной по отношению к миру явлений и ложной по отношению к миру самому по себе.

Такое объяснение порождало ряд вопросов.

1. Наши знания (идеи) о человеке, мире и Боге зависят не от них самих (о них мы ничего не знаем), а от выбранной нами системы понятий, с помо­щью которых мы их описываем. Выбрав одну систему категорий, мы докажем, что мир сотворен или что он конечен. Выбрав другую, мы обоснуем, что он не сотворен и бесконечен и т. д. Но в таком случае как можно получить всеобщие и необходимые знания?

2. Если все теории равноценны, то какой теорией руководствоваться чело­веку в практической жизни? Кант полагал, что это не теоретический, а практи­ческий вопрос.

Итак, процесс познания, по Канту, это сложный, всеобщий и необхо­димый процесс. Он включаете себя чувства (созерцание), рассудок (суж­дения) и разум (умозаключения). Без любого из этих элементов теорети­ческое познание невозможно.

Отсюда главный вывод философии Канта: объект, который не дан нам в чувствах, не может быть объектом теоретического мышления, теоретического знания. Поэтому такие «вещи», как Бог, душа, материя, которые не даны нам в чувствах, не могут быть доказаны теоретически (с помощью чистого разума).

Доказать теоретически существование Бога, души, свободы и бессмертия невозможно. Но мы можем в них верить на уровне практического разума.

«Практическое есть все то, что возможно благодаря свободе». Это значит, что если в области чистого разума господствует необходимость, то в области практического разума господствует свобода. Доказать существование свобо­ды теоретически невозможно, но существование «практической свободы» до­казывается опытом.

Объективные законы свободы дает разум. Законы свободы являются практи­ческими законами. Они указывают, что «должно происходить, хотя, быть может, никогда и не происходит». Этим они отличаются от законов природы, которые показывают то, что происходит. Следовательно, «чистые практические законы» – это «моральные законы». Практический разум – это прежде всего разум мо­ральный, разум нравственный. Именно исходя из необходимости нравственно­сти Кант доказывает необходимость Бога, души, бессмертия и свободы. Только при их признании возможна нравственность и нравственные принципы.

Практически решает человек и вопрос о выборе той или иной теории. По Канту, он должен, пользуясь своей свободой, опираясь на заповеди Божий, выбирать те теории и идеи, которые ведут к благу человечества.

Таким образом, Иммануил Кант разработал последовательную философс­кую систему, в которой дал ответы на кардинальные вопросы человеческого бытия: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?». С точки зрения И. Канта, всякое знание начинается с опыта, но не ограничива­ется им. Некоторые знания порождаются самой познавательной способностью человека и являются доопытными, априорными. Опытное знание единично, слу­чайно, априорное – всеобще и необходимо. Создание новой философии И. Кант связывал с преодолением ряда трудностей, обусловленных ограниченностью и антиномичностью теоретического познания. Ограниченность теоретичес­кого познания есть следствие того, что мир разделен на доступные знанию «явления» (феномены) и непознаваемые «вещи в себе» (ноумены).

Антиномичность, противоречивость познания коренится в самой сущности мышления, в его невозможности охватить мир в целом без опоры на чувствен­ное созерцание.

Наличие этих трудностей не говорит о невозможности философии вооб­ще – она возможна, с точки зрения Канта, как критика достоверности позна­ния, установления его границ. При этом новая философия не должна останав­ливаться на критике теоретического («чистого») разума, не менее важной задачей для нее должна стать критика практического разума (морали, нрав­ственности, поведения).

Для Канта поведение человека должно основываться на трех максимах:

1. Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом;

2. В своих поступках исходи из того, что человек является высшей ценностью; его нельзя использовать только как средство;

3. Все поступки должны быть ориентированы на общее благо.