Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УП практикум.doc
Скачиваний:
426
Добавлен:
02.03.2016
Размер:
967.17 Кб
Скачать

Литература

Дурманов Н.Д. Стадии совершения преступления по советскому уголовному праву. М., 1955.

Здравомыслов Б.В. Стадии совершения умышленного преступления. М., 1960.

Иванов В.Д. Ответственность за покушение на преступление. Караганда, 1974.

Караулов В.Ф. Стадии совершения преступления. М., 1982.

Козлов А.П. Стадии и неоконченное преступление. Красноярск, 1993.

Козлов А.П. Учение о стадиях преступления. СПб., 2002.

Кузнецова Н.Ф. Ответственность за приготовление и покушение на преступление. М., 1958.

Панько К.А. Добровольный отказ от совершения преступления. Воронеж, 1985.

Тишкевич И.С. Приготовление и покушение по уголовному праву. М., 1958.

Нормативный правовой акт и его судебное толкование

Уголовный кодекс Российской Федерации (ст. 8, 29 – 31).

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 г. № 1 «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)» (п. 2).

11. Соучастие в преступлении Вопросы

1. Соучастие: понятие и признаки.

2. Виды и формы соучастия.

3. Виды соучастников.

4. Ответственность соучастников, ее основания и пределы.

Рекомендации к изучению темы

Необходимо твердо знать и правильно толковать законодательное понятие соучастия (ст. 32 УК), его объективные и субъективные признаки.

Изучая формы соучастия, следует учитывать дискуссионность и сложность этого вопроса. Многие ученые, классифицируя формы соучастия, исходят из требования логической полноты классификации. Они выделяют два критерия: объективный и субъективный. Объективный критерий (способ взаимодействия соучастников) позволяет разграничить простое соучастие (соисполнительство) и сложное соучастие (участие в преступлении организатора, подстрекателя или пособника). Субъективный критерий (степень согласованности действий соучастников) позволяет выделить соучастие без предварительного сговора, соучастие с предварительным сговором трех видов (группа лиц по предварительному сговору, организованная группа, преступное сообщество или организация). При внешней логической стройности данная теоретическая концепция является неточной, не основана на законе и не находит поддержки в практике. Она скрывает существенное различие правовых последствий: сложного соучастием без предварительного сговора и группы лиц без предварительного сговора; сложного соучастия с предварительным сговором и группы лиц по предварительному сговору. Ее полнота лишь видимая, сложное соучастие с предварительным сговором вообще не существует в смысле данной классификации, хотя в практике оно встречается очень часто. Студентов эта концепция нередко вводит в заблуждение и приводит к ошибочным выводам:

1) якобы группа лиц по предварительному сговору является сложным соучастием – на самом деле группа лиц по предварительному сговору представляет собой простое соучастие (соисполнительство);

2) якобы соучастие с предварительным сговором невозможно за рамками группы лиц по предварительному сговору, организованной группы или преступной организации (сообщества) – на самом деле такое соучастие возможно, широко распространено и имеет место в большинстве случаев, когда действия лица квалифицируются со ссылкой на ст. 33 УК как действия организатора, подстрекателя или пособника (напр., заранее обещанное укрывательство вообще невозможно без предварительного сговора).

В большей мере основана на законе и точно отражает практику другая концепция, в которой видам и формам соучастия отводится самостоятельное значение. С помощью объективного критерия выделяют два вида соучастия: простое (соисполнительство) и сложное (участие в совершении преступления организатора, подстрекателя или пособника) – данная классификация является полной. Кроме того, на основании легального критерия выделяют четыре формы соучастия, которым закон (ст. 35 УК) придает правовое значение: группа лиц; группа лиц по предварительному сговору; организованная группа; преступное сообщество (организация) – данная классификация не претендует на теоретическую полноту, акцентируя внимание на фактах, имеющих правовое значение. За рамками форм соучастия остаются большинство случаев сложного соучастия.

Все формы соучастия по общему правилу (но с исключениями) представляют собой простое соучастие, т.е. соисполнительство (распределение ролей не исключено в функциональном смысле слова, но это не юридическое распределение ролей организаторов, подстрекателей и пособников).

«Группа лиц» без предварительного сговора является соисполнительством, но не тождественна ему. Соисполнительством является также группа лиц по предварительному сговору (всегда), а также (в большинстве случаев) организованная группа, ее разновидности и объединения (преступная организация и преступное сообщество).

Для констатации «группы лиц по предварительному сговору» необходимо найти не менее двух соисполнителей, и только после этого можно квалифицировать содеянное как совершенное «группой лиц по предварительному сговору». В преступлении, совершенном группой лиц по предварительному сговору, могут участвовать и иные соучастники (организаторы, подстрекатели, пособники, если они непосредственно не участвовали в выполнении объективной стороны преступления). Однако требование о наличии не менее двух исполнителей (участников группы) и предварительного сговора между ними остается обязательным.

«Организованная группа» определяется в практике иначе. Сначала устанавливается устойчивость группы, ее организованность, а уже затем действия всех участников устойчивой группы (независимо от их роли), участвовавших в совершении преступления, автоматически квалифицируются как действия соисполнителей. Только как исключение из общего правила возможно сложное соучастие с единственным исполнителем в преступлении, совершенном организованной группой:

1) при совершении преступления со специальным субъектом (где исполнителем признается только лицо, обладающее признаками специального субъекта, поэтому действия других соучастников нельзя квалифицировать как соисполнительство);

2) при привлечении к ответственности лица (организатора), создавшего организованную группу либо руководившего ею, за преступления, которые охватывались его умыслом, но не участвовавшее в организации данного конкретного преступления и не руководившее его исполнением (ч. 3 ст. 33 и ч. 5 ст. 35 УК).

При квалификации содеянного в составе организованных групп следует избегать еще одной распространенной ошибки. Нельзя квалифицировать в качестве соисполнительства действия лица, выполняющего фактически роль организатора, подстрекателя или пособника в преступлении, совершенном организованной группой (даже если это обстоятельство охватывалось умыслом), если это лицо не является участником устойчивой группы, и роль его в деятельности такой группы является эпизодической (напр., лицо в единичном случае заплатило за убийство банде наемных убийц или в единичном случае предоставило бандиту орудие преступления) – их действия квалифицируются как преступление, совершенное организованной группой, со ссылкой на соответствующую часть ст. 33 УК. Лица, которые не являются участниками устойчивой группы, но участвуют в единичном преступлении, совершенном организованной группой, в роли соисполнителей, подлежат ответственности как соисполнители преступления, совершенного организованной группой.

Правила, сформулированные для организованной группы, относится и к преступным сообществам (организациям), которые является разновидностью организованных групп или их объединением.

Следует учитывать, что студенты нередко путают виды соучастия с видами соучастников.