Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Gibridnaya_voyna

.pdf
Скачиваний:
35
Добавлен:
28.02.2016
Размер:
1.37 Mб
Скачать

Война имиджей: ценности против ресурсов

активнаячастьнаселения,несовпали.Внешниеинтерпрета- торыизливалипотокисвоихсмысловнаголовыукраинцев. То же самое делали и внутренние интерпретаторы. По сути, шлагражданскаясмысловаявойна,котораявременамипере- ходила из виртуального в физическое пространство»1.

После бегства Виктора Януковича в феврале 2014 года украинское общество охватили смешанные чувства. Жи- тели Центра и Запада страны в подавляющем большин- стве своем были удовлетворены победой над четвертым президентом и его камарильей, тогда как на Донбассе и в Крыму победа Революции достоинства стала катали- затором для использования Россией технологии «кривого зеркала Майдана».

Российские СМИ, действующие в формате частно-го- сударственного партнерства под художественным руко- водством Кремля, использовали свое господствующее положение в украинском медиа-пространстве для про- движения потоков дезинформации, режиссируемых за- казчиком. «Экспансия же России держалась на старых, а не новых для аудитории смыслах, на активации и удер- жании советских ментальных конструкций. Россия удер- живает эти смыслы в теленовостях и телесериалах. Когда Украинаотключилаэти теленовости,этонеозначало,что она остановила действие квазисоветской модели мира. Украина приостановила (и то частично) информацион- ный поток, но виртуальный поток в виде, например, теле- сериалов или концертов поп-звезд никогда не прерывал- ся. И это имело важный эффект, поскольку украинские солдаты не могли стрелять в Крыму в российских, рас- сматривая их как своих» 2.

Россия уделила особое внимание созданию матрицы противостояния с Украиной. Это свидетельствует о том,

1Там же.

2http://osvita.mediasapiens.ua/ethics/manipulation/pervaya_smyslovaya_ voyna_v_mire_ukraina_krym_rossiya

41

Евгений Магда. Гибридная война: выжить и победить

что в Кремле отлично понимали важность «идеологиче- ского блицкрига» в отношении нашей страны. Позволю себе предположить, что по ряду причин представители России не сомневались в успехе. Среди предпосылок их скорой победы они справедливо рассматривали разоб- щенность украинского политикума, «плодотворную ра- боту» команды Януковича, в которой ключевые позиции занимали российские агенты влияния, пренебрежение к украинской нации как таковой в мировом сообществе, причем зачастую со стороны самих украинцев. Россия поставила превращение Украины в failed state в разряд основных задач своей внешней политики и восприняла украинскую Революцию достоинства не столько в каче- стве прямой и реальной угрозы российскому домини- рованию на постсоветском пространстве, сколько как возможность максимально эффективно подчинить себе переживающую революционный кризис Украину.

Видимо, именно поэтому «русско-украинская смысло- вая война реализовалась в постоянной реинтерпретации происходящего, когда из двух альтернативных источни- ков для описания избирается тот, который более всего соответствует запланированным целям войны»1.

Приведу ряд примеров этого феномена:

уничтожение примет военной принадлежности: «зеленые человечки», «вежливые люди»;

уничтожение примет незаконности: «народный мэр», «народный губернатор», «народная самооборона», «воссоединение Крыма»;

усиление негативных характеристик противника: «боевики», «каратели», «карательная операция», «хунта», «самопровозглашенная киевская власть», «самопровоз- глашенный премьер»;

завышение своего позитива вплоть до сакрализации: «Крымнаш»,«городрусскихморяков»,«городрусскойславы»;

1 Там же.

42

Война имиджей: ценности против ресурсов

—описаниедействийиподборсоответствующеймоти- вации в целях их легитимации: захват админзданий объ- ясняется словами: «Это же наше, народное, а мы народ» 1.

Упомянутые методы позволяют понять, почему именно

вКрымуинаДонбассебылиосуществленыосновныеопера- ции гибридной войны России против Украины. Тамошнее населениепрактическинапротяжениивсегопериоданеза- висимости не наблюдало политической конкуренции, ока- завшись в роли электоральных крепостных сначала Ком- мунистической партии Украины, а впоследствии Партии регионов. Поэтому значительная часть нашей страны, на которойпроживаетпятаячастьеенаселения,оказаласьлег- кой добычей для российской пропагандистской машины.

Нужно сказать, что изначальные позиции России по- сле распада Советского Союза были намного предпочти- тельнее украинских. Москва унаследовала место в Совете Безопасности ООН, сокровища Алмазного фонда, золото- валютные резервы СССР и отсутствие претензий миро- вого сообщества по поводу наличия у Москвы арсенала ядерного оружия. Если сравнивать расставание бывших советских республик с Россией, то можно сказать, что

вначале 1990 х они практически сбежали из бывшей «се- мьи братских народов», не задумываясь о материальных потерях. Не лишним будет вспомнить, что Россия ни- чтоже сумняшеся приватизировала значительную часть общего исторического наследия, а большинство деятелей культуры, военачальников, любых лидеров общественно- го мнения, бывших уроженцами союзных республик сами назвались россиянами без оглядки на малые родины.

Всовременном мире одним из инструментов форми- рования имиджа государства является внятная и основан- ная на современных ценностях внешняя политика госу- дарства. Четкость внешнеполитического курса не просто закрепляет тот или иной образ государства в сознании его

1 Там же.

43

Евгений Магда. Гибридная война: выжить и победить

граждан, но и позволяет продвигать его в системе между- народных отношений. От этого отталкивается культурная политика, в том числе международная, которая продви- гает имидж государства неформально.

Хотя Украина в 1944 году была одной из основатель- ниц Организации Объединенных Наций и располагала с середины 1940 х годов собственной дипломатической школой (например, Киевский институт международных отношений закончил популярный грузинский политик Михаил Саакашвили), ей после обретения независимо- сти пришлось продвигаться через тернии непонимания к звездам признания равноправным субъектом между- народных отношений. Результатом стала пресловутая политикамноговекторности,впоследствииставшаяахил- лесовой пятой украинской государственности.

К сожалению, внешняя политика Украины была по- казательно пассивной, во многом не соответствующей потенциалу нашей страны. Дефицит целеустремленности

инастойчивости продемонстрировали не столько отечественные дипломаты, сколько руководство страны. «Внешняя политика Украины допустила традиционную ошибку: в моменты, когда нужно было действовать праг- матично, брал верх идеализм; когда же целесообразнее было быть идеалистами — побеждал принцип прагма- тизма. Так, в первые годы независимости, требовавшие прагматических решений, гарантий независимости

ирешительных шагов в направлении обеспечения соб- ственной политической и экономической безопасности новыми средствами, неоправданно много ресурсов было потрачено на идеалистические проекты, что напоминает похожую ошибку украинской внешней политики в 1917– 1919 годах. А во второй половине 1990 х годов, когда ряд таких возможностей был утрачен и единственной надеж- ной основой для эффективной внешней политики могла стать демократизация жизни внутри страны, в известной степениполитическийидеализм, —вовнешнейполитике

44

Война имиджей: ценности против ресурсов

воцарился принцип не совсем уместного прагматизма, эффективность которого была заранее ограниченной» 1.

Досадной оплошностью можно назвать отсутствие якор- ных для Украины позитивных образов, с которыми бы она ассоциировалась в окружающем мире. Чернобыльская ка- тастрофа 1986 года не только нанесла мощный удар по эко- логическому состоянию нашей страны, но и словно сковала порукаминогамвсех,ктомогсоздатькачественныйимидж Украины на международной арене, плотно засев в головах мировой общественности как первая ассоциация к слову «Украина».Говоряначистоту,можносказать,чтоотчаянная борьба многих поколений украинцев за независимость не оставила позитивных имиджевых моментов по банальной причине: историю пишут победители, и украинцев до по- следнеговременисрединихнебылослишкомдолго.Украин- скийголостерялсянаобщеевропейскоми российскомфоне.

Целесообразнобудетвспомнить,чтоУкраинапоявилась на ментальной карте Европы благодаря Освободительной войнеподруководствомБогданаХмельницкогов середине XVII векакак«земляказаков».Даи казакив XVI —XVII сто- летияхвоспринималисьв Европев качественаиболееква- лифицированнойевропейскойпехоты.Ксожалению,после Переяславскойрадыполнотасуверенитетаукраинскойгет- манскойдержавысужалась,внешнеполитическаядеятель- ность постепенно перешла под контроль Москвы.

Не без помощи «покровителей» из Московии украин- ский народ в Старом Свете начинают воспринимать в ка- честве полуазиатского.

Необходимоеотступление.Важнымурокомдолжнастать неспособность последователей Хмельницкого, среди кото- рых было немало талантливых деятелей, сформулировать

1Україна в постбіполярній системі міжнародних відносин: підручник / В. А. Манжола, В. Ю. Константинов, С. В. Андрущенко, А. А. Суботін, М. Г. Капітоненко; ред.: Л. В. Губерський; Київ. нац. ун-т ім. Т. Шевченка. — К.: Київ. ун-т, 2008. — 512 c.

45

Евгений Магда. Гибридная война: выжить и победить

основы собственного видения развития национальной го- сударственности. В лучших традициях тогдашней Европы казачьи гетманы вертели головами по сторонам, пытаясь найти союзников если не в Московии, то в Речи Посполи- той, Валахии, Османской империи, Швеции.

В результате ни стремление Петра Первого «в Европу прорубить окно», ни просвещенный абсолютизм Екатери- ныВторойдиалектическимобразомнемоглиобойтисьбез представителей украинского народа. Ксожалению, пода- вляющее большинство наших земляков оказались черно- рабочими на строительстве империи. Ряд представителей украинской элиты предпочли амплуа «полезных хохлов», верой и правдой служивших российской короне. Ситуация усугубилась тем, что после трех разделов Речи Посполитой украинские земли оказались разделенными между двумя империями. «В Австрийской (впоследствии Австро-Венгер- ской)украинцев-русиноввоспринималикакоднуиздевяти наций этого лоскутного государства, и они имели опреде- ленные права, прежде всего, в языковой и церковной сфе- ре» 1. Однако не более того. Им не пришлось переживать последствия Эмского указа 2 и Валуевского циркуляра 3, но отэтоговлияниеукраинцев,живущихподвластьюГабсбур- гов, на жизнь империи увеличилось слабо.

Не приходится удивляться, что «во время Первой ми- ровой войны украинцы впервые были использованы как инструмент политики Германии и Австро-Венгрии про- тив России. В военных штабах двух монархий разраба- тывали планы расчленения империи Романовых, отводя украинцам важную роль» 4. Такое развитие ситуации по- зволило великорусским шовинистам впоследствии гово- рить, что украинскую нацию придумали в немецкоязыч-

1http://tyzhden.ua/Politics/63189/PrintView

2https://ru.wikisource.org/wiki/Эмский_указ

3 https://ru.wikisource.org/wiki/Валуевский_циркуляр

4 http://tyzhden.ua/Politics/63189/PrintView

46

Война имиджей: ценности против ресурсов

ном генеральном штабе. К сожалению, в таком циничном подходе к судьбе одного из крупнейших европейских на- родов не было ничего удивительного — украинцы были вынуждены расплачиваться за отсутствие собственной государственности. Отмечу, что после Первой мировой войны Украина, к сожалению, проиграла битву за свою государственность, оставаясь разделенной на несколько частей.

Стоит отметить, что в первой половине ХХ века украин- цыполучилинезаслуженныйобразвоинствующихантисе- митов, бороться с которым в условиях отсутствия собствен- ной государственности было проблематично. Катализато- ром стало убийство в1926 году Самуилом Шварцбардом 1 одного из лидеров Директории Симона Петлюры, причем Шварцбардзаявил,чтотакимобразомонотомстилзаеврей- ские погромы, осуществлявшиеся армией УНР. Поскольку возможности адекватно ответить на эти обвинения у укра- инской общественности отсутствовали, по имиджевым позициям украинцев был нанесен серьезный удар. «Всег- да были силы, заинтересованные всоздании и подпитке антисемитского стереотипа об украинцах, и после Второй мировой войны он окончательно утвердился всознании западных кругов. С одной стороны, имели место факты коллаборционизма украинцев с немецкими оккупантами в уничтожении еврейского населения во время Второй ми- ровой, а с другой, были те, кто заинтересован в раздувании этой темы и укреплении стереотипа, который до сих пор наносит большой вред международному имиджу страны»2.

Пожалуй, основной проблемой в формировании по- зитивного образа украинцев в мире можно назвать тот факт, что на протяжении нескольких десятилетий за него

1Шварцбард Самуил Исаакович (или Шварцбурд, 1886–1938) — поэт, украинский анархист еврейского происхождения, убийца Симона Петлюри.

2http://tyzhden.ua/Politics/63189/PrintView

47

Евгений Магда. Гибридная война: выжить и победить

боролись преимущественно представители украинской диаспоры,тогдакаквластисамойУкраиныкэтомуотноси- лисьбезнадлежащегоинтереса.В лучшемслучаеформиро- вание образа одной из крупнейших республик Советского Союза подменялось примитивной шароварщиной. Важно отметить, что с 30 х годов ХХ века в восприятии западных стран слова «советский» и «русский» стали синонимами. С подачи Иосифа Сталина, задумавшегося над путями уни- фикации подвластных ему миллионов граждан, именно россияне стали титульной нацией Советского Союза в ги- пертрофированном виде. В Москве не были заинтересова- ны в развитии украинской идентичности.

Серьезной проблемой Украины является то, что «без собственного национального государства она долгое вре- мя не фигурировала на ментальной карте континента. После XVIII века о ней забыли. Политическая составляющаяв этомсмыслеоченьважна.В тожевремядосихпор страна остается в тени России, и не только политически. НаЗападемногихинтеллектуаловукраинскогопроисхож- дения с советских времен воспринимают исключительно как русских. В Германии знают о донских и волжских ка- заках, но ничего о запорожских, говорят о Киевской Руси лишь как о российском государстве и тому подобное. Это ментальное восприятие одного народа как другого очень глубоко укоренилось в сознании западных европейцев на бытовом уровне, и его трудно вытравить» 1.

Оттенки сине-желтого

После обретения независимости, которую на Западе восприняли на первых порах без должного энтузиазма и сопричастности, Украина прошла в восприятии циви- лизованного мира несколько последовательных этапов:

1 Там же.

48

Война имиджей: ценности против ресурсов

1991 — середина 1990 х годов. Страх перед Украиной, как потенциальной «обезьяной с ядерной гранатой», усу- губленный памятью о Чернобыльской катастрофе.

Втораяполовина1990 хгодов.Постепенноепривыкание к существованию независимой Украины, при этом воспри- ятие происходящего в нашей стране осуществлялось ис- ключительно в российском дискурсе. На развитие ситуа- циивУкраинеСШАидругиестраныЗападасмотреличерез призму своего восприятия России как признанного лидера постсоветского пространства. Недоумение по поводу появ- ления независимой Украины сменилось недоверием, ко- торое не смог поколебать даже добровольный отказ нашей страны от третьего в мире по величине ядерного арсенала.

Начало 2000 х годов. Определяющими в восприятии Украины цивилизованным миром стали «кассетный скандал» 1, дело о поставках «Кольчуг» 2, громкие скан- далы с внешнеполитическим резонансом. Любопытный факт: компрометирующие Леонида Кучму обвинения своим адресатом определенно имели столицы США и ЕС, а не граждан Украины. Запад предсказуемо отвернулся от нашей страны, словно воспользовавшись предостав- ленной возможностью. Это закономерно способствовало развороту украинской власти в сторону Москвы. Кульми- нацией негативного отношения Запада к украинскому руководству стал Пражский саммит НАТО в 2002 году, когда там использовали французский язык вместо ан- глийского для недопущения усаживания Леонида Кучмы рядом с Джорджем Бушем-младшим. При этом к Украине, где стабилизировалась экономическая ситуация, рос ин- терес со стороны потенциальных западных инвесторов.

2004–2006 годы. Произошла Оранжевая революция, дав- шая понять, что Украина делает выбор в пользу сближения с Западом,и вызвавшаяопределеннуюэйфориюотВиктора

1https://ru.wikipedia.org/wiki/Кассетный_скандал

2http://podrobnosti.ua/41376-tochku-v-dele-kolchug-dolzhna-postavit-oon.html

49

Евгений Магда. Гибридная война: выжить и победить

Ющенко в странах ЕС и США. Трендом стали завышенные ожидания от потенциальных реформ, которые быстро сме- нилисьострымнедоумениемиз-запротивостояниялидеров Майдана,конкурировавшихзаправовестистранувсветлое будущее,нонеспособныхсформулироватьключевыезадачи или минимально продвинуться на этом пути.

2007–2012 годы. Российско-украинские «газовые войны» серьезно подорвали доверие ЕС к нашей стране как стратегическому партнеру. А избрание президентом Вик- тора Януковича продемонстрировало, что основным век- тором внешней политики Киева с высокой степенью ве- роятности может стать российский. Западные политики не скрывали своего разочарования ситуацией в Украине, которая была усугублена судебным процессом над Юли- ей Тимошенко, быстро обретшим черты политического судилища.

2012 год. Проведение в Украине и Польше Евро-2012, несмотря на энергичные попытки отобрать у нашей стра- ны это право в связи с судебным процессом над Юлией Тимошенко, позволили рядовым европейцам воочию убе- диться, что Украина является частью общеевропейской семьи. По имиджевому значению для нашей страны Евро2012 — из ряда вон выходящее однозначно позитивное со- бытие, которое не затмила даже колоссальная коррупция во время подготовки к его проведению.

2013–2014 годы. События на Евромайдане, ставшие Ре- волюцией достоинства, доказали, что Украина видит свое будущее в Европе. Интерес к событиям в нашей стране серьезно вырос и вследствие аннексии Россией Крыма и разжигания конфликта на Донбассе.

На протяжении длительного периода независимого развития Украины, вплоть до Евромайдана, именно рос- сийская интерпретация и видение Украины определяли европейские оценки ситуации в нашей стране. Со США ситуация обстояла лучше во многом благодаря мощным позициям украинской диаспоры.

50

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]