Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эконом.соц-я с изменениями Матвеева.doc
Скачиваний:
69
Добавлен:
28.02.2016
Размер:
988.16 Кб
Скачать

9.1.4. Отличительные черты советского предпринимательства

В советской хозяйственной системе не было действенных стимулов к повышению эффективности производства, к внедрению новой техники, повышению качества производимых товаров. Основные усилия руководителей предприятий были направлены на выполнение плановых заданий, спускаемых сверху. На достижение и этой цели с каждым годом становилось все более трудным: Госснаб2 был не в состоянии в необходимом количестве и ассортименте обеспечивать бесперебойное снабжение сотен тысяч предприятий. Директорам приходилось проявлять чудеса изворотливости и смекалки, чтобы раздобыть («достать») недостающее сырье, материалы и все необходимое для безостановочной работы своих предприятий. Им приходилось создавать сложную и мало понятную несведущему человеку систему обмена материалами и услугами со своими партнерами (руководителями промышленных предприятий и колхозов), а также систему отношений с руководителями снабженческих служб. Без такой сети бартерного обмена, взаимных услуг (включая раздачу взяток чиновникам министерств и Госснаба) планово-директивная система хозяйствования в последние годы своего существования обойтись уже не могла. Директор или (его заместитель) постепенно превращался в советского «предпринимателя». Местное партийное начальство (руководство обкомов, горкомов, райкомов) с пониманием и даже с одобрением относилось к такого рода предпринимательской деятельности и брало под защиту хозяйственников, когда министерское руководство пыталось наказать их за самоуправство. Руководство отраслевых министерств, в свою очередь, желая побудить директорский корпус к введению технологических инноваций, расширяло их полномочия, освобождая от следования устаревшим инструкциям, это преподносилось как разрешение на проведение «экономического эксперимента». В случае успеха такого экспериментирования (например, некоторого повышения качества выпускаемой продукции либо успешного внедрения новой технологии) его условия навязывались руководству других предприятий, но распространение такого опыта далеко не всегда приносило положительные результаты. В целом же последствия подобного экспериментирования не смогли повлиять на изменение к лучшему директивно-плановой системы хозяйствования: она оставалась невосприимчивой к достижениям научно-технического прогресса и все дальше отставала от стандартов рыночной экономики зарубежных стран.

Однако развитие советского («социалистического») предпринимательства оказало заметное влияние на жизненный уклад советских людей. Нарушение инструкций и правил (а дальше и статей уголовного кодекса) перестало, восприниматься обществом как «табу», как нечто крайне предосудительное, если такое нарушение (например, дача взятки) допущено «для пользы дела», «для пользы коллектива». Столь же снисходительное отношение складывалось и к случаям обмана государства, к невыполнению взятых перед партнерами обязательств, к невозвращению долгов и т. п. Виновников таких нарушений чаще всего называли не иначе как «хозяйственный мужик»; «крепкий хозяйственник»; особенно, когда подобные руководители перевыполняли плановые задания, а подчиненные получали за это премии и дополнительные льготы. Формирование такого морального «климата» (игра без правил) и принесло в дальнейшем далеко идущие последствия – это отчетливо проявило себя в деловом стиле «новых украинцев» (как и «новых русских») постсоветского реформаторского времени.

Другим видом советского предпринимательства стали так называемые «цеховики» (теневики). Данных о масштабах такой деятельности очень мало, потому что в официальной статистике она совершенно не отражена. Но следы этой деятельности на нелегальных и полулетальных рынках сбыта дефицитных товаров в советское время можно было обнаружить не прилагая больших усилий. «Цеховики» порой весьма успешно утоляли «товарный голод» - удовлетворяли спрос на недостающие потребительские товары («фирменные» джинсы, модную обувь и многое другое, чего не было на полках магазинов). Это были, как правило, предприимчивые и изобретательные люди, наделенные организаторскими способностями, и нередко имевшие хорошую профессиональную подготовку. Сырье и материалы они приобретали у руководителей государственных предприятий, нередко с нарушением законов. Власти жестоко преследовали «цеховиков», приговаривая их за «теневую» предпринимательскую деятельность к длительному тюремному заключению, а иногда даже к смертной казни.

К третьему виду предпринимателей в прежние времена «реального социализма» относились «частники». Эти люди занимались (как правило, нелегально) индивидуальной (или групповой) трудовой деятельностью. Это автослесари, столяры, плотники, каменщики, портные. Представители строительных профессий собирались в артели (так называемые «шабашники») и оказывали услуги государственным предприятиям по договорным ценам. Особенно широкое распространение такая практика получила в областях с трудоизбыточным населением (например, на Западе Украины, откуда «шабашники» выезжали на заработки в отдаленные районы СССР). Предпринимательство второго-третьего вида относилось к «теневой экономике» и в официальной статистике не учитывалось.

Зарождение и развитие предпринимательства в советской Украине – как в недрах государственного сектора экономики, так и вне его – стало выражением кризиса командно-директивной системы, послужило еще одним доказательством неустранимости рыночных отношений в экономической сфере, живучести этих отношений в самой неблагоприятной социальной среде и беспредельной возможности их модификации.