Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Прокофьев о хождениях. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТ-РА.doc
Скачиваний:
118
Добавлен:
06.06.2015
Размер:
309.25 Кб
Скачать

1. Полное собрание русских летописей, т. IV. Спб., 1848, с. 191.

сообщается о городах мусульманского Востока и Индии, об их экономике и торговле, о верхах феодального общества и обездоленных социаль­ных низах, о религии и быте, о климате и звездах на южном небе, об армии и ее вооружении, о феодальных войнах и о национальном угнетении, о богатстве и бедности, о социальных противоре­чиях и о кастовой и религиозной разобщенности, об искусстве и ремеслах и многом другом.

Описания и суждения Афанасия Никитина пре­дельно кратки и точны. Простота и ясность при­дает им особую убедительность. Повествование ведется без мелкого чувства личной обиды и запальчивости. Смысл и тон повествования го­ворит о том, что пишет человек, который много знает, смотрит на окружающий мир глазами муд­реца, лишенного религиозной и национальной ограниченности. Со страниц произведения выри­совывается облик человека и писателя широких взглядов, позволивших ему глубже понять на чужбине величие Руси и русского народа и одно­временно проникнуться глубоким уважением к народам Востока, к их культуре, их обычаям и нравам.

Наряду с этим Афанасий Никитин сознавал, что господствующие сословия феодального общества этих стран несправедливы, жестоки, своевольны, заражены неуемным стяжательством. Они беспо­щадны друг к другу, а об их отношении к просто­му люду и говорить не приходится. Русский путешественник убеждается: во всех странах бояре несправедливы. В богатой Индии, оказыва­ется, богаты немногие. В ней много доброго, но много и зла, особенно среди феодальных верхов и правителей. Он выразительно характеризует их: «А все злодеи, а жонки все... ведмы, да тать, да ложь, да зелие, осподарев морят зе­лием».

Афанасий Никитин с осуждением и скорбью пишет о жестокости феодальных грабительских войн и пагубности их для народа. Под индийским (виджаянагарским) городом Биченегир, природные условия которого благодатны («чюдна места велми угодна все»), бахманидский султан Му­хаммед III беспощадно погубил свое войско ради захвата богатейших сокровищ города: «Под горо­дом же стояла рать месяць, и люди померли безводни, да голов велми много изгибло з голоду». Когда город был захвачен, с огромными потеря­ми («...рати его изгибло пять тысяч люду добраго»), началось бессмысленное, мстительное из­биение населения и безудержный грабеж («вы­секли 20 тысяч поголовья мужскаго и женьскаго, а 20 тысяч полону взял, и великаго и малаго, а продавали голову полону по 10 тенек, а робята по две тенкы»).

В итоге наблюдений почти шестилетнего странст­вования Афанасий Никитин приходит к выводу, что жизнь народов мира имеет много общего. Все они заслуживают доброго и сострадательного от­ношения. Эти мысли нашли у него религиозное осмысление, характерное для средневекового мировоззрения. Известно, что во второй половине XV века в связи с развитием на Руси еретического движения, именуемого московско-новгородской ересью, и появлением реформистских тенденций в общественной мысли,. заметно заявляет о себе взгляд о равенстве вер и народов. Эти веяния исторической жизни сказались и на воззрениях Афанасия Никитина. Был ли Афанасий Никитин последовательным выразителем реформистских и еретических идей своего времени или его воз­зрения носили черты стихийного религиозного свободомыслия, сложившегося на основе собст­венного жизненного и религиозного опыта, мы не знаем. Но, несомненно, по своим воззрениям он стоял на прогрессивных гуманистических по­зициях.

Следует заметить, что идея уважительного отноше­ния к нравам и верам других народов была харак­терна для многих произведений древнерусской литературы. Еще на заре русской письменности, во второй половине XI века, знаменитый писатель и церковный деятель, основатель Киево-Печерского монастыря Феодосии писал в посла­нии киевскому князю Изяславу Ярославичу: «Аще видиши нага, или голодна, или зимою или бедою одержима, еще ли будет жидовин, или срацин, или болгарин (имеются в виду волжские болгары.— Н. П.), или еретик, или латинянин, или ото всех поганых (язычников.— Н. П.),— вся­кого помилуй и от беды избави яко же можеши» (1). В XV и XVI веках эта идея находила иную форму выражения: «Бог больше всего любит не веру, а правду», при этом слово «правда» воспринима­лось и осознавалось по значению и как стремле­ние способствовать созданию единого русского централизованного государства, в состав которого начали входить приволжские и приуральские на­роды. Афанасий Никитин, впадая в общий тон русской литературы, не был в этом отношении одиноким писателем.

Однако гуманистические взгляды Афанасия Ники­тина, как и его предшественников и современни­ков, не означали безразличия к верам, которые

-----------------------------------------------------