Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сознание как психофизиологический феномен.doc
Скачиваний:
32
Добавлен:
28.05.2015
Размер:
116.22 Кб
Скачать

Мозговые центры и сознание

Клиницистами давно замечено, что сознание сохраняется после удаления или поражения относительно небольшого участка коры больших полушарий, но оно неизбежно исчезает, теряется, если в результате патологического воздействия нарушаются некоторые под­корковые структуры, в первую очередь в диэнцефальной области.

Значение глубоких структур мозга. Открытие роли ретикулярной формации и в частности неспецифического таламуса в активации коры больших полушарий позволило ряду исследователей отожде­ствить сознание с активностью этих систем. Эксперименты извест­ных нейрофизиологов У. Пенфидда, X. Джаспера и ряда других, подтвердившие важнейшую роль подкорковых структур и прежде всего ретикулярной формации для проявления сознания, дали осно­вание предположить существование гипотетической центрэнцефалической системы, отвечающей за сознание.

Однако критики этой теории упрекали ее за крайне нечеткую позицию в отношении определяющей и регулирующей роли коры больших .полушарий. Действительно, человеческое сознание в полном объеме своих функций не может быть, атрибутом глубоких структур мозга, поскольку именно кора больших полушарий является физиологическим субстратом высших психических функций. Это противоречие может быть устранено если иметь в виду, что сознание человека имеет две стороны: энергетическую и инфор­мационную. Энергетический аспект представляет сознание как определенный уровень бодрствования, и он обеспечивается за счет включения активационных центров подкорки. Информаци­онный аспект связан с содержанием сознания и обеспечивается в основном деятельностью коры больших полушарий. Очевидно, .однако, что информационный аспект в своем существовании пол­ностью зависит от энергетического, т. е. полноценное функционирование энергетического аспекта сознания есть условие реали­зации информационного.

Сознание и межполушарная асимметрия. Еще в середине про­шлого века Г. Фехнер. которого по праву можно назвать отцом. экспериментальной психологии и психофизики, рассматривал со­знание как атрибут мозговых полушарий и полагал, что целост­ность мозга является существенным условием единства сознания. Если бы можно было разделить мозг по средней линии, рассуждал он, то это привело бы к чему-то вроде удвоения личности. Подоб­ная операция по рассечению мозолистого тела была проведена почти столетие спустя. Ее результаты указывают на отдельную специфическую локализацию в обоих полушариях разных функ­ций мозга, связанных с сознанием.

Принципиальная важность положения о том, что именно мозг в целом является носителем сознания, отчетливо прослеживается в клинических исследованиях, направленных на изучение специфики нарушения сознания вследствие избирательного поражения правого или левого полушария у правшей и левшей, которые оказываются резко отличающимися (Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова, 1990).

У правшей при поражении правого полушария наиболее частыми оказываются нарушения сознания с явлениями утраты чувства реаль­ности и собственной личности. Окружающий мир может потерять для них свое объективное значение. В некоторых случаях больные воспринимают только половину внешнего мира, причем располо­женную справа от них, левая половина воспринимаемого мира заме­няется прошлыми воспоминаниями.

При поражении левого полушария возникают иные состоя­ния сознания – с "провалами мыслей" или, напротив, пережи­ванием множества мыслей, мешающих друг другу. Нередки случаи кратковременного отключения сознания или так назы­ваемые сумеречные состояния сознания, при которых больной может сохранять психомоторную активность.

Иную картину изменения сознания дают поражения полушарий у левшей. У них особенности нарушения сознания не так сильно зависят от стороны повреждения мозга. Преобладают галлюцинатор­ные феномены, причем галлюцинации неотчетливы, смазаны и по­лимодальны (зрительные, слуховые, осязательные и т. д.). По интен­сивности переживания галлюцинации левши почти равны силе ре­альных событий, кроме того, они многократно повторяются. Иногда у этих больных наблюдаются особые способности, например: «виде­ние» кожей, восприятие того, что не находится в пределах достига­емости зрительного пространства, и другие.

Н. Н. Брагина и Т. А. Доброхотова выдвигают гипотезу, что сознание есть свойство пространственно-временной организации го­ловного мозга, в которой координированная деятельность полуша­рий достигается за счет особой временной организации их парной работы, когда правое полушарие адресуется к настоящему и прошло­му опыту человека, а левое — к настоящему и будущему. Хотя эта гипотеза пока больше напоминает метафору, она интересна тем, что обращает внимание на необходимость включения фактора времени в изучение психофизиологических механизмов сознания.

Парапсихологические феномены

Еще одна загадка человеческой психики и сознания может быть связана с особенностями правополушарной обработки информации. Речь идет о феноменах, называ­емых парапсихологическими, – таких, например, как ясновидение, телепатия и т. п. Несомненно, что в решении этой проблемы необ­ходимо накопление и тщательная проверка эмпирического материа­ла, который подтверждал бы наличие подобных явлений. Тем не менее существенно, что современная наука о мозге не налагает принципиального запрета на существование таких феноменов. Пос­леднее связано, в первую очередь, с особыми возможностями право­го полушария в обработке информации.

Многочисленные данные говорят о том, что правополушарные компоненты механизмов обработки информации не подчиняются правилам формальной логики, не связаны законами причинно-следственных отношений и не ограничены рамками вероятност­ного прогноза, поэтому их участие в так называемом "сверхчувственном" восприятии не может быть априорно отвергнуто. Первые и пока единичные исследования, проведенные в этом направ­лении (телепатические сеансы во время быстрого сна и при выключении левого полушария мозга)т свидетельствуют об особой роли правого полушария в обеспечении сверхчувственных явле­ний психики и сознания.