Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник Краеведение.doc
Скачиваний:
93
Добавлен:
19.05.2015
Размер:
500.74 Кб
Скачать

Бывали годы, когда из-за мелководья хлебные барки останавливались на зимовку вдали от Петербурга. Тогда в столице остро ощущалась нехватка хлеба.

Движение судов шло лишь в одну сторону — к Петербургу. Быстрое течение, множество порогов делали обратный путь тяжёлым и опасным. Тысячи судов, приходивших ежегодно в сто-лицу, назад не возвращались. Их продавали на месте, чаще всего на дрова. В каждую навигацию требовалось огромное число новых судов. Их строили крестьяне из прибрежных селений. Тверские леса сильно пострадали от массовых вырубок.

Наиболее распространённым средством перевозки оставалась барка — издавна известное плоскодонное судно, несложное в управлении. На ней ходили под парусом, на вёслах и конной тяге. В узких местах Тверцы по обоим берегам пролегал бечевник. Тверца и Мета считались наиболее трудными участками Вышневолоцкого пути. Здесь на барку брали дополнительно второго лоцмана-проводника и 30-40 рабочих для того, чтобы при необходимости разгрузить судно и снять его с мели.

Вышневолоцкий водный путь обслуживали тысячи работников из крестьян и мещан — тверских, ярославских, московских, новгородских. В крупных городах и на пристанях в начале навигации собиралось множество людей, нанимавшихся в коноводы, лоцманы, бурлаки, грузчики, а также на строительство и оснащение судов.

Вышневолоцкая система на протяжении 150 лет сохраняла значение важнейшей водной дорогой России. Не случайно в гербе Вышнего Волочка изображена плывущая барка.

Лекция 9. Тверской край во второй половине XVIII века

Во второй половине XVIII в. Тверской край переживал хозяйственный подъём. Полную и достоверную картину экономического положения Тверской губернии дают материалы Генерального Межевания. Эта перепись населения и хозяйства проводилась с 1776 по 1781 гг.

Площадь Тверской губернии составляла 5740830 десятин, то есть около 60 тыс. кв. км. На этой территории в 1783 г. проживало 957465 человек. Всех селений насчитывалось 10125, в том числе 13 городов и один посад

Этнический состав населения был довольно однородным: преобладали русские, но в разных частях губернии проживали карелы, белорусы, литовцы и представители других народов.

Как и всюду в России, тверские жители делились на сословия. В 1783 г. дворян мужского пола числилось 5503 чел., духовенство составляло 24017 чел., купечество — 19642 чел., мещанство 23226 чел., крестьянство — 874341 чел.

Государственные крестьяне жили лучше крестьян, принадлежавших помещикам. В «Генеральном соображении по Тверской губернии», составленном при Екатерине II, указывалось: «Имея земли больше, государственные крестьяне получали с оной больше прибыли, и при том, быв всегда свободны упражняться в промыслах, они преимуществовали перед помещичьими в избытках и жили изобильнее».

Продажа крестьян была обычным явлением, причём цены на крестьянские души постепенно повышались. В Тверской губернии в середине XVIII в. мужская ревизская душа стоила До 30 рублей, в 1790-х гг. до 60 рублей. Помещик мог отнять у крестьян всю землю или часть её. С 1760 г. владельцам разрешили ссылать своих крестьян «за предерзостные поступки» в Сибирь на поселение.

В хорошо организованных поместьях, например, у Полторацких и Бакуниных в Новоторжском уезде, у графа Воронцова в с. Кимра Корчевского уезда, крепостные жили не хуже государственных крестьян.

Помещичьи хозяйства в Тверской губернии относились, в основном, к числу мелких и средних. Среди повинностей обладала барщина, её выполняли более 50% помещичьих крестьян. Случалось, что в небольших имениях хозяева обрабатывали земли вместе со своими крестьянами.

Уход крепостных на оброк зависел от воли владельца, который старался отпускать крестьян лишь по окончании полевых работ. Некоторые помещики, убавляя денежный оброк, взимали в крестьян «столовый запас»: масло, мясо, яйца, ягоды, орехи и другие продукты.

Тяготы крепостного состояния вызывали крестьянские недовольства. Губернатору, в Сенат, самой Екатерине II шли жалобы на помещиков. В 1754 г. крестьяне Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря отказались работать, за что их били батогами.

Отдельные жалобы признавались заслуживающими внимания. Так, крестьяне в Вышневолоцком уезде в конце концов добились, чтобы имение взяли в казну.

Известны случаи бегства крепостных в различные города и даже в Польшу. В 1762 г. в Тверском и Клинском уездах взбунтовавшиеся крестьяне разграбили несколько помещичьих усадеб. Однако такие события — редкость. В конце XVIII в. в Тверской губернии не отмечено активных крестьянских выступлений. Власти обходились без применения военной силы.

Земледелие всегда оставалось главным занятием жителей Тверской губернии. Пахали сохой на одной лошади, рыхлили землю деревянной бороной. Выращивали рожь, которая давала на местных почвах наибольший урожай. Сеяли также овёс, ячмень, пшеницу, гречу и горох; возделывали лён и коноплю. Успешно развивалось огородничество. Крестьяне Вышневолоцкого, Краснохолмского и Весьегонского уездов уже в 1780-х гг. выращивали «земляные яблоки», как называли тогда картофель. К концу XVIII в. он стал самым распространённым корнеплодом. В Ржевском уезде разводили плодовые деревья.

Увеличение посевных площадей продолжалось за счёт расчистки леса под пашню. В Кашинском и Бежецком уездах леса к концу XVIII в. вырубили больше чем наполовину. Новые участки использовались 2-4 года, а в плодородных местнос тях — 5 и более лет. Хлебородными считались Кашинский, Бежецкий и Корчевской уезды. Во всех уездах, кроме Осташковского, ржи и ярового зерна хватало для пропитания, оставалось и на продажу. Значительное количество местного хлеба, особенно овса, отправлялось ежегодно в Петербург.

Сенокосных угодий было много, и крестьянская семья среднего достатка могла содержать двух лошадей, двух коров и другой домашний скот.

Средства для уплаты повинностей и покрытия хозяйственных нужд крестьянин добывал промыслами и ремёслами. Осташковский, Вышневолоцкий, Весьегонский и Корчевский уезды особенно славились строевым и дровяным лесом. Отсюда его сплавляли в кашинские и калязинские земли, в Ярославскую губернию. Неплохую прибыль давала крестьянам охота. В Вышневолоцком уезде медвежья шкура стоила 5-8 рублей, а волчья и лисья — 1-2 рубля. Во многих уездах губернии, особенно в Осташковском и Вышневолоцком, процветали рыболовный промысел и производство снастей. Купцы развозили селигерскую рыбу по Тверской и Московской губерниям — летом живую, зимой солёную и вяленую.

Потребность в прочной обуви для рыбаков вызвала развитие сапожного дела в Осташковской округе. В Торжке выделывали сафьян, расшивали обувь, пояса, кошельки и рукавицы золотом, серебром и шелками. Товар этот сбывали на месте и отправляли в столицы, где его ценили довольно дорого. Славился кожевенными изделиями Торопец. Кожаные рукавицы и конскую сбрую шили в Твери и Старице.

Обувной промысел с. Кимра вёл своё начало ещё с XVI в. Сапожное ремесло оставалось здесь главным занятием жителей и в XVIII столетии. Местные крепостные покидали деревни на всю зиму, уходя на заработки в Москву. Владелец Кимры граф Воронцов оценил выгоду сапожного дела. Он построил в селе торговые лавки, помогал развитию местных ярмарок. Некоторые кимрские ремесленники, разбогатев, становились торговцами и предпринимателями.

Хозяйственные книги упоминают также шерстобойный, овчинный, бочарный, плотничий, извозный, торговый и другие промыслы. В Ржевском, Зубцовском и, особенно, Старицком уездах, благодаря богатым залежам горного известняка, велись1 ломка белого камня и жжение извести. Обилие горшечной глины во всех уездах полностью обеспечивало нужды гончарства. В Вышневолоцком уезде горшечники населяли целые волости, например, Федоровскую.

Традиционными женскими промыслами оставались льнопрядение, ткачество, кружевоплетение, шитьё, вышивка и работа в услужении. Во всех уездах имелись полотняные фабрики с крепостными рабочими. Тверская губерния производила в конце XVIII в. до 25 млн. аршин холста, из которых около 10 млн. аршин ежегодно отправлялось за её пределы.

Издавна в Калязине и окрестностях женщины плели кружева. Калязинское кружево стоило недорого и сбывалось в значительном количестве в Москву и Петербург.

В уездах занимались кузнечным делом. Оно развивалось на привозном уральском железе, доставлявшемся в губернию по Вышневолоцкому водному пути. В конце XVIII в. в тверских городах значилось 816 кузнецов, из них более половины работали в Твери. Запросы судостроителей, плотников, сапожников, других ремесленников на гвозди росли в течение всего столетия.

Подчас промыслы давали крестьянам больший доход, чем работа на земле. Некоторые по этой причине теряли «охоту к земледелию». Развитие промыслов приводило к возникновению мануфактур. Так, начиная с 1740-х гг., стало быстро развиваться кожевенное производство в осташковских слободах. Неподалёку проходил путь, по которому гнали скот из южных районов России в Петербург. Благодаря этому, осташи получали дешёвое сырье. Появились первые кожевенные заводы. Владелец одного из них Алексей Савин положил начало известной династии промышленников. Осташковский крестьянин Савва Яковлев разбогател на скупке рыбы и торговле ею.

В больших помещичьих хозяйствах во второй половине XVIII в. действовали конские заводы, винокуренные и другие производства. Но лишь немногие из них отличались высокой производительностью.

Число тверских городов значительно возросло, из 13 уездных центров 6 образовались вновь. Самые многонаселённые города этого времени — Тверь, Торжок и Ржев. В Твери в 1785 г. проживало 7765 человек. Каждый город имел свою экономическую специализацию.

Удобные пути сообщения, близость столичных рынков, развитие промыслов обеспечили процветание торговли в губернии. Тверские купцы торговали зерном, мукой, коровьим маслом, салом, рыбой. Кроме продуктов, продавали холсты, лён, кожи, лес, железные изделия. Товары также закупали в украйнских и поволжских губерниях, а затем отправляли водой в Петербург, Ригу, Ревель, гужом доставляли в Москву и другие города. В Тверскую губернию везли ткани, металлическую посуду, стекло, другие товары.

По нескольку раз в год, в праздничные дни, проводились ярмарки. Самой большой в губернии была Крещенская ярмарка в Весьегонске, проходившая в январе в течение двух недель. На ней обменивались пушные и рыбные товары севера на мануфактурные изделия из центральных губерний. На сентябрьской ярмарке в Торжке в большом количестве предлагались зерновые продукты: хлеб, мука, солод. Мелкую розничную торговлю в сельской местности вели коробейники; и офени, предлагавшие мелочной товар, переходя из одной деревни в другую. В городах розничная торговля велась в лавках, снабжавших всем необходимым местных жителей.

Таким образом, на протяжении всего XVIII в. увеличивалось значение ремесла и торговли в хозяйственной жизни Тверской земли. Эти занятия служили заметным подспорьем населению края, в котором главным занятием оставался крестьянский труд на земле

ОБРАЗОВАНИЕ ТВЕРСКОГО НАМЕСТНИЧЕСТВА И ГУБЕРНИИ

После крестьянской войны под предводительством Пугачёва в 1775 г. в России началась важная реформа управления территориями. Российская империя состояла из 23 губерний, включавших 66 провинций и более 200 уездов. Реформа уменьшила территории губерний, увеличив их число. Деление на уезды сохранилось, а провинции ликвидировали. Наряду с отдельными губерниями были образованы наместничества в составе 2-3 соседних губерний.

Тверские земли оказались в числе первых, где началось осуществление реформы. В декабре 1775 г. вместо Тверской провинции Новгородской губернии возникла самостоятельная Тверская губерния, которая, вместе с Новгородской, образовала Новгородское наместничество (генерал-губернаторство).

Новообразованная Тверская губерния состояла из 12 городов с уездами. К Твери, Зубцову, Ржеву и Старице добавились Бежецк и Кашин, относившиеся до реформы к Угличской провинции Московской губернии. Пять крупных поселений — Осташков, Вышний Волочёк, Калязин, Весьегонск, Красный Холм — получили статус городов. Осташков и Вышний Волочёк стали именоваться городами с 1770 г., когда входили ещё в Новгородскую губернию. Калязинские земли прежде относились к Угличской провинции. В результате соединения Калязинской подмонастырской и Никольской слобод в 1775 г. образовался город Калязин. Экономическое село Спас на Холму стало в 1776 г. городом Красный Холм. В 1781 г. к двенадцати уездам Тверской губернии добавился тринадцатый — Корчевской. Он составился из отдельных селений тверской, кашинской и калязинской округи с центром в г. Корчеве, бывшем экономическом селе.

Наместничество возглавлял генерал-губернатор, наделённый чрезвычайными полномочиями и ответственный только перед Екатериной II. Новгородское генерал-губернаторство, куда входила Тверская губерния, возглавлял крупный государственный деятель Я.Е. Сивере. Первым тверским губернатором стал Т.И. Тутолмин. Городами управляли городничие, назначаемые правительством. В начале 1776 г. в Твери сформировались губернские учреждения. Появилась система местных судов. Губернская казённая палата и уездные казначейства занимались налогами, податями, государственным имуществом (землями, лесами, водами, казёнными предприятиями) и торговлей. В городах открывались новые школы, больницы, приюты.

Реформой вводились губернские и уездные собрания. Из числа дворян избирались предводитель дворянства и капитан-исправник — высшее должностное лицо уезда. За деятельностью чиновников и учреждений надзирал прокурор.

В каждом губернском городе имелся полицмейстер, ответственный за городской порядок. В Твери насчитывалось более 4 тыс. дворов, поэтому город делился на части, по 200-700 дворов. За порядок здесь отвечал частный пристав. 50-100 дворов составляли квартал. Полицейский надзор в каждом квартале входил в обязанности квартального надзирателя.

В 1796 г. Тверская губерния стала самостоятельным " административным образованием. В начале XIX в. окончательно оформилось её деление на 12 уездов: Тверской, Бежецкий, Весьегонский, Вышневолоцкий, Зубцовский, Калязинский, Кашинский, Корчевский, Осташковский, Ржевский, Старицкий и Новоторжский.

В результате губернской реформы многие функции и права передали местным властям. Заметно выросло число чиновников.

До начала 1760-х гг. во внешнем облике Твери сохранялись характерные средневековые черты. Центром города оставался кремль с его крепостными валами и рвом. Застройка велась на старых посадах, чёткая планировка улиц отсутствовала.

В мае 1763 г. пожар уничтожил центральную часть Твери. Спустя 10 лет выгорела заволжская сторона города. Правительство выделило значительные средства на восстановление города. В 1760-1780-х гг. в Твери провели большие строительные работы. Их планировкой и организацией руководил главный архитектор Москвы Пётр Романович Никитин со своей «архитектурной командой». Большинство архитекторов — В. Обухов, А. Квасов, П. Поливанов — уже были к этому времени известными мастерами. Для М. Казакова, в будущем знаменитого зодчего, тверской опыт стал первым.

«Архитектурная команда» составила план застройки центральной части Твери, затем разработала проекты заволжской, затверецкой и затьмацкой частей города.

Основной осью плана явилась Большая Московская улица, до которой проходил тракт Москва-Петербург (Позднее — Большая Екатерининская, Миллионная, Советская). Она пролегала почти параллельно Волге. На главной улице располагались четыре площади: Круглая, Полукруглая, Фонтанная (или Восьмиугольная) и Красная. Другая осевая улица пересекала Большую Московскую на Полукруглой площади, удаляясь от Волги.

Планировка кварталов в центре города предполагалась прямоугольной, её основой стала система трёх улиц-лучей. С Полукруглой площади ходила вправо от центрального луча, то есть от Большой Московской, улица Косая Новгородская, а влево — Косая Новоторжская. Тверь стала четвёртым городом Европы с лучевой планировкой (после Рима, Версаля и Санкт-Петербурга).

На месте сгоревшего в кремле архиерейского дома по проекту Матвея Федоровича Казакова построили дворец с двумя павильонами. Павильоны соединялись с главным зданием двухэтажными деревянными галереями. Первоначально двоорец предназначался тверскому архиерею, но по завершении строительства здание стало Путевым дворцом Екатерины II:дом с дворцом на берегу Волги разбили обширный сад.

По новым проектам застроили набережную Волги и несколько улиц в центральной части Твери. Позднее эти проекты пользовались при реконструкции других городов.

На Полукруглой площади выросли здания народного училища и почтового дома. На Фонтанной площади возвели комплекс губернских учреждений и дом городского магистрата. а площадь, с фонтаном в центре, очень украсила городской ансамбль. На Красной площади по проекту В. Обухова отстроили Гостиный двор. Отсюда по мосту надо рвом въезжали территорию бывшего кремля. Рядом с Путевым дворцом поднялось здание духовной семинарии и губернаторский дом. Мост через Волгу соединял центр города с левобережьем.

Набережную Волги застроили «сплошной фасадой», то есть без промежутков между отдельными зданиями.

Выросшая почти заново, Тверь выделялась оригинальной планировкой, интересной архитектурой административных и жилых зданий. Многие из них стали образцами русского зодчества.

В конце XVIII в. на Фонтанной площади установили памятник Екатерине II, много сделавшей для восстановления города. По её распоряжению жителям Твери выдавался кредит на постройку домов: каменного — 1500 рублей, деревянного на «каменных погребах» — 600, а маленького мещанского — 3.

Реконструкция Твери дала толчок перепланировкам уездных городов. Такие мероприятия вызывались нуждами административного управления и частыми пожарами, от которых страдали деревянные постройки. Планы уездных городов были проще тверского. В них сохранялись черты старой городской застройки, но основа планировки стала прямоугольной. На важных перекрёстках появились площади. Рельеф и исторически сложившаяся застройка городов заставляли архитекторов вносить изменения в проекты. Особенно это заметно в Старице, Торжке и Кашине, где холмы и гряды перемежаются речными долинам

В Бежецке новую планировку вели от старой торговой площади. В Торжке сохранили веерную систему улиц. В Торопце и Кашине городские центры образовались на основе древних городищ, а на посадах велась жилая застройка. Напротив, в Старице древний центр города оказался вне новой планировки, охватившей склоны волжских берегов.

Если раньше внешний вид города определяли храмы, то теперь непременной частью застройки являлись гостиные дворы и торговые ряды.

Для реконструкции уездных городов использовали типовые проекты. Жилые дома предусматривались одно- и двухэтажными. Пожелания заказчиков и местные традиции вносили изменения в «образцовые» проекты. На углах кварталов размещались «примерные дома» — лучшие здания, образцы для последующей застройки. Строения не должны были отступа от «красной линии» улицы. После реконструкции облик многих тверских городов сильно преобразился.