Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Шпет.docx
Скачиваний:
20
Добавлен:
18.05.2015
Размер:
29.02 Кб
Скачать

Педология г.Г. Шпета

Еще в начале 20-х гг. он начинал интересоваться педологией, анализируя роль поощрения и наказания как возможных инструментов воспитания, формирования оценочного отношения к своим поступкам, а затем к поведению других людей. В то время он высказывал мнение о том, что воспитание воли представляет собой основу воспитания социализированной культурной личности. Изучая роль наказания в воспитании воли, он пришел к выводу о том, что наказание может пресечь действие, но не намерение, т.е. наказание без осознания, переживания своего проступка не влияет на мотивы человека. Хотя развитие такого поведения важно, оно, не являясь личным действием, распадается при снятии социального контроля. Значит, формируется действие, но не деятельность, определяемая собственной мотивацией, идеалами человека. Г.Г. Шпет писал и о том, что социальная педагогика должна прежде всего изучать последовательность этапов социализации, анализировать техники, позволяющие сформировать волю, т.е. произвольное, осознанное и личное поведение человека. Физическая культура, упражнения, волевая регуляция могут быть одними из первых этапов становления такого поведения. Однако оно не станет истинно личным, если не будет связано в дальнейшем с интериоризацией нравственных эталонов, правил, которые приняты в данном обществе. Такое присвоение не может быть основано ни на наказаниях, ни на упражнениях, но только на формировании эмоционального отношения к этим нормам. Здесь Г.Г. Шпет опять возвращается к искусству, которое может помочь в становлении такого отношения.

Говоря о воспитании через искусство, он подчеркивает, что важны и когнитивный, и эмоциональный планы, их нельзя разводить. При этом он ссылался на И. Винкельмана, который писал, что красота ощущается чувствами, но познается и понимается умом. Рациональное и иррациональное обучение могут противоречить друг другу, только если они основываются на книгах, на чисто вербальном восприятии и объяснении. Но обучение искусству должно происходить не только передачей знаний, но и с помощью собственного творчества.

Эти положения Г.Г. Шпета перекликаются с данными, полученными на основе практической работы с детьми руководителя физикопсихологического отделения ГАХН А.В. Бакушинского, который стремился соединить теоретические исследования в области зрительного восприятия и изобразительного творчества с художественным воспитанием детей. Он разработал уникальную систему эстетического воспитания, конечную цель которой видел в воспитании культурной творческой личности. Поэтому такое внимание он уделял обучению детей умению "видеть ", воспринимать изображение, а также создавать собственные картины, отражающие их переживания. Говоря о значении данной работы, А.В. Бакушинский подчеркивал, что, хотя далеко не все дети становятся профессиональными художниками, каждый человек должен стать творцом в области избранного им дела. Именно в этом и состояла задача его уроков, которые формировали и направляли творческую активность детей.

Г.Г. Шпет также писал о необходимости разработки специальных программ обучения детей художественному творчеству и восприятию произведений искусства, о ступенях или этапах этой программы, включающей развитие ощущений, памяти, технических приемов и знания о различных формах. На основе этих знаний проявляется собственная творческая активность детей, которая и помогает постижению сущности искусства. Таким образом, Г.Г. Шпет пришел к выводу о том, что фантазии и эмоции лучше всего воспитывать через эстетическую деятельность [4].