Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
конституциональная Экономика, экзамен 2 курс.doc
Скачиваний:
212
Добавлен:
14.05.2015
Размер:
432.64 Кб
Скачать

18.Товарные и институцианальные трансакции. Классификация по Бромли и взаимосвязь.

Для более полного понимания различия между трансакцией и обменом и, следовательно, собственного содержания трансакции можно использовать классификацию, предложенную Д.Бромли [Bromley D., 1989]. Она основана на типологии действий экономических агентов, которые могут состоять в выборе одной из альтернатив в рамках данной институциональной структуры либо в выборе между самими институциональными структурами. Иначе говоря, трансакции осуществляются либо в рамках существующей системы правил, либо по поводу изменения данной системы.

Действия, которые экономический агент предпринимает в рамках существующей институциональной структуры, называются товарными трансакциями, тогда как действия, которые предпринимаются для изменения существующей структуры, будут называться институциональными трансакциями [Bromley D., 1989, р. 110].

Заметим, товарные трансакции предполагают данность, определенность институциональной структуры. Таким образом, сравнительная характеристика товарных трансакций и их результатов предполагает сравнимость системы координат, которую образует институциональная среда. В то же время товарные трансакции и соответственно обмен имеют своим результатом определенные экономические условия, в которых оказывается агент. Именно они являются предпосылками институциональной трансакции как действия, направленного на изменения предпосылок товарной трансакции, а следовательно, и обмена. С этой точки зрения можно объяснить, почему институты, их возникновение и эволюция рассматриваются как побочный результат обмена между игроками. 

Данная классификация трансакций позволяет расширить представление о предпочтениях экономических агентов, которые могут быть неинвариантными по отношению к различным институциональным структурам. Однако предпочтения по отношению к различным институциональным структурам оказываются производными по отношению к тем распределительным результатам, которые, как ожидается, они должны обеспечивать. Таким образом, изменение институциональных структур включает изменение не только системы правил, но и идеологий, стереотипов мышления.

Сама институциональная трансакция может иметь множество характеристик в зависимости от способов ее осуществления, а также контекста. Контекст имеет значение при определении уровня правил, на изменение которых так или иначе направлены действия людей. Способ осуществления институциональных трансакций может выражаться в создании специальной организации, обеспечивающей изменение правил или использование уже существующей организации. Такое институциональное изменение условно можно назвать централизованным, поскольку, если предположить, что действия игроков осуществляются через государство, отбор правил игры происходит посредством внешней по отношению к игрокам организации. В то же время существует возможность децентрализованного, спонтанного появления правил, которые вместе с тем сохраняют свойства асимметричности распределительных результатов.

Институциональная трансакция считается завершенной, если удалось сформировать и стабилизировать ожидания экономических агентов посредством воспроизводящегося ограничения альтернатив, из которых они могут выбирать наилучшую.

предпочтений последнего. Возникает только вопрос: каким образом можно измерить эту относительную способность, тем более что метод простой интроспекции, использовавшийся при построении теории экономического выбора как основы априорной теории человеческого действия, или праксеологии, оказывается неоперациональным.

Единственный вариант состоит в том, чтобы признать, что часть игроков более сильны, чем другие145. В чем выражается преимущество в силе? В том, что в результате слабые игроки следуют принятым правилам не потому, что они обеспечивают Парето- улучшение, а потому, что это лучшее, что они могут сделать. С этой точки зрения согласие и «согласие» оказываются качественно разнородными понятиями в силу различного контекста взаимодействия. Рассмотрим сформулированный тезис на нескольких примерах.