Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Volova_-_Biotekhnologia

.pdf
Скачиваний:
238
Добавлен:
30.04.2015
Размер:
3.92 Mб
Скачать

Семена

Верхушка побега

проростка

 

 

с гипокотилем

 

Проросток

I пассаж

II пассаж

III пассаж

 

Растения-регенераты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Растение в горшке

Растение в почве

 

в аранжерее

Рис. 6.3. Схема клонального микроразмножения Catharanthus roseus (по Н. Оледзка и др., 1991).

ния клонов. В конце 80-х годов в США была разработана техника регенерации растения картофеля из протопластов сорта Рассет Бербанк. В течение 12–14 дней протопласты формировали клеточные стенки, начинали деление и образовывали каллус. После этого их переносили в культуральную среду, делая три пассажа; в последней культуре были получены целые растения. Полученное огромное количество клонов (около 60 000) было проанализировано, при этом установили их неоднородность. Техника открывает огром-

200

Рис. 6.4. Меристемные регенеранты гороха посевного (слева)

иклевера лугового (справа) на разных средах.

а– с добавлением биологически активных веществ; б – без экзогенных регуляторов роста

(по Х. Каллаку и А. Кыйвеэру, 1991).

ные перспективы для эффективной селекции растений в лабораторных условиях. Такая работа проведена на протопластах табака, петунии и ряде других видов с целью получения форм, устойчивых к пестицидам. Появилась реальная возможность использовать технику регенерации целых растений их клеточных культур и каллусов для выведения новых сортов ряда важных культур (сои, маниока), для изменения сортов хлебных злаков, которые ранее не удавалось регенерировать из тканевых культур.

Культура растительных тканей, аналогично культуре клеток, позволяет достаточно быстро получать здоровые растительные клоны и на этой основе – перспективный рассадочный материал. После того, как было установлено, что апикальная меристема (небольшой участок недифференцированных клеток на кончике стебля) способна к росту с образованием целого растения, эта техника стала применяться для клонирования линий растений (рис. 6.4–6.5).

201

Рис. 6.5. Регенерация растений in vitro.

Регенерация Citrullus vulgaris из листовых дисков и сегментов гипокотиля. Сверху – инициация каллусообразования, снизу – регенерация корней.

202

Рис. 6.5 – продолжение.

Сверху – регенерация побегов Citrullus vulgaris, снизу – регенерация полноценного растения арбуза (по Э. С. Пирузян, 1988).

203

Клетки меристемы при перенесении в питательную среду делятся, образуя маленькое растение с пятью-шестью листиками. Через несколько недель выросший стебель разрезают на пять-шесть микрочеренков, которые в благоприятных условиях вырастают в целые растения. При культивировании растительных меристем за сравнительно короткий срок удается получить большое здоровое потомство (миллионы растений в год). Технология эффективна при использовании для размножения однолетних культур, так как позволяет получать молодые растения. Апикальная меристема свободна от вирусов. Растения, полученные при ее размножении, также не заражены вирусами. В результате применения этой техники сначала были получены безвирусные сорта георгинов, а затем восстановлен сорт картофеля (бель-де-фонтоне), практически исчезнувший из-за вирусного заражения, затем и сорта многих других растений.

Особые успехи применения данной технологии были достигнуты при размножении масличной пальмы методами культуры ткани in vitro. Гвинейская масличная пальма является вторым после сои источником получения масла. Специфика эксплуатации масличной пальмы такова, что эффективное ее применение возможно в течение 25–30 лет; после этого периода плантации приходится обновлять. Для этого требуются миллионы молодых проростков. Усовершенствование и размножение растений методом скрещивания сопряжено с огромными затратами труда и времени.

Всвязи с тем, что масличная пальма не образует побегов и боковых ветвей в природных условиях, пришлось обратиться к культуре ткани in vitro.

Входе исследований от культивирования меристемы отказались; каллус получали из частей молодых листьев с верхушки дерева. Далее культивировали каллусы до получения целого растения. Каллусы формировались в течение трех месяцев, при переносе во вторую и третью культуры из них формировались «эмбриоиды», аналогичные эмбрионам, получаемым при половом процессе. Эмбрионы быстро размножаются в четвертой культуре, в течение месяца их количество может утроиться. В течение одного года из 10 эмбрионов можно получить до 500 000 растений. В пятой культуре эмбрионы развиваются в молодые проростки с листочками; а в шестой – седьмой – происходит образование корней. Полный цикл развития растений от «эмбриоидной» стадии до проростка с высотой надземной части около 12 см происходит в течение трех месяцев. Этот метод на островах Новой Гвинеи в полупромышленных масштабах применяют с начала девяностых годов. В настоящее время проводятся испытания клонированного материала в полевых условиях. Благодаря применению техники клонирования страны Западной Африки смогут интенсифицировать процесс создания новых пальмовых плантаций, что позволит увеличить объемы производства масла и со временем устранить имеющийся дефицит жиров.

204

Техника слияния протопластов: гаплоидные растения

Гибридные формы высших растений можно получать с использованием приема клеточной инженерии, на основе парасексуальной гибридизации в результате слияния протопластов. Техника слияния протопластов позволит генетикам расширить разнообразие гибридных растений. Это перспективная техника гибридизации не зависит от обычного полового размножения, посредством которого с достаточно большим трудом удалось получить гибриды пшеницы и ржи (тритикале), репы и капусты (рафанобрасика).

Метод заключается в том, что в качестве родительских используют не половые клетки (гаметы), а клетки тела (сомы) растения. Изолированные протопласты, выделенные из родительских организмов, в определенных условиях сливаются. Из полученных гибридных клеток в дальнейшем развиваются целые растения – гибриды. Применение этой технологии стало возможным в результате разработки двух новых экспериментальных методов – метода культуры клеток и тканей и метода изолированных протопластов. Метод изолированных протопластов позволяет с помощью ферментативного гидролиза разрушать клеточные стенки и получать растительные клетки, лишенные клеточной оболочки, покрытые только плазмолеммой. Протопласты могут сливаться друг с другом с образованием единого целого, способного регенерировать в целое гибридное растение, с помощью полиэтиленгликоля или под воздествием электрического поля (рис. 6.6).

Применение протопластов для генетических экспериментов стало возможным после того, как было обнаружено, что эффективным индуктором их слияния является полиэтиленгликоль (ПЭГ). Поверхности растительных клеток и протопластов окружены водным слоем и имеют отрицательный заряд. Эти обстоятельства препятствуют слиянию. Действие ПЭГ, видимо, заключается в снижении поверхностных зарядов и отнятии воды. После обработки клеток ПЭГ создаются условия для контакта клеточных мембран. В местах контакта происходит разрыв мембран, и содержимое двух протопластов объединяется. Образующиеся гибридные структуры сохраняют способность к восстановлению клеточной стенки, в результате появляются гибридные клетки. Универсальность и простота метода делают его доступным для селекции промышленно важных продуцентов. Генетическая рекомбинация в сочетании с индуцированным мутагенезом создает огромное разнообразие форм, увеличивая материал для отбора. Техника дает возможность для получения межвидовых и межродовых гибридов и открывает пути для скрещивания филогенетически отдаленных форм.

Первое сообщение о гибридизации растений табака путем слияния соматических клеток появилось в 1972 г. С тех пор появились сотни успешных работ по парасексуальной гибридизации. Среди полученных форм – внутривидовые, межвидовые, межродовые, межтрибные и межсемейст-

205

Гибридный протопласт

д

I

II

Электроды

поле

а

б

в

г

Гибридный протопласт

Гибридный протопласт

время

а

б

в

г

д

Рис. 6.6. Схема и этапы слияния протопластов растений

под действием полиэтиленгликоля (I) и электрического поля (II) (по Х. Борман, 1991).

венные гибриды. Методика наиболее отработана применительно к видам семейства пасленовых. Получены парасексуальные гибридные растения в родах Nicotiana (в том числе табака), Solanum (картофель), Lucopersicum (томат); крестоцветных, зонтичных. Получены плодовитые, фенотипически нормальные межвидовые гибриды табака, картофеля, капусты с турнепсом. Имеются стерильные межвидовые гибриды картофеля и томатов (поматы), табака и картофеля, табака и беладонны, образующие нормальные стебли и корни. Удается получать растения, гетерозиготные по внеядерным генам; гибриды, в которых от одного родителя получено ядро, а от другого – цитоплазма.

В настоящее время исследования и уровень данной технологии достигли такого состояния, при котором становится возможным практическое применение метода для улучшения ряда культурных видов растений.

206

Основными направлениями работ по соматической гибридизации высших растений являются: гибридизация клеток как средство расширения рамок скрещивания; слияние клеток и перенос или реконструкция генов цитоплазмы; слияние клеток с целью переноса отдельных небольших фрагментов генома. При гибридизации соматических клеток возможно получение асимметричных гибридов, что может способствовать получению более устойчивых и функционально совершенных растений.

Генетическая инженерия растений

Исследования в области генетической инженерии растений только начинаются. При использовании новейших генетических методов применительно к высшим растениям возникают не только технические трудности; процедура также осложняется необходимостью решать дополнительные проблемы, связанные с нарушением структуры генома культивируемых растительных клеток (изменение плоидности, хромосомные перестройки). Имеются определенные успехи в разработке систем клонирования некоторых важных сельскохозяйственных культур по схеме «протопласт – суспензионная культура – каллус – целое растение». Интенсивно исследуются структура и функции плазмидных ДНК растений и возможности их использования в качестве векторов.

Проблема создания векторов для введения чужеродной ДНК в протопласты растений является наиболее сложной. Здесь наметились следующие подходы: 1) использование плазмид бактерий, заражающих растения в естественных условиях; при этом часть плазмиды встраивается в ядерный геном растения-хозяина и функционирует в составе его генома; 2) использование бактериальных плазмид, «сшитых» с фрагментами ДНК хлоропластов или митохондрий растений, для создания челночных векторов, способных к репликации в клетках прокариот и экспрессии в эукариотических клетках; 3) использование ДНК-содержащих вирусов растений; в такой системе ДНК функционирует автономно от генома растения-хозяина.

Для защиты чужеродного генетического материала, вводимого в протопласты растений, от разрушающего действия нуклеаз также разрабатываются новые методы. Применяются ингибирование нуклеаз и создание механической защиты рекомбинантных ДНК. Для такой защиты используют липосомы. С помощью липосом в клетки или протопласты эукариот введены крупная РНК вируса табачной мозаики (размером около 2 106), еще более крупные ДНК вируса ОВ40 и Ti-плазмида Agrobacterium tumifaciens. надежная защита липосомами нуклеиновых кислот особенно важна при манипуляции с протопластами растений. Примером реализованного генноинженерного проекта является синтез фазеолина (запасного белка фасоли) в регенерированных растениях табака. Трансплантация гена, кодирующего синтез фазеолина, проведена с использованием в качестве вектора Ti-плазмиды. С помощью этой плазмиды в растения табака внедрен ген устойчивости в неомицину. С помощью CMV-вируса в расте-

207

ния репы транспортирован ген устойчивости к ингибитору дигидрофолатредуктазы метотрексату.

Важная проблема генетической инженерии растений – тканевая специфичность трансплантируемого гена. Содержание фазеолина у модифицированного растения табака было одинаковым во всех частях растения при его низком выходе (около 1 % от общего белка табака). У самой же фасоли данный белок накапливается только в семенах, где его концентрация составляет около 50 %. Сравнительно недавно удалось выделить и ввести в состав встраиваемого вектора регуляторные последовательности. Это позволило поставить введенный в растение табака ген под контроль промотора, функционирующего только в прорастающих семенах. Ген малой субъединицы рибулозодифосфаткарбоксилазы гороха, перенесенный в табак и петунию, удалось ввести в состав оперона, работающего под действием света лишь в тканях листа. Генноинженерные манипуляции с растениями породили некоторые опасения, аналогичные тем, которые возникли при начале генетических манипуляций с микроорганизмами. Опасения связаны с возможностями выхода генетических векторов и трансгенных растений из-под контроля биотехнологов. В этой связи высказываются опасения превращения генноинженерных растений в сорняки. Однако комплекс «сорняковости» (комплекс признаков, обеспечивающих быстрое распространение в ущерб культурным растениям, устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов, эффективные механизмы рассеивания семян и пр.) едва ли может сформироваться в результате трансплантации одного или немногих генов. Однако устойчивость к гербицидам, кодируемая одним геном, может вызвать существенные проблемы в практике севооборотов. Так, устойчивое к определенному препарату растение, культивируемое на определенной площади, на следующий год при смене на этом поле культуры будет выступать по отношению к ней как сорняк, устойчивый к данному гербициду. Биохимические изменения растений в результате генноинженерных перестроек могут привести к утрате способности синтеза биологически полезных соединений и приобретению токсичности. Однако данная проблема существует и при традиционных методах селекции. Это предусматривает необходимость тщательного тестирования всех генноинженерных растений перед их переносом в полевые условия.

Основные пути развития генетики высших растений включают несколько направлений: 1) придание растениям способности синтезировать дополнительные ценные продукты (зеин, секалин, альбумин и др.) с помощью трансплантируемых генов; 2) повышение фотосинтетической эффективности растений в результате клонирования генов рибулезодифосфаткарбоксилазы, хлорофилл a/b-связывающих белков; 3) придание растениям диазотрофности; 4) придание устойчивости к неблагоприятным факторам среды (засухе, засоленности почв, заморозкам, гербицидам и пр.).

208

Глава 7. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БИОТЕХНОЛОГИЯ

С момента своего зарождения человеческое общество в процессе хозяйственной деятельности нарушало равновесие в природе: уничтожало крупных животных, выжигало леса для охоты, пастбищ, земледелия, а также загрязняло почвы и водоемы в местах поселения и пр. Поэтому перед ним всегда стояла проблема окружающей среды. В результате промышленной, сельскохозяйственной и бытовой деятельности человека возникают различные изменения состояния и свойств окружающей среды, в том числе очень неблагоприятные. С развитием и интенсификацией промышленной и сельскохозяйственной деятельности в ХХ веке стали ощущаться пределы естественной продуктивности биосферы, – истощаются природные ресурсы, источники энергии, все более ощущается дефицит пищи, чистой воды и воздуха. Загрязнение окружающей среды во многих регионах достигло критического предела. Во многом все эти проблемы порождены научно-техническим прогрессом общества и должны решаться также с использованием новейших достижений.

Проблему экологии нельзя решать в масштабах одной страны или группы стран. Вредные антропогенные загрязнения, вырабатываемые в индустриально развитых регионах и странах, в результате естественной циркуляции водных и воздушных масс распространяются по всей территории Земли, вплоть до обоих полюсов, проникают в глубины океанов, достигают стратосферы. Глобальность данной проблемы еще в 1899 г. подчеркивал К. А. Тимирязев. Опровергая мнение крупных ученых Англии, предрекающих близкую гибель человечества от голода и удушения, он писал: «В первый раз человечество столкнется с бедствием всеобщим. Перед ним будут все равны, и мысль о всеобщей солидарности людей не будет уже пустым звуком... и тогда, конечно, найдутся меры борьбы со злом и средства его предупреждения».

Важнейшая роль в вопросах защиты и охраны окружающей среды принадлежит биологии. Сама экология в традиционном понимании является биологической дисциплиной и изучает взаимоотношения организмов, включая человека, между собой и окружающей средой. Дальнейшее развитие биологии и внедрение ее достижений в практику – один из главных путей выхода из надвигающегося экологического кризиса. Большую роль играет при этом биотехнология. Биотехнология позволяет решать ряд экологических проблем, включая защиту окружающей среды от промышленных, сельскохозяйственных и бытовых отходов, деградацию токсикантов, попавших в среду, а также сама создает малоотходные промышленные процессы получения пищевых и лекарственных веществ, кормов, минерального сырья, энергии. Масштабы биологических процессов для решения природоохранных задач могут быть, по выражению Д. Беста, «оше-

209

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]