Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Марасанова. Ярославский край в 19 веке

.pdf
Скачиваний:
227
Добавлен:
21.04.2015
Размер:
912.19 Кб
Скачать

была ассигнована 41 тыс. руб., а на содержание канцелярии губернатора 12 тыс. Каждое губернское правление руководствовалось законами Российской империи и первоначально являлось коллегиальным учреждением под председательством губернатора. В рассматриваемый период самостоятельная роль губернских правлений уменьшалась, они все более превращались во вспомогательное учреждение при губернаторе. Эти тенденции были окончательно закреплены в «Наказе губернаторам» от 3 июня 1837 г., открыто назвавшем губернатора «хозяином губернии».

В первой половине XIX в. по-прежнему более престижной для молодых дворян считалась военная служба. В этом отношении весьма показательны данные о составе губернаторского корпуса. Все восемь ярославских губернаторов первой половины XIX в. имели воинские звания. М.Н. Голицын был полковником, Г.Г. Политковский и А.М. Безобразов были всего лишь подпоручиками, М.И. Бравин дослужился до секундмайора. К.М. Полторацкий, И.А. Баратынский и А.В. Оболенский имели звание генерал-майоров, а А.П. Бутурлин – звание генерал-лейтенанта.

Недавно уйдя с воинской службы, многие вновь назначенные губернаторы не имели достаточного опыта деятельности по гражданскому ведомству. В связи с этим они могли допускать некоторые ошибки и просчеты в своей деятельности. Вновь назначенный в июле 1846 г. ярославским губернатором А.П. Бутурлин быстро попал под влияние окружавших его лиц. Правитель губернской канцелярии и другие чиновники за спиной губернатора обирали всю губернию и задерживали у себя жалобы на его имя, в которых рассказывалось о творимых беззакониях. Картину злоупотреблений в аппарате управления Ярославской губернии смог вскрыть вицегубернатор В.Н. Муравьев. Он доложил о положении дел непосредственно министру внутренних дел Петровскому, и в Ярославль была направлена следственная комиссия под началом графа Стенбока1. Расследование нашло виновных и подтвердило непричастность губернатора к поборам и взяткам, тем не менее этот эпизод заметно омрачил начальный период губернаторства А.П. Бутурлина.

Губернаторы во многом наследовали традиции наместников XVIII в., по своему усмотрению совершая кадровые перестановки и решая различные вопросы. Судьбы не только рядовых жителей, но и сотрудников аппарата управления и органов самоуправления зачастую зависели от воли главы местной администрации. К примеру, ярославский губернатор А.М. Безобразов не терпел никаких проявлений неуважения и неисполнительности даже от своих друзей. Одно время он был дружен с ростовским городским головой купцом Н.А. Кекиным. Однажды, когда Кекин был по делам службы в столице, он взял отсрочку отпуска прямо у министра, не уведомив об этом губернатора. Узнав об этом, А.М. Безобразов заявил: «Как он смел не у меня просить отсрочку, я – глава губернии». Губернатор назначил ревизию Ростовской городской думы, ревизия выявила недостачу

11

всего в 27 коп. Тем не менее Н.А. Кекина посадили в тюрьму, а губернатор заявил, что его выпустят только в том случае, если он перед ним извинится. Купец отказался и провел в тюрьме два года, пока в Петербурге дело не решили в его пользу. За это время его коммерческие дела пришли в расстройство, и он поехал в столицу требовать наказания А.М. Безобразову. Вскоре Н.А. Кекин умер, и его потомки полагали, что он был отравлен2.

Здание дома губернатора в Ярославле. 1820-е гг.

(в настоящее время Ярославский художественный музей)

Нередко сами губернаторы могли становиться «героями» судебных разбирательств. Так, М.И. Бравин в 1810 – 1812 гг. был полтавским гражданским губернатором, а 22 октября 1812 г. был переведен на ту же должность в Воронежскую губернию. В 1817 г. генерал-майор Русанов в своем доносе обвинил М.И. Бравина в незаконных действиях и злоупотреблениях занимаемой должностью. В связи с этим последний был удален с поста губернатора и должен был предстать перед судом. Решением Правительствующего Сената и Высочайше утвержденным 6 мая 1819 г. мнением Государственного совета он был признан невиновным.

12

Несмотря на благоприятный исход судебного разбирательства, М.И. Бравин находился под судом в течение двух лет. В виде компенсации ему было выплачено все жалованье губернатора за этот период. К государственной службе он вернулся только через несколько лет, когда 25 ноября 1826 г. получил назначение ярославским гражданским губернатором3. В 1829 г. он получил знак отличия за 30 лет беспорочной службы4. Высочайшим указом императора Николая I, данным Правительствующему Сенату 28 января 1830 г., Михаил Иванович Бравин был пожалован в тайные советники и стал сенатором. Он состоял при московских департаментах Сената до самой кончины.

ВЯрославль М.И. Бравин попал после громкого судебного разбирательства, и это назначение служило как бы дополнительным подтверждением его полной непричастности к приписываемым ему злоупотреблениям. В Ярославской губернии он не проявил себя активным и деятельным администратором, но итог его гражданской карьеры был вполне благополучным. Как и многие другие губернаторы, перешагнувшие значительный возрастной рубеж, М.И. Бравин стал сенатором и умер, состоя на службе.

ВЯрославской губернии в 1801 - 1861 гг. должность губернатора занимало восемь человек5:

Голицын М.Н. (1801 – 1817 гг.)

Политковский Г.Г. (1817 - 1820 гг.) Безобразов А.М. (1820 – 1826 гг.)

Бравин М.И. (1826 - 1830 гг.)

Полторацкий К.М. (1830 – 1842 гг.) Баратынский И.А. (1842 - 1846 гг.)

Бутурлин А.П. (1846 – 1860 гг.)

Оболенский А.В. (1860 - 1861 гг.)

13

Ярославский край в период Отечественной войны 1812 г.

Отечественная война 1812 г. была крупнейшим событием в русской истории, имевшим общеевропейское и мировое значение. В ночь на 12 июня 1812 г. «Великая армия» Наполеона вторглась в пределы России. Это нападение не было неожиданным. Уже заранее было известно о подготовке вторжения, поэтому необходимым стало увеличение численности русской армии и улучшение ее снабжения. В мае пришло правительственное распоряжение, согласно которому Ярославская губерния должна была сформировать, вооружить и обмундировать два полка. Для сбора средств надо было внести по 60 коп. с души (вносили дворяне, но фактически собирали с крепостных). Купцы и мещане собирали деньги для устройства полковых обозов.

 

С началом войны, показавшей значительный пе-

Ярославское

ревес сил французской армии, встала задача соз-

ополчение

дания народного ополчения – второй «ограды»

 

 

Отечества. 6 и 18 июня 1812 г. появились мани-

 

фесты Александра I о формировании ополчения в 16 губерниях России, в

том числе в Ярославской губернии. 24 июля в Ярославле состоялось собрание, на котором присутствовало 461 из 732 дворян губернии6. Оно было специально посвящено вопросу о формировании ополчения и его численности. Ярославское дворянство постановило отправить в ополчение по одному человеку с каждых 25 душ. В губернии это должно было составить 11 тыс. воинов, из них 600 должны быть конными7. Полное содержание этого войска брало на себя ярославское дворянство. Начальником ополчения на собрании был избран представитель старинного ярославского дворянского рода генерал-майор Я.И. Дедюлин (1772 - 1836). 27 июля 1812 г. в Ярославле был учрежден «Комитет Ярославской военной силы» под председательством ярославского губернатора князя М.Н. Голицына. Его задачей было формирование, снабжение и приведение в боевую готовность ополчения к 25 августа.

В Ярославской губернии в ополчение было выставлено 11 025 ополченцев: 1,6 тыс. из Ярославского уезда, 1,3 тыс. – из Романовского, более тысячи – из Мышкинского, Ростовского, Мологского, Пошехонского и Даниловского уездов, 977 ратников из Углича, 842 из Любимского и 757 из Рыбинского уездов. Ярославское ополчение состояло из 4 пехотных и 1 конного полков: 227 офицеров и 650 урядников. Основу народного ополчения составили крепостные крестьяне, но вступить в ополчение добровольно, по собственному желанию, они не могли. Помещики по своему усмотрению решали, кого отправить в армию. Некоторые дворяне, на словах изъявив готовность «принести

14

Вид на Ростов с озера Неро. Рисунок

15

16

жизнь и состояние на пользу Отечества и престола», на деле отправляли в ополчение негодных в хозяйстве работников. При смотре ополчения, проведенном 18 августа, выяснилось, что многие ратники были негодны к военной службе. Так, один из самых крупных контингентов крепостных для ярославского ополчения направил Алексей Иванович Мусин-Пушкин – 341 чел. Однако около половины представленных ополченцев были нестроевого возраста (либо моложе 17, либо старше 51 года)8.

Были случаи другого рода. К примеру, молодой граф М. ДмитриевМамонов, помещик Московской и Ярославской губерний, на свои средства сформировал 1-й Московский казачий полк (более 700 чел.).

Чтобы вооружить и снабдить снаряжением ополченцев, шел активный сбор средств среди населения губернии. На мундир собирали по 70 коп., на провиант – по 85 коп. Денег и вещей сдали на 818 тыс. рублей, в том числе более 500 тыс. было собрано в сельской местности и 300 тыс. в городах (купцы и мещане Ярославля внесли 95 тыс., Ростова – 50 тыс., Углича – 42 тыс., Рыбинска – 20 тыс. и т.д.).

Первоначально перед ополчением была поставлена задача охранять подступы к Москве. 23 августа 1812 г. ярославцы выступили по направлению к г. Дмитрову, но 2 сентября Москва была взята французами, и ополчение заступило на охрану дороги из Москвы в Ярославль и самой губернии, которая на короткое время стала прифронтовым районом. 5 октября был получен приказ, предписывающий ярославскому ополчению выступить через Углич к г. Кашину Тверской губернии. Пока войска Наполеона стояли в Москве, нельзя было исключить возможность наступления на Санкт-Петербург. Вместе с другими воинскими частями ярославцы должны были защищать дорогу из Москвы к столице. В середине ноября 1812 г., когда французы начали отступать, губернское ополчение выступило в Смоленскую губернию и до февраля 1813 г. несло службу в тылу наступающей русской армии на освобожденной от французов территории. Итак, в годы войны ярославское ополчение не участвовало в боевых операциях, и сама Ярославская губерния не переживала вторжения.

Многие ярославцы отличились в Бородинском сражении 26 августа 1812 г. Смертельное ранение во время битвы получил уроженец Угличского уезда генерал-лейтенант Н.А. Тучков, командовавший 3-им пехотным корпусом. Его младший брат А.А. Тучков был убит, когда вел в атаку Ревельский полк. На месте его гибели была построена церковь Спаса Нерукотворного, ставшая первым памятником героям сражения.

Ярославский В сентябре и начале октября 1812 г. бои шли до- край осенью 1812 г. вольно близко от губернии. Были предприняты некоторые меры на случай возможной эвакуа-

ции9. В губернских учреждениях начали готовить к отправке необходимые документы, были приняты меры по обеспечению транспорта, но вскоре все приготовления были прекращены. Когда фран-

17

цузы заняли Москву, многие москвичи переселились в Ярославль. Была сюда привезена на сохранение Синодальная ризница и имущество московских монастырей, касса и наиболее ценные вещи Московского университета. Из разрушенного Смоленска в Ярославль была привезена чудотворная икона Смоленской богоматери. В городе появились переселенцы из Твери

идругих городов.

Ссередины сентября до первых чисел октября в городе расклеивали специальные рукописные листки-афиши «Ярославского комитета военной силы» с целью успокоить население и сообщить об успехах полков, расквартированных близ Ярославля (пленение французов, захват оружия и т.д.). Первые пленные, уже в сентябре 1812 г. появившиеся в городах губернии, свидетельствовали о неудачах французской армии. Еще более убеждали в этом сообщения о боевых действиях основных военных сил.

Вооруженные крестьяне сел и деревень, расположенных вблизи от Московско-Ярославской дороги, действовали вместе с регулярными час-

тями, помогая пресекать движение французских отрядов за фуражом и

Толгский монастырь

продовольствием. В силе русского оружия жителей губернского центра особенно убеждал находящийся здесь тридцатитысячный резерв. Кроме того, во французской армии наблюдались случаи дезертирства со стороны принудительно призванных в армию солдат из захваченных Наполеоном государств. В октябре в Ярославле даже был сформирован российсконемецкий легион из 9 тыс. чел. (в том числе 3 генерала и 96 офицеров). На

18

командные должности в легионе назначались немецкие офицеры, находившиеся на русской службе. Среди них был подполковник К. Клаузевиц, известный впоследствии военный теоретик10.

Отяготах войны свидетельствовало большое количество прибывавших

вгород беженцев и раненых. В октябре 1812 г. в Ярославле открылся Главный военный госпиталь. Для этого на средства горожан и их силами было отремонтировано специальное помещение, собраны дрова, свечи, солома. На средства жителей губернии был создан подвижной магазин для снабжения русской армии. Монастыри губернии (Казанский, Толгский в Ярославле, Покровский в Угличе и другие) брали на постой по 2 – 10 человек.

 

Об освобождении Москвы жители Ярославля уз-

За пределами

нали в листке-афише 11 октября из сообщения

России

старшины Победнова. Однако для ярославского

 

 

ополчения с изгнанием Наполеона из России

 

война еще не закончилась. В 1813 - 1814 гг. вместе с регулярной армией ярославские ополченцы участвовали в заграничных походах. Ярославцы участвовали в боях на территории Польши, Германии и Франции. В июле 1813 г. ярославцы вместе с ополченцами других губерний приступили к осаде г. Данцига (ныне польский Гданьск). Он был взят русскими войсками 21 декабря 1813 г. В январе 1814 г. ярославские ратники отличились в боях за крепость Ландау вблизи франко-германской границы. В рапорте генерала Виртембергского перечислялись имена 7 воинов, отличившихся во время блокады Данцига, и 14 ополченцев, проявивших героизм у крепости Ландау. За храбрость, захват пленных и участие в боях они были представлены к наградам.

Когда в январе 1814 г. русская армия вступила на территорию Франции, Александр I издал указ о роспуске ополченцев по домам. Воины сдавали оружие и возвращались в Россию по заранее отведенному маршруту. К осени 1814 г. все ярославские ополченцы вернулись в свою губернию. 12 июля 1814 г. в Ярославль вернулись два полка под командованием ге- нерал-майора Я.И. Дедюлина (2 тыс. солдат и офицеров). Когда был взят Париж, ярославцы поднесли Александру I хлеб-соль на серебряном блюде, приобретенном по раскладке всеми городами губернии. Все ополченцы были представлены к медали «За спасение Отечества», однако обещанной денежной награды от императора (по 5 руб. серебром) Александра I ярославские ратники не получили.

Декабристы-ярославцы

В Манифесте по случаю окончания Отечественной войны 1812 г. Александр I заявил: «Крестьяне, верный наш народ, да получат мзду от Бога», то есть никаких перемен со стороны властей в отношении крепостных

19

крестьян не предвиделось. Напротив, усиливалась эксплуатация, было возобновлено право ссылать крепостных в Сибирь, подтверждены владельческие права дворянства по отношению к крестьянам. В результате этого в стране был неизбежен рост крестьянских волнений и выступлений работных людей на мануфактурах. Отечественная война 1812 г., заграничные походы 1813 - 1814 гг. принесли в среду российского дворянства демократический дух, показав героизм народа. В 1825 г. Россия впервые увидела революционное выступление против царизма. 14 декабря в СанктПетербурге на Сенатской площади произошло восстание декабристов. С декабристским движением были связаны и ярославцы.

 

Особенно активное участие в восстании принял

Д.А. Щепин-

Дмитрий Александрович Щепин-Ростовский

Ростовский

(1799 - 1858). Он происходил из небогатого дво-

 

 

рянства. В 1816 г. Дмитрий окончил Морской

 

корпус в звании мичмана, после шести лет плаваний вышел в отставку в звании капитана. Через год он вернулся служить в пехоту и к 1825 г. командовал ротой лейб-гвардейского Московского полка11. С марта 1825 г. еще одной ротой этого полка командовал М. Бестужев. Московский полк сыграл ведущую роль на Сенатской площади. Что же привело Д.А. Щепина-Ростовского к декабристам «Северного общества»? Свои действия он объяснял верностью присяге Константину, а не Николаю I, к восстанию примкнул за несколько дней до начала, но был готов идти до конца.

Роты М. Бестужева и Д. Щепина-Ростовского первыми двинулись на Сенатскую площадь. Д. Щепин-Ростовский рубанул саблей командира полка Фредерикса, препятствовавшего выходу из казарм, а также генераладъютанта Шеншина и полковника Хвощинского. Он привел своих 500 солдат на площадь, однако под залпами картечи вместе с другими отступил, был взят в плен, допрошен и посажен в Алексеевский равелин.

20

. Рисунок