Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Экономическое положение Англии в XVIII веке

.docx
Скачиваний:
19
Добавлен:
19.04.2015
Размер:
20.44 Кб
Скачать

Экономическое положение Англии в XVIII веке. А. Смит – экономист мануфактурного периода.

В результате первоначального накопления капитала в Англии к середине XVIII в. были созданы предпосылки для дальнейшего быстрого развития капитализма: созданы рынок рабочей силы, значительные накопления капитала, достаточно широкий внутренний рынок и т. д. Развитие мануфактуры достигло своей вершины, создав одновременно предпосылки для перехода к машинному производству: детальное разделение труда, специализацию инструментов, упрощение трудовых процессов, кадры определенной квалификации и т. п. В 60-е годы XVIII в. в Англии начался промышленный переворот, т. е. процесс смены мануфактуры фабрикой. Сущность промышленного переворота характеризуется двумя моментами: 1) технической революцией, связанной с внедрением машинного производства и заменой им ручного труда; 2) изменениями в социальной сфере, выражающимися в реальном подчинении труда капиталу и возникновении двух основных классов капиталистического общества - буржуа и пролетариев. Главным содержанием промышленного переворота является капиталистическая индустриализация. Она начинается в Англии с легкой промышленности, точнее - с хлопчатобумажной как наиболее молодой.

В 1733 г. Джон Кей изобрел простейший ткацкий станок с летающим челноком, ускоривший процесс тканья в 2 раза. В 1769 г. изобретена новая прядильная машина - "ваттер-машина", приводившаяся в движение силой воды. В 1799 г. Самюэль Кромптон совместил лучшие качества обеих машин в своей "мюль-машине", дававшей тонкую прочную нить. В 1785 г. Эдмунд Картрайт изобрел ткацкий станок, заменивший ручной труд 40 ткачей. Этим был завершен процесс создания машинной базы в текстильной промышленности. Машины постепенно внедряются в сукноделие, полотняное и шелкоткацкое производство.

Однако все это было усовершенствованием только так называемой рабочей, исполнительной части машины. Подлинный технический переворот начался с изобретения Уаттом в 1784 г. паровой машины, ставшей универсальным двигателем, который применялся в различных отраслях промышленности и в первую очередь в текстильной. Появление паровой машины вызвало быстрое развитие угледобычи и металлургии. С 1779 г. в Англии используется в металлургии каменный уголь, что позволило увеличить выплавку чугуна с 17,4 тыс. тонн в 1740 г. до 125,1 тыс. тонн в 1796 г. Одновременно были усовершенствованы способы передела чугуна в железо и сталь (пудлингование). Развитие черной металлургии облегчилось тем, что в Англии было много каменного угля. Правда, добыча его сдерживалась плохими транспортными условиями. Строительство каналов (вторая половина XVIII в.) лишь отчасти решило существующие проблемы.

А. Смит (1723–1790) был экономистом мануфактурного периода. При его жизни промышленный переворот в Англии только начинался и преобладающей была мануфактурная форма производства с ограниченным применением машин, но с развитым разделением труда между рабочими. Общество он рассматривал как меновой союз, а основной характерной чертой человека считал склонность к обмену, торговле, был сторонником свободной конкуренции и выступал против вмешательства государства в экономическую жизнь страны. Смит рассматривал мануфактуру как наиболее прогрессивную, передовую форму производства. Шотландский экономист хорошо знал, что рабочие, капиталисты и собственники земли составляют разные классы, он считал, что благодетельные последствия экономического прогресса распространяются на все классы общества, что все заинтересованы в росте народного богатства. Появление «Богатства народов» было крупнейшим событием в развитии экономической науки. Своей книгой Смит завершил период становления политической экономии как особой отрасли знания. В ней ясно очерчен круг вопросов, являющихся предметом изучения экономической теории. Для восходящей буржуазии теория Смита стала ценным оружием в идеологической борьбе за ликвидацию остатков феодализма. Погоня за прибылью и конкуренция представлены как деятельность, приносящая пользу всему обществу. Капиталистическое общество Смит отождествляет с естественным строем. Капиталистическим отношениям он приписывает вечный характер, а особенности деятелей капиталистического хозяйства изображает как естественные свойства человека. В этих взглядах отражается буржуазная ограниченность кругозора Смита. Экономическая жизнь, в понимании Смита,— это процесс, который подчинен объективным, не зависящим от желания отдельных лиц законам. Смит считал эти законы естественными, пытался вывести их из природы человека. Но в действительности «естественные свойства», из которых исходил Смит, были чертами капиталиста той эпохи. Поэтому, стремясь открыть «естественные» законы хозяйства, он фактически исследовал капиталистическое производство.

Концепция А. Смита об «экономическом человеке» и «невидимой руке».

Концепция А. Смита об «экономическом человеке».  Вклад Адама Смита в экономическую науку связан с созданием принципиально новых методологических принципов анализа. Смит связывает формирование и развитие экономических отношений с особенностями поведения людей, принципами принятия экономических решений и впервые создает своего рода модель человека, получившую вследствие название «экономический человек» (“homo economicus”).  Это был важнейший шаг вперед в понимании закономерностей экономического развития. Именно сознательная деятельность людей формирует механизм взаимосвязей, который называется экономической системой. Поэтому экономические отношения могут быть поняты лишь в том случае, если будут поняты принципы экономического поведения людей.  В «Богатстве народов» нет специальной главы, посвященной модели человека, и сам Смит не использует такого понятия, оно появилось в экономической науке позже, однако с первых страниц своего труда ученый выводит экономические отношения из природы человека, его склонностей мотивов поведения. Все это позволяет выделить в его концепции несколько базовых принципов, которые и формируют модель «Экономического человека»:  1. Людям свойственна природная склонность к торговле, обмену одного предмета на другой. Эта склонность, по мнению Смита, является необходимым следствием способности рассуждать и дара речи, она создает различие способностей у людей и делает это различие полезным, поскольку приводит к разделению труда.  2. Человек стремится к удовлетворению своих потребностей, а это напрямую зависит от уровня его материального благосостояния. С этой точки зрения человека можно назвать эгоистом, и Смит постоянно подчеркивает это обстоятельство. Люди вступают в экономические отношения друг с другом, желая достичь своего корыстного интереса; но для этого они должны оказывать услуги другим людям, которые также преследуют свой собственный интерес. «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что нужно тебе. Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму…» [А.Смит «Богатство народов», стр.77].  Наряду с интересом существуют у людей страсти. Личный интерес не у всех людей одинаков, у людей существуют разнообразнейшие стимулы их деятельности. Смита упрекали, что он забыл про это, руководствуясь, исключительно заботой о своих материальных интересах.

По мнению Смита между личным, корыстным интересом отдельного человека и общественным интересом не только нет противоречия, но они тесно связаны между собой. Чем богаче люди, тем богаче общество. Более того, стремление к личной выгоде в конечном итоге способствует общественному прогрессу. Чтобы получать более высокую прибыль, предприниматель снижает издержки производства, повышает производительность труда, использует передовую технику. В результате выигрывает общество в целом.  Из логики построения модели «экономического человека» вполне очевидно вытекает вывод: если корыстная, эгоистическая деятельность людей не только обеспечивает достижение ими своего материального интереса, но и способствует росту общественного благосостояния, то такой деятельности людей не надо мешать. Экономическая свобода, невмешательство государства в хозяйственную жизнь – таков важнейший вывод, который формулирует Смит в своих трудах. 

Концепция А. Смита о «невидимой руке»  Без особых комментариев А. Смит преподнес положение о "невидимой руке". Он считал, удивительным явлением в экономике, основанной на частной собственности и свободе сделок, является то, что рыночные цены подчиняют действия корыстолюбцев целям процветания общества или нации в целом. Предприниматель, "ведомый лишь собственной выгодой", направляется, тем не менее, "невидимой рукой" рыночных цен к цели (а именно, экономического процветания страны), которая совсем не входила в его намерения. "Каждый отдельный человек имеет в виду свою собственную выгоду, а отнюдь не выгоды общества, и свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится сделать это".  То есть под «невидимой рукой» Смит понимает действие законов рынка и прежде всего конкуренции, объективный рыночный механизм, который координирует решения покупателей и продавцов. Рыночная система формируется спонтанно, естественным образом и никем не регулируется. Однако эгоистический интерес и силы конкуренции создают эффективный механизм координации деятельности людей. Причем «невидимая рука» рынка не только рождает необходимые стимулы для хозяйственной деятельности и направляет экономическую активность в нужном для общества направлении – эффективного использования ресурсов, повышения производительности труда, производства необходимых потребителям товаров и услуг; рыночные силы конкуренции формируют также внутренний механизм саморегулирования экономики, когда нарушенное равновесие быстро восстанавливается посредством изменения цен и колебаний спроса и предложения.  Цены содержат в себе информацию о потребительских предпочтениях, издержках и факторах, связанных со временем, месторасположением и иными обстоятельствами, учесть которые не в состоянии ни отдельный человек, ни целый плановый орган. Всего лишь одна-единственная обобщающая цифра - рыночная цена - предоставляет производителям полный объем информации, необходимый для приведения своих личный действий в соответствие с действиями и предпочтениями других. Рыночная цена направляет и стимулирует и производителей, и поставщиков ресурсов к производству вещей, ценимых наиболее высоко в сравнении с издержками их производства.  Те, кто принимают решения в бизнесе, не нуждаются в центральной власти, которая указывала бы, что и как им производить. Эту функцию выполняют цены. Если цены этих и других товаров указывают на то, что потребители оценивают их стоимость хотя бы на том же уровне, что и издержки их производства, предприниматели в погоне за личной выгодой будут их производить.  Нет необходимости также и в том, чтобы центральная власть контролировала производственные методы предприятий. Производители будут добиваться наилучшей комбинации ресурсов и наиболее эффективной организации производства, поскольку более низкие издержки означают более высокие прибыли. В интересах каждого производителя снижать издержки и повышать качество. Конкуренция практически принуждает их к этому. Производителям с высокими издержками будет трудно выжить на рынке. Потребители, стремящиеся тратить свои деньги с наибольшей выгодой, позаботятся об этом.  "Невидимая рука" рыночного процесса работает настолько автоматически, что большинство людей и не задумывается об этом. Они просто принимают как должное, что товары производятся примерно в тех количествах, в каких потребители хотят их приобрести. Доступность огромного разнообразия товаров, которое поражает воображение даже современных потребителей, тоже во многом принимается как должное. "Невидимая рука" создает порядок, гармонию и разнообразие. Процесс этот, однако, идет столь подспудно, что мало кто понимает его суть, и лишь немногие воздают ему должное. Тем не менее, он является решающим для экономического благосостояния общества.