Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Александрия для Ферапонтовой Ольги.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
15.04.2015
Размер:
147.46 Кб
Скачать

Го­ти­че­ские до­ма

За ко­нюш­ня­ми на­чи­на­ет­ся ряд жел­тых Го­ти­че­ских до­мов, со­ору­жен­ных для лет­не­го пре­бы­ва­ния чле­нов цар­ской фа­ми­лии, а так­же ино­стран­ных гос­тей и сви­ты им­пе­ра­то­ра. Го­ти­че­ски­ми они на­зва­ны по­то­му, что имен­но в этом сти­ле раз­ра­бо­та­ны их де­та­ли. Зда­ния бы­ли по­строе­ны в 1836–1838 го­дах по про­ек­ту ар­хи­тек­то­ра И. Шар­ле­ма­ня. Впро­чем, ни­че­го осо­бен­но­го в ар­хи­тек­тур­ном от­но­ше­нии эти до­ма не пред­став­ля­ют и впе­чат­ле­ние силь­но пор­тит со­вер­шен­но не иду­щая к их сти­лю яр­ко-жел­тая ок­ра­ска.

Ио­сиф Ива­но­вич Шар­ле­мань (1782–1861)

Из­вест­ный ар­хи­тек­тор, стар­ший из трех брать­ев Шар­ле­ма­ней, став­ших, как и их отец, ар­хи­тек­то­ра­ми. Все бра­тья на­ча­ли свою ар­хи­тек­тур­ную карь­е­ру под ру­ко­во­дством Лу­ид­жи Рус­ка, ко­то­рый был же­нат на их се­ст­ре.

Чет­верть ве­ка, с 1826 го­да И. И. Шар­ле­мань был ар­хи­тек­­т­ором Пе­тер­гоф­ско­го двор­цо­во­го прав­ле­ния, пе­ре­дав эту долж­ность в 1850 го­ду Н. Л. Бе­нуа.

По про­ек­ту И. И. Шар­ле­ма­ня в Пе­тер­го­фе был по­стро­ен на Раз­вод­ной пло­ща­ди, у кор­пу­са под гер­бом Боль­шо­го двор­ца, ком­плекс ка­ва­лер­ских и ми­ни­стер­ских до­мов. По­пе­реч­ный ка­ва­лер­ский дом (1830 г.) оформ­лен в ам­пир­ном сти­ле: цен­траль­ная часть ук­ра­ше­на ио­ни­че­ски­ми ко­лон­на­ми, ан­таб­ле­мен­том и ат­ти­ком, а бо­ко­вые ри­за­ли­ты де­ко­ри­ро­ва­ны по­лу­цир­куль­ны­ми на­лич­ни­ка­ми. Фа­са­ды ми­ни­стер­ских до­мов (1839 и 1848 го­ды) ре­ше­ны в сти­ле не­оба­рок­ко — пи­ля­ст­ры, на­ряд­ные на­лич­ни­ки. По его про­ек­ту в 1832 го­ду бы­ла пе­ре­строе­на в ам­пир­ном сти­ле Кре­сто­воз­дви­жен­ская цер­ковь, воз­ве­ден­ная в 1801 го­ду ар­хи­тек­то­ром Ф. П. Броу­эром вос­точ­нее Верх­не­го са­да.

Го­ти­че­ские мо­ти­вы Шар­ле­мань впер­вые ис­поль­зо­вал при воз­ве­де­нии ка­ра­уль­но­го до­ма (1834) и пе­тер­бург­ской за­ста­вы Пе­тер­го­фа (1835), ко­то­рую до­ст­раи­вал ар­хи­тек­тор А.И. Шта­кенш­ней­дер.

Ко­гда Пе­тер­гоф стал уезд­ным цен­тром, Шар­ле­мань воз­вел мно­го­чис­лен­ные го­род­ские зда­ния: Гос­ти­ный двор на Тор­го­вой пло­ща­ди (1840), зда­ния по­ли­ции и по­жар­ной час­ти на Сам­со­ни­ев­ской ул. (1847), при­сут­ст­вен­ные мес­та в Егер­ской сло­бо­де (1850).

Вот как вспо­ми­на­ла фрей­ли­на Ан­на Тют­че­ва свою жизнь в го­ти­че­ских до­мах: «Что ка­са­ет­ся нас, лиц сви­ты, мы по­ме­ща­ем­ся в це­лом ря­де кар­тон­ных до­ми­ков, на­зы­вае­мых „Го­ти­че­ски­ми и Ка­ва­лер­ски­ми до­ма­ми“, где нас то сжи­га­ет солн­це, то разъ­е­да­ет сы­рость, но бо­лее все­го — пыль от шос­се, про­хо­дя­ще­го под ок­на­ми этих до­мов, яв­ляю­ще­го­ся глав­ной ар­те­ри­ей, по ко­то­рой идет не­пре­рыв­ное дви­же­ние в гус­то­те толп лю­дей, съез­жаю­щих­ся в Пе­тер­гоф во вре­мя пре­бы­ва­ния там дво­ра. Тол­чея взад и впе­ред ни на ми­ну­ту не пре­кра­ща­ет­ся ни днем, ни но­чью, не­пре­рыв­но мель­ка­ет бес­ко­неч­ный ка­лей­до­скоп фельдъ­еге­рей в те­ле­гах, ез­до­вых вер­хом, слу­жеб­ных фур­го­нов, адъ­ю­тан­тов в про­лет­ках, при­двор­ных в ко­ля­сках, пуб­ли­ки, ка­таю­щей­ся в каб­рио­ле­тах и ша­ра­ба­нах, во весь опор мча­щих­ся взад и впе­ред, под­ни­маю­щих об­ла­ка пы­ли, ко­то­рая вры­ва­ет­ся че­рез все ок­на и вих­рем кру­тит­ся в сквоз­ня­ках, бес­пре­рыв­но дую­щих сквозь эти пря­мо­уголь­ные сквоз­ные по­строй­ки, с их бес­чис­лен­ным ко­ли­че­ст­вом окон и две­рей. В та­кой ма­ло ком­фор­та­бель­ной об­ста­нов­ке мы про­во­дим свои дни».

В од­ном из этих Го­ти­че­ских до­мов жи­ла и фрей­ли­на Вар­ва­ра Ар­кадь­ев­на Не­ли­до­ва, ко­то­рую тай­но лю­бил Ни­ко­лай I. Сре­ди его мно­го­чис­лен­ных ми­мо­лет­ных ро­ма­нов это бы­ла един­ст­вен­ная серь­ез­ная связь, про­дол­жав­шая­ся поч­ти 20 лет. Вар­ва­ра Не­ли­до­ва, уди­ви­тель­но кра­си­вая жен­щи­на, лю­би­ла им­пе­ра­то­ра глу­бо­ко, бес­ко­ры­ст­но и ис­крен­но. Она ни­ко­гда не поль­зо­ва­лась сво­им по­ло­же­ни­ем ра­ди чес­то­лю­бия или тще­сла­вия. Так, фрей­ли­на Ма­рия Фре­де­рикс вспо­ми­на­ла: “Все де­ла­лось так скры­то, так бла­го­род­но. На­при­мер, я, бу­ду­чи уже не очень юной де­вуш­кой, жи­вя под од­ним кро­вом, ви­дясь поч­ти ка­ж­дый день с фрей­ли­ной Не­ли­до­вой дол­го не по­доз­ре­ва­ла об от­но­ше­ни­ях, су­ще­ст­во­вав­ших ме­ж­ду им­пе­ра­то­ром и ею. Она не по­мыш­ля­ла об­на­ру­жи­вать свое ис­клю­чи­тель­ное по­ло­же­ние ме­ж­ду сво­их со­то­ва­ри­щей фрей­лин, дер­жась все­гда так спо­кой­но, хо­лод­но и про­сто. Она бы­ла дос­той­ная жен­щи­на, за­слу­жи­ваю­щая ува­же­ния, в осо­бен­но­сти в срав­не­нии с дру­ги­ми то­го же по­ло­же­ния”. Ни­ко­лайI, в от­ли­чие от сво­его де­да Пет­раIII, от­ца Пав­лаIи стар­ше­го бра­та Алек­сан­д­раIхра­нил лю­бовь к Вар­ва­ре Не­ли­до­вой в глу­бо­чай­шей тай­не, це­ня по­кой сво­ей се­мьи и не же­лая ста­вить обо­жае­мую суп­ру­гу в дву­смыс­лен­ное по­ло­же­ние.

Да­же те, кто осу­ж­дал Не­ли­до­ву, не мог­ли от­ка­зать ей в ува­же­нии, ко­гда на дру­гой день по­сле смер­ти им­пе­ра­то­ра Ни­ко­лая она ото­сла­ла в ин­ва­лид­ный ка­пи­тал 200 ты­сяч руб­лей (сум­ма по тем вре­ме­нам ог­ром­ная), ко­то­рые он ей ос­та­вил по за­ве­ща­нию, и хо­те­ла тот­час же уда­лить­ся из двор­ца. Но во­ца­рив­ший­ся Алек­сандр IIпо со­гла­ше­нию со сво­ей ма­те­рью про­сил ее не ос­тав­лять двор­ца. С это­го дня она не де­жу­ри­ла, а толь­ко при­хо­ди­ла чи­тать вслух им­пе­рат­ри­це-вдо­ве, ко­гда та со­всем од­на от­ды­ха­ла по­сле обе­да. Фрей­ли­на Не­ли­до­ва пе­ре­жи­ла сво­его обо­жае­мо­го им­пе­ра­то­ра бо­лее чем на 40 лет, она ве­ла замк­ну­тый об­раз жиз­ни, и ви­деть ее мож­но бы­ло толь­ко у обед­ни в двор­цо­вых церк­вях. Ле­том, жи­вя в Пе­тер­го­фе в Го­ти­че­ских до­мах, она по­сто­ян­но бы­ва­ла в церк­ви Алек­сан­д­ра Нев­ско­го. На­прав­ля­ясь ту­да, она ка­ж­дый раз про­хо­ди­ла ми­мо цар­ско­го ма­не­жа и в па­мя­ти всплы­вал об­раз лю­би­мо­го — им­пе­ра­тор Ни­ко­лайIбыл пре­крас­ным на­езд­ни­ком. Се­день­кой, смор­щен­ной ста­руш­кой бу­дет до­жи­вать Не­ми­до­ва свой век уже при дво­ре Ни­ко­лаяII, пра­вну­ка то­го, ко­го она так лю­би­ла, и ум­рет в 1897 го­ду.

По­сле Го­ти­че­ских до­мов рас­по­ла­га­лись Фрей­лин­ские до­ма, по­стро­ен­ные по про­ек­ту Н. Л. Бе­нуа в 1858 го­ду в сти­ле не­оба­рок­ко, что при­бли­жа­ет их к сти­лю Боль­шо­го двор­ца, в ан­самбль ко­то­ро­го они вхо­дят. План внут­рен­ней пла­ни­ров­ки был сде­лан са­мим им­пе­ра­то­ром Ни­ко­ла­ем I. Сей­час в од­ном из до­мов — Му­зей се­мьи Бе­нуа.

Юж­нее на­ряд­ных Фрей­лин­ских до­мов в 1859–1861 го­дах был по­стро­ен Офи­ци­ант­ский дом, в ко­то­рый вхо­ди­ли все при­двор­ные служ­бы, от­ве­чаю­щие за под­го­тов­ку им­пе­ра­тор­ских прие­мов — на верх­них эта­жах жи­ли лив­рей­ные слу­ги и офи­ци­ан­ты, а так­же хра­ни­лось сто­ло­вое бе­лье и сер­ви­зы. По­лу­под­валь­ный этаж пред­на­зна­чал­ся для кла­до­вых съе­ст­ных при­па­сов и на­пит­ков. Сей­час в зда­нии на­хо­дит­ся ад­ми­ни­ст­ра­ция Пе­тер­го­фа.

К югу от Пе­тер­гоф­ской до­ро­ги, на­про­тив Алек­сан­д­рии рас­ки­нул­ся ог­ром­ный и те­ни­стый Алек­сан­д­рий­ский парк. В XVIII ве­ке это ме­сто на­зы­ва­лось Олень­им са­дом и вхо­ди­ло в со­став “Зве­рин­ца”, в ХIХ ве­ке тер­ри­то­рию бла­го­ус­т­рои­ли для им­пе­ра­тор­ских про­гу­лок вер­хом и в эки­па­же. Бы­ли про­ло­же­ны ши­ро­кие до­рож­ки, а сре­ди со­сно­во­го бо­ра вы­са­же­ны бе­ре­зы и ду­бы.

Не­боль­шой ру­чей, про­те­кав­ший в цен­траль­ной час­ти пар­ка, пре­об­ра­зо­ва­ли в сис­те­му пру­дов с ост­ро­ва­ми. Че­рез 25 лет се­мей­ной жиз­ни вен­це­нос­ных суп­ру­гов, в 1841 г., на од­ном из ост­ро­вов в Алек­сан­д­рин­ском пар­ке по же­ла­нию им­пе­ра­то­ра бы­ла по­став­ле­на ажур­ная чу­гун­ная бе­сед­ка, в ко­то­рой на­хо­дил­ся бюст его суп­ру­ги, Алек­сан­д­ры Фе­до­ров­ны, с крас­но­ре­чи­вой над­пи­сью на пье­де­ста­ле: "сча­стью мо­ей жиз­ни".

На дру­гом ост­ров­ке в те­ни ве­ко­вых де­ревь­ев при­ютил­ся изящ­ный Швей­цар­ский до­мик, ок­ру­жен­ный са­дом. Ма­лень­кий па­ром со­еди­нял этот ост­ров с бе­ре­гом. Все эти ук­ра­ше­ния пар­ка, ко­то­рых уже нет, соз­да­ва­лись по про­ек­там ар­хи­тек­то­ра И. Шар­ле­ма­ня.

Пре­ж­де чем мы про­стим­ся с ро­ман­ти­че­ской Алек­сан­д­ри­ей, при­гла­ша­ем вас за­гля­нуть в дру­гую эпо­ху, к пра­вну­ку Ни­ко­лая I— НиколаюII и по­се­тить егоНиж­нюю да­чу.