Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

6 курс / Эндокринология / Детская_эндокринология_Парамонова_Н_С_,_Жемойтяк

.pdf
Скачиваний:
4
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
3.99 Mб
Скачать

составляет 75% от всей массы гипофиза, промежуточную (железистую) – 1–2% и заднюю (нейрогипофиз) – 18–23% от всей массы гипофиза.

Аденогипофиз состоит из трех типов клеток: ацидофильных, базофильных (составляющих группу хромофилов) и хромофобов. Ацидофильные (эозинофильные) клетки вырабатывают гормон роста (соматотрофы) и пролактин (лактотрофы), базофильные клетки – тиреотропный гормон (тиреотрофы), адренокортикотропный гормон (кортикотрофы) и гонадотропины (гонадотрофы): фолликулостимулирующий, лютеинизирующий гормоны. Хромофобные клетки рассматривают как источник, из которого дифференцируются хромофилы.

В нейрогипофизе оканчиваются волокна гипоталамогипофизарного тракта, идущие от супраоптического и паравентрикулярных ядер гипоталамуса; на концах аксонов нейросекреторных клеток расположены аксовазальные синапсы, по которым в заднюю долю гипофиза поступают секретируемые в ядрах гипоталамуса вазопрессин (антидиуретический гормон) и окситоцин.

Аденогипофиз является ключевым регулятором эндокринной системы. Секретируемые им гормоны (ЛГ, ФСГ, ТТГ и АКТГ) регулируют функцию периферических эндокринных желез – гонад, щитовидной железы и коры надпочечников. Другие гормоны – СТГ или гормон роста (ГР) и ПрЛ, оказывают прямое действие на органы и ткани-мишени.

Пролактин (ПрЛ) – белковый гормон, основной физиологической функцией которого является стимуляция роста молочных желез во время беременности и обеспечение лактации после родов. Стимулирующее влияние на секрецию пролактина оказывает процесс кормления грудью. Основным ингибитором секреции пролактина является дофамин, синтезирующийся в гипоталамусе. Во время беременности лактогенный эффект пролактина блокируется эстрогенами и прогестероном.

Гормон роста (ГР, соматотропин, СТГ) – полипептидный гормон, физиологические эффекты которого принято разделять на прямые и непрямые.

Прямые эффекты СТГ:

стимуляция синтеза и секреции инсулиноподобного фактора роста (ИФР);

211

стимуляция липолиза в жировой ткани;

стимуляция глюконеогенеза в печени (контринсулярный эффект);

антинатрийуретическое действие.

Непрямые эффекты СТГ:

ростостимулирующее действие – ГР стимулирует продольный рост костей (преимущественно длинных трубчатых и, в меньшей степени, губчатых);

анаболическое действие – ГР стимулирует синтез белка и задержку азота, снижает распад аминокислот.

В отличие от других гипофизотропных гормонов, СТГ не имеет своей эффекторной эндокринной железы. Свои ростовые эффекты он оказывает не прямо, а опосредованно, через ИФР, в основном ИФР-1, основным источником которого является печень, синтез ИФР происходит также и в других органах и тканях организма (хрящевой ткани, почках, надпочечниках, легких, половых железах). ИФР-1 стимулирует рост кости, хряща и мягких тканей. Непрямые эффекты СТГ подавляются глюкокортикоидами.

Кроме того, СТГ угнетает утилизацию углеводов тканями, снижает чувствительность тканей к инсулину, способствуя развитию инсулинорезистентности на пострецепторном уровне, вызывает задержку фосфора, натрия, калия и кальция.

Синтез и секреция ГР контролируются двумя гипоталамическими нейропептидами – соматолиберином и соматостатином. В течение дня уровень ГР в плазме сохраняется низким; пик его содержания отмечается ночью, через 2–3 часа после засыпания. У растущих детей интегральная суточная продукция ГР существенно выше, чем у взрослых.

Лютеинизирующий (ЛГ) и фолликулостимулирующий гор-

моны (ФСГ) регулируют синтез и секрецию половых гормонов и гаметогенез.

Лютеинизирующий гормон (ЛГ) в яичниках стимулирует овуляцию и синтез прогестерона, рецепторы к ЛГ присутствуют на клетках внешней оболочки и гранулярного слоя фолликулов, на интерстициальных клетках; в яичках ЛГ стимулирует продукцию тестостерона, рецепторы к ЛГ присутствуют только на клетках Лейдига.

212

Рекомендовано к покупке и изучению сайтом МедУнивер - https://meduniver.com/

Фолликулостимулирующий гормон (ФСГ) в яичниках сти-

мулирует секрецию эстрогенов, рост и созревание фолликулов, рецепторы к ФСГ имеются только на клетках гранулярного слоя; в яичках ФСГ не влияет на синтез андрогенов, но вместе с тестостероном стимулирует сперматогенез, рецепторы к ФСГ обнаружены только на клетках Сертоли.

Тиреотропный гормон (ТТГ) синтезируется в тиреотропных клетках. Основной функцией ТТГ является стимуляция синтеза и секреции гормонов щитовидной железы, а также трофическое воздействие на тиреоциты. ТТГ контролирует почти все этапы биосинтеза тиреоидных гормонов, в том числе, присоединение неорганического йода к тиреоглобулину и образование Т3 и Т4 из моно- и дийодтирозина (см. гл. 3).

Адренокортикотропный гормон (АКТГ, кортикотропин)

является стимулятором продукции кортизола в пучковой и андрогенов в сетчатой зонах коры надпочечников (см. гл. 5), синтеза меланина в меланоцитах. Кроме того, выброс АКТГ из кортикотропных клеток или введение большой дозы АКТГ может вызвать кратковременный подъем уровня альдостерона.

Хуже других изучены функции меланоцитостимулирующе-

го гормона (МСГ) и β-липотропина. Установлено, что α-МСГ стимулирует синтез меланина в меланоцитах, γ-МСГ – синтез альдостерона в коре надпочечников, β-липотропин – стимулирует синтез кортикостероидов, причем эффект β-липотропина опосредуется рецепторами АКТГ.

Регуляция секреции гормонов аденогипофиза осуществляется положительным стимулирующим действием рилизинггормонов гипоталамуса и отрицательной обратной связью со стороны эндокринных желез-мишеней.

Система обратной связи: ТТГ, АКТГ, ФСГ и ЛГ стимули-

руют секрецию гормонов в эндокринных железах-мишенях. В свою очередь гормоны желез-мишеней подавляют секрецию соответствующих гормонов аденогипофиза, так повышение уровня кортизола в крови тормозит секрецию АКТГ. Аналогичные связи установлены между тиреоидными гормонами и ТТГ, между половыми и гонадотропными гормонами. Гормоны, подавляющие секрецию СТГ и пролактина, пока не обнаружены, хотя установлено, что ИФР-1 тормозит секрецию СТГ.

213

Но секреторная активность клеток аденогипофиза зависит не только от уровня гормонов эндокринных желез-мишеней.

Либерины и статины гипоталамуса (см. выше) также иг-

рают важную роль в регуляции секреторной активности клеток передней доли гипофиза, причем секреция либеринов гипоталамусом, как и секреция соответствующих тропных гормонов аденогипофизом, регулируется уровнем гормонов периферических эндокринных желез (например, эстрогены подавляют не только секрецию ЛГ и ФСГ, но и секрецию гонадолиберина).

Самостоятельной и во многом автономной системой является нейрогипофиз, состоящий из аксонов супраоптического и паравентрикулярного ядер гипоталамуса.

Вазопрессин (аргинин-вазопрессин, антидиуретический гормон, АДГ) является белком, состоящим из 9 аминокислот. Рецепторы АДГ находятся в дистальных канальцах нефрона; их активация приводит к усилению реабсорбции воды. В физиологических условиях секреция АДГ регулируется осморецепторами гипоталамуса: гиперосмолярность плазмы приводит к стимуляции секреции АДГ. Другими непрямыми стимуляторами секреции АДГ являются гиповолемия и артериальная гипотензия.

Окситоцин так же, как и вазопрессин, состоит из 9 аминокислот, но отличается от него двумя аминокислотными остатками. Окситоцин, воздействуя на мускулатуру матки, увеличивает силу ее сокращений, обеспечивая, таким образом, родовую деятельность и послеродовое сокращение матки. Стимулируя сокращение миоэпителиальных клеток альвеол молочных желез, окситоцин способствует поступлению молока в млечные протоки. Физиологические стимуляторы секреции окситоцина – растяжение половых путей женщины и кормление грудью.

НИЗКОРОСЛОСТЬ У ДЕТЕЙ

Длина тела ребенка является одной из основных характеристик детского возраста и представляет собой интегральный показатель, отражающий влияние генетических, гормональных, тканевых и внешних факторов на кость и другие ткани организма. При этом необходимо учитывать, что генетически обусловленный процесс увеличения линейных и объемных размеров организма ребенка возможен только при сбалансированном поступ-

214

Рекомендовано к покупке и изучению сайтом МедУнивер - https://meduniver.com/

лении в организм пищевых ингредиентов и благоприятных условиях внешней среды.

В младенческом и раннем детском возрасте основное влияние на рост оказывают питание ребенка, гормоны щитовидной железы и инсулиноподобные факторы роста (ИФР); в возрасте 4– 10 лет – гормон роста, в период пубертата – половые гормоны.

Нарушение роста, в частности, низкорослость, является серьезной медицинской проблемой, приводящей к нарушению социальной адаптации данной категории детей. Частота встречаемости задержки роста различного генеза в детской популяции, по данным масштабных антропометрических исследований, составляет от 2 до 3% [Солнцева А.В., 2008].

О низкорослости можно говорить при отставании длины тела от средних показателей на 2 и более стандартных отклонения

(2SDS– standard deviation score) – ниже 3 перцентили от среднего значения для данной популяции по антропометрическим показателям.

При задержке роста от 1 до 2 SDS показанием для обследования может служить:

снижение скорости роста за последние 12–18 месяцев более чем на 2SD,

задержка роста у ребенка, если его родители имеют средний или выше среднего рост.

Чтобы классифицировать ребенка как низкорослого, необходимо провести сравнение его роста с региональным стандартом среднего значения для соответствующего пола и возраста. Наиболее оптимальной формой оценки соответствия индивидуального (фактического) значения роста ребенка референтным для возраста и пола данным (среднему значению), а также для анализа динамики линейного роста является построение индивидуальной кривой роста (соматограммы). Применяют соматограммы с указанием коэффициентов стандартного отклонения (SDS – standard deviation score). Для оценки роста детей с генетическими синдромами применяют соматограммы для данного заболевания.

Таким образом, для постановки диагноза «низкорослость» необходимы фактический рост ребенка и построенная индивидуальная кривая роста.

215

Низкорослость может быть проявлением целого ряда заболеваний, при которых отмечается снижение синтеза, секреции, регуляции или биологической активности гормона роста, а также одним из клинических симптомов ряда генетических синдромов или следствием врожденных пороков развития и хронических соматических заболеваний. Хотя в клинической практике низкорослость зачастую отождествляется исключительно с дефицитом гормона роста (ДГР), это мнение является ошибочным. Согласно проведенным крупномасштабным исследованиям, среди детей с низкорослостью доля лиц с ДГР составляет не более 5% [Lindsay

R. et al., 1994].

Клинически можно выделить следующие формы нарушений роста у детей.

Классификация низкорослости у детей [Солнцева А.В.,

2008]

I. Первичные нарушения роста

1.Скелетные дисплазии.

2.Хромосомные нарушения, сочетающиеся с низкорослостью.

3.Внутриутробная задержка роста.

II. Вторичные нарушения роста

1.Хронические соматические заболевания органов и систем:сердечно-сосудистой;бронхолегочной;

центральной нервной системы;почек;желудочно-кишечного тракта.

2.Эндокринные заболевания:

гипотиреоз;

гиперкортицизм;

синдром Мориака;

псевдогипопаратиреоз;

витамин Д резистентный рахит. 3.Голодание.

4.Ятрогенные нарушения.

5.Психосоциальный нанизм.

216

Рекомендовано к покупке и изучению сайтом МедУнивер - https://meduniver.com/

III. Конституциональная задержка роста и пубертата. IV. Семейная низкорослость.

V. Дефицит гормона роста.

Врожденные формы:

1.Наследственный дефицит гормона роста:

изолированная недостаточность ГР (ИНГР): дефект гена ГР, дефект рецептора ГР-РГ, другие формы ИНГР;

множественная недостаточность гормонов аденогипофиза: дефект гена Pit-1, дефект гена Prop-1, другие формы;

наследственный пангипопитуитаризм. 2.Врожденные пороки развития ЦНС:

септо-оптическая дисплазия;

синдром пустого турецкого седла;

дисплазия гипофиза;

арахноидальные кисты;

гидроцефалия.

3.Идиопатический дефицит ГР.

4.Периферическая нечувствительность к ГР:

дефект рецептора ГР (синдром Ларона);

биологически неактивный ГР.

5.Пострецепторная нечувствительность к ГР:

резистентность к ИФР-1 (карликовость пигмеев);

дефицит ИФР-1

Приобретенные формы:

1.Опухоли гипоталамо-гипофизарной системы:краниофарингиома;герминома;аденома гипофиза;гамартома.

2.Опухоли других отделов мозга:

астроцитома;

эпендимома;

глиома;

медуллобластома.

3.Результат лучевой терапии.

4.Другие причины:

травмы черепа;

сосудистая патология;

217

нейроинфекции;

инфильтративные болезни;

гидроцефалия.

Дифференциально-диагностический алгоритм поиска причины задержки роста у пациента сложен и включает несколько этапов.

На начальном этапе проводится:

оценка роста, скорости роста и массы тела ребенка, расчет

ИМТ;

измерение роста родителей;

построение индивидуальной кривой роста с отметкой прогнозируемого конечного роста;

подробный анамнез, включая семейный (с анализом скорости роста с рождения до момента обращения, динамики роста отца/матери, примерных сроков пубертатного скачка родителей); акушерский анамнез (срок гестации, течение беременности, родов, длина и масса тела ребенка при рождении);

общий осмотр по органам и системам с оценкой индекса стигматизации, описание особенностей дисморфогенеза;

оценка стадии полового развития по Таннер;

стандартное обследование для исключения наиболее распространенных соматических заболеваний (общий анализ крови; общий анализ мочи; копрограмма; исследование биохимических показателей – общий белок и его фракции, креатинин, мочевина, печеночные пробы, глюкоза, щелочная фосфатаза, холестерин, кальций, фосфор, калий, натрий, хлор; ЭКГ; УЗИ сердца, органов брюшной полости, почек, надпочечников, щитовидной железы, органов малого таза (по показаниям); измерение АД и т. д.

Если выявляются нижеизложенные признаки, можно приступать к следующие этапу диагностики:

выраженная низкорослость (менее 2σ);

рост ребенка значительно отстает от прогнозируемого конечного роста;

низкая скорость роста (менее 4 см/год);

отягощенный анамнез по хроническим заболеваниям;

множественные особенности дисморфогенеза (синдромы Шерешевского-Тернера, Нунан и др.);

218

Рекомендовано к покупке и изучению сайтом МедУнивер - https://meduniver.com/

гипогонадизм;

илипреждевременноеполовоесозревание.

На втором этапе пациентам с низкорослостью показано проведение следующих обследований:

кариотипирование (у девочек с низкорослостью обязательно);

определение ТТГ, свободного Т4; кортизола, АКТГ, пролактина; ЛГ, ФСГ, половых гормонов (у детей пубертатного возраста);

исследование базальных уровней ИФР-1, ИФР-СБ-3 в крови (особенно у детей старше 5 лет в качестве критерия для отбора детей с подозрением на дефицит СТГ для проведения стимуляционных тестов);

стимуляционные тесты для оценки секреции СТГ;

определение биологического («костного») возраста;

выполнение боковой рентгенограммы черепа для исключения краниофарингиомы, МРТ гипоталамо-гипофизарной области для исключения опухоли и морфоструктурных нарушений;

выполнение рентгенограммы грудной клетки, тазобедренных суставов, позвоночника, трубчатых костей для исключения костной дисплазии.

Определение биологического («костного») возраста является обязательным. Степень созревания скелета («костный возраст») оценивают с помощью рентгенограммы левой кисти и левого лучезапястного сустава. До 3–4-месячного возраста «костный возраст» лучше определять по рентгенограмме коленных, плечевых или тазобедренных суставов.

При низкорослости костный возраст может:

отставать от паспортного – при дефиците гормонов щитовидной железы, СТГ, гипогонадизме;

соответствовать паспортному – при конституциональ-

ной низкорослости, у детей с внутриутробной задержкой роста (примордиальный нанизм) старше 3–5 лет, при нарушениях роста костей и наследственных синдромах с низкорослостью;

опережать паспортный – при раннем и преждевременном половом развитии любого генеза.

Для удобства проведения дифференциального диагноза причины низкорослости можно сгруппировать по частоте встреча-

219

емости следующим образом:

семейная низкорослость;

конституциональная задержка роста;

низкорослость, обусловленная внутриутробной задержкой

роста;

дисморфические синдромы;

хронические соматические неэндокринные заболевания;

психологическая низкорослость;

эндокринные заболевания.

ДЕФИЦИТ ГОРМОНА РОСТА (ЦЕРЕБРАЛЬНОГИПОФИЗАРНЫЙ НАНИЗМ)

Генетическая программа роста реализуется через гуморальную эндокринную систему, включающую все известные гормоны (тиреоидные, инсулин, надпочечниковые, половые), но основное значение имеет гипоталамо-гипофизарная регуляция роста, центральным звеном которой является соматотропин – сомато-

тропный гормон (СТГ) или гормон роста (ГР).

Популяционная частота дефицита гормона роста (ДГР) колеблется от 1:4000 до 1:10000 чел. Один из 3500 детей в возрасте от 5 до 12 лет жизни имеет ДГР [Бойко Ю.Н., 2011].

Заболевание проявляется выраженной низкорослостью вследствие снижения секреции СТГ в аденогипофизе (абсолютный ДГР) или вследствие развития к нему резистентности периферических тканей (снижения их ответа на нормальные или высокие уровни СТГ – относительный ДГР). В результате неадекватного действия гормона роста снижается секреция инсулиноподобных факторов роста (ИФР), оказывающих основной ростовой эффект на организм ребенка.

ДГР может быть:

врожденным или приобретенным в любом периоде детства;

первичным (вследствие дисфункции соматотропных клеток внутри гипофиза) или вторичным (в результате снижения продукции соматолиберина – СТГ-рилизинг-гормона (СТГ-РГ) гипоталамусом);

полным или частичным;

220

Рекомендовано к покупке и изучению сайтом МедУнивер - https://meduniver.com/