Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

2 курс / Нормальная физиология / Подкорковые_структуры_мозга_и_психические_процессы_Корсакова_Н_К

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
3.62 Mб
Скачать

К.Корсакова К-Московичюте

ПодКорКобыс

структуры

мозга

психически«

проиессы ’ • • ••

" 1 1

!’ о и. г м;i р и I м

Б. В. Зейпфпик. пик inj. hi м MiiM iMir. «их наук. Н. А. Смирном, ним ш ип г.,о........и iiи ч наук

Печатается по постановлению Редакционно-издательского Совета Московского университета

Высшие психические функции и мозг — как они соотно­ сятся? Только ли корковые структуры мозга обеспечивают вы­ полнение таких сложных форм психической деятельности, как речь, восприятие, память, мышление? Как участвуют в них подкорковые образования мозга? На эти вопросы читатель найдет ответ в данной книге. Авторы впервые применили ком­ плексный нейропсихологический подход к изучению особен­ ностей высших психических функций у больных паркинсониз­ мом до и после стереотаксических деструкций, проводимых в. лечебных целях. Получены новые данные о специфическом участии субкортикальных ядер в психических процессах, о формировании межполушарпой асимметрии на подкорковом уровне, о исйропсихологическом подходе к пониманию пато­ генетических механизмов паркинсонизма.

Для психологов, психофизиологов, невропатологов и всех,, кто интересуется современным состоянием проблемы «мозг и психика».

К ■0^04000^-°-—066 - 27—85 © Издательство

077 (02)—85 Московского университета, 1985

П р е д и с л о в и е

Проблема мозговой организации психи­ ческих функций значима не только для решения вопросов о соотношении психического и физиоло­ гического как одного из основных методологиче­ ских вопросов психологического знания. Р азработ ­ ка представлений о мозговых «органах» психических функциональных систем имеет значение в приклад­ ных областях психологии: диагностические крите­

рии

оценки состояния оператора в различных ви-

1.1 \

деятельности и режимах работы и условия оп­

тимиза ции этой деятельности, формирование функ­ ции в процессе обучения, основанное на знании ее базовых афферентных систем, психологические ос­ новы коррекционной и диагностической работы с больными в плане перестройки функций при их па­ тологии, в том числе и при аномалиях психического развития детей. Самостоятельное значение приоб­ ретает развитие знания о связи определенных пси­ хических функций с дифференцированными мозго­ выми структурами в области нейрохирургии и нев­ рологии не только для решения задач топической диагностики и развития синдромологических пред­ ставлений, но и для оценки функционального со­ стояния мозговых систем при выборе тактики ле­ чебного воздействия на мозг и прогноза постлечебных изменений психических процессов.

В советской нейропсихологической науке к на­ стоящему времени сложилась система представле­ ний о системном строении и динамической лока­ лизации психических функций, основанная на фун­ даментальном вкладе в эту область знания А. Р. Лу- р'ии, А. Н. Леонтьева, Н. А. Бернштейна и П. К. Анохина [1; 2; 21; 22]. Были разработаны основные принципы структурно-функциональной организации психических процессов, описаны ме­ ханизмы и факторы, лежащ ие в основе их постро­

3

ения, нейропсихологические синдромы, возникаю­ щие при локальной патологии, методы восстанов­ ления утраченных психических функций.

Одним из основных принципов, лежащих в ос­ нове представлений о мозговой организации психи­ ческих процессов, является принцип вертикальной организации функции, требующий рассмотрения взаимодействия и качественного вклада не толь­ ко корковых, но и подкорковых структур мозга в, реализацию психической деятельности человека. Однако до настоящего времени вопрос об участии подкорковых мозговых зон в психических процес­ сах не находит полного и систематического осве­ щения, а имеющиеся в научной литературе данные характеризуются достаточной противоречивостью и нередко представлены крайними позициями в от­ ношении качественного специфического участия субкортикальных структур в гностических, рече­ вых, мнестических и интеллектуальных процессах.

Возможности исследования дифференцирован­ ного вклада различных подкорковых структур (в частности, ядер таламуса и стрио-паллидарной си­ стемы) в протекание психических функций опреде­ лились в связи с широким внедрением в лечебную клиническую практику метода стереотаксического' подхода к подкорковым ядрам с целью их раз­ дражения или частичного разрушения. Как изве­ стно, метод стереотаксического воздействия на суб­ кортикальные структуры широко и эффективно^ применяется при борьбе с такими патологическими явлениями, как гиперкинезы, спастические пара­ личи, фантомные боли и др. При этом воздействии возникают функциональные перестройки, обуслов­ ливающие не только снятие болезненных проявле­ ний. Одновременно происходят перестройки в раз­ личных психических функциях, анализ которых в период (достаточно короткий) после нанесения воз­ действия позволяет по характеру изменений го­ ворить о роли данного подкоркового звена систе­ мы, подвергшегося лечебному воздействию, в осу­ ществлении тех или иных факторов, входящих в структуру психической функции.

Данная работа представляет собой результат нейропсихологического изучения памяти, речи, гностических и интеллектуальных процессов у

4

больных, перенесших стереотаксические операции на подкорковых структурах по поводу паркинсо­ низма и детских церебральных параличей. Иссле­ дование проводилось в Институте нейрохирургии им. академика Н. Н. Бурденко АМН СССР в те­ чение ряда лет совместно с нейрохирургами

Н. Я- Васиным I и А. Л. Кадиным, которым выра­

жаем глубокую благодарность за формирование представленного в этой книге направления исследо­ ваний. Мы благодарны дирекции и всему коллекти­ ву Института нейрохирургии за предоставленную возможность в течение более чем тридцати лет про­ водить нейропсихологические исследования в сте­ нах института. Особую признательность выражаем В. М. Голоду за разрешение включить в текст кни­ ги его данные по исследованию некоторых пара­ метров речевой деятельности. Мы с неизменной благодарностью вспоминаем своего учителя А. Р. Лурию, без идейного руководства и непосред­ ственного участия которого данная работа не мог­ ла бы осуществиться.

Г л а в а I

Проблема соотношения психических функций с подкорковыми структурами

Развитие системного подхода к исследо­ ванию психических функций в связи с изучением их мозговой организации, последние достижения нев­ рологической и нейрохирургической теории и прак­ тики, а такж е развитие теоретической и клинической нейрофизиологии вызвали к жизни комплекс ис­ следований, направленных на анализ роли не толь­ ко корковых, но и подкорковых структур мозга (и корково-подкорково-корковых взаимодействий) в осуществлении психической активности человека. Эти исследования касаются прежде всего оценки роли подкорковых структур в речевых процессах. Кроме того, накопившийся в последнее десятиле­

тие материал

о функциональной асим метрии —-

функциональной

специализации и функциональном

взаимодействии

правого и левого полушарий

моз­

г а — поставил перед исследователями задачу

изу­

чения функциональной асимметрии на субкорти­ кальном уровне.

Когда говорят о субкортикальной организации психических функций, имеют в виду зрительный

бугор и

подкорковые структуры,

включая блед­

ный шар,

нсостриатум, ограду, а

такж е

субталд-

мические

образования.

 

 

Существуют ра ишчныс классификации

ядер т а ­

ламуса. Наиболее часто встречается их анатомиче­ ское деление на три группы: переднюю, латераль ­ ную и медиальную (рис.. I). Широкое распростра­ нение получило разделение ядер па 3 группы по физиологическим признакам: на специфические (сенсорные и моторные), ассоциативные (инте­ гративные) и неспецифическис.

Неспецифические ядра таламуса (интраламинарные, переднее вентральное н ретикулярное) обеспечивают фазические и локальные формы ак ­ тивации, базисные механизмы ориентировочных реакций, внимания и памяти [8; 23].

6

Специфические ядра таламуса (наружное и. внутреннее коленчатые тела, группа вентральных ядер) рассматриваются как имеющие отношение к мотор'ным и сенсорным функциям. Для них харак­ терны отчетливые проекции в определенных зонах коры головного мозга.

Рис. 1. Подкорковые структуры мозга, наиболее часто являю­ щиеся «мншеныо» при стереотаксических операциях

К ассоциативным ядрам таламуса относятся подушка, дорзо-медиальиое, заднее дорсальное и задняя группа ядер. Они не имеют прямого аффе­ рентного входа из периферии, а получают аффе­ ренты из других — специфических и неспецифиче­ ских — ядер таламуса и имеют широкие связи с ассоциативными полями коры головного мозга.

Такая классификация ядер таламуса является в значительной мере условной и разделяется не всеми исследователями, но в качестве рабочей схе­ мы она имеет очень широкое распространение.

Целенаправленное изучение субкортикальных структур в связи с их значением для протекания специфических видов психической деятельности на­ чалось с рассмотрения последствий органической локальной мозговой патологии в области таламуса.

В научной литературе описаны случаи двусто­ роннего перерождения нервной ткани таламуса, ко-

торые приводят к деменции, изменениям личности, резкому снижению речевой активности и замедле­ нию темпа речи, нарушениям памяти (в том числе и по типу корсаковского синдрома). Аналогичные патологические симптомы наблюдаются и при дву­ стороннем опухолевом поражении таламических структур. Наряду с этим имеются данные об отсут­ ствии речевых нарушений или деменции при дву­ стороннем симметричном перерождении централь­ но-медиальных отделов зрительного бугра [33]. При опухолевом и сосудистом поражении таламуса в левом полушарии мозга может иметь, место гло­ бальная дисфазия [40] и д а ж е . афазия [56]. Позд­ нее Сименс [37] обнаружил выраженные речевые расстройства в виде тенденции к персеверации и трудностей понимания инструкций, а также жаргонафазию у одного пациента после инсульта в ле­ вом зрительном бугре. Однако эти дефекты были нестойкими и через некоторое время регрессиро­ вали, в ходе динамики болезни появились труд­ ности выполнения инструкций, заданных в письмен­ ной форме, персеверации при назывании предме­ тов и в процессе письма. При анатомическом ис­ следовании мозга было обнаружено размягчение мозгового вещества таламуса в левом полушарии мозга, включая все ядра, кроме внутренней капсу­ лы. Характерно, что в патологический процесс был вовлечен и таламус правого полушария мозга, его вентролатеральное ядро и передняя часть подуш­

ки зрительного бугра.

Описывая один из случаев сосудистого пораже­ ния левого зрительного бугра, Фацио с соавторами [38] отмечали наличие смотанных речевых расст­ ройств: нарушение спонтанности речи, синтаксиче­ ские ошибки, параф,пип, стереотипии. Мри сохран­ ном повторении нарушалось понимание речи. С другой стороны, и том же исследовании описыва­ ется случай геморрагии и левый таламус, харак­ теризующейся отсутствием речевых расстройств.

Изучение номинативной функции речи, способ­ ности к выполнению счетных операций и кратко­ временной вербальной памяти у больного с ангио­ мой в области подушки и гематомой в задней ча­ сти левого зрительного бугра показало, что имели место дефекты называния предметов, сохраняю-

8

шпеся в течение нескольких недель, дефекты устно­ го счета и дефекты запоминания вербального м а­ териала в условиях интерферирующей деятельности (54]. При этом структура дефекта во всех указан ­ ных психических процессах была сходной и объяс­ нялась, по мнению авторов, персеверациями и недостаточной гибкостью умственной деятель­ ности.

Исследование восьми случаев с окклюзионноваскулярными нарушениями, приводящими к па ­ тологии путамена с вовлечением внутренней кап­ сулы и прилежащего перивентрикулярного белого вещества мозга, показало зависимость характера нарушений речи от локализации патологического процесса в этих структурах. Поражение путамена, внутренней капсулы и белого вещества в глубине прецентралыюй извилины приводило к нарушениям речи, близким, по мнению авторов, к афазии Б ро ­ ка. При поражении тех же подкорковых ядер, но с вовлечением волокон, ведущих в височную долю левого полушария, возникла афазия, близкая по своей структуре к сенсорной и акустико-мнестиче- ской. В случае вовлечения в патологический про­

цесс более широкой зоны белого

вещества (поми­

мо подкорковых ядер) в глубине

постцентралыюй

и прецентральной извилин возникала так назы ва­ емая глобальная афазия, которая в острой стадии заболевания могла иметь характер мутизма. Таким образом, качественные особенности афазии в этом исследовании находятся в зависимости от состоя­ ния не столько подкорковых ядер, сколько от ло­ кализации сосудистой патологии в перивентрику-

лярном белом

веществе [28].

 

 

Органическая локальная

патология,

затраги ­

вающая левый

зрительный

бугор, может приводить

к нарушениям

речевой деятельности

в широком

спектре ее составляющих, включая дефекты номи­

нации, речевой

инициативы,

трудности

понимания

и запоминания

вербального

материала,

а такж е к

нарушениям интеллектуальных процессов. Опи­ санные нарушения, по данным разных авторов, мо­ гут носить преходящий или более стойкий х арак ­ тер и проявляться различной глубиной расстройств и их качественных особенностей. В этом смысле изложенные факты достаточно разнородны.

Следует отметить нарушение не только речевых процессов, но и других психических функций при спонтанном поражении таламуса. Так, при двусто­

роннем

ишемическом поражении обоих зрительных

бугров

может в о з н и к н у т ь антероградная амнезия

[65].

С другой стороны, инфаркт в области заднего левого таламуса (4X2X4 мм) не вызвал речевых нарушений и дефектов памяти на фоне развития отчетливого сенсомоторного правостороннего ге­ мисиндрома [48]. Описанные в приведенных иссле­ дованиях опухолевые и сосудистые поражения достаточно массивны, в случае геморрагических нарушении помимо собственно локальной патоло­ гии к ним могут присоединяться, особенно в ост­ рой стадии развития болезни, гемодинамические нарушения, затрагивающие более широкий круг мозговых структур. В этих случаях не представля­ ется возможным говорить о роли отдельных суб­ кортикальных ядер в специфических видах психи­ ческой активности человека. Можно сделать лишь достаточно общее заключение о значении левого зрительного бугра для реализации психических функций, связанных с речевой деятельностью.

Особое место в изучении роли подкорковых структур в психической деятельности человека занимает исследование больных паркинсонизмом с различной выраженностью гиперкинезов и дру­ гих неврологических симптомов и различной эти­ ологией данного патологического процесса. Хотя механизмы, обусловливающие клиническую карти­ ну при паркинсонизме, до настоящего времени не нашли однозначного и определенного понимания, сложилась определенная система представлений о патологическом состоянии подкорковых структур, детерминирующем синдромы двигательных и пси­ хических нарушений.

Изучение больных с этиологически различными формами паркипсоннзма такж е позволяет говорить о значении патологии подкорковых структур в формировании различных синдромов психических нарушений. К ним относятся нарушения памяти, как кратковременной, так и долговременной [3; 11; 43], снижение интеллектуального уровня больных [46], снижение умственной работоспособности, по-

10