Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
6 курс / Медицинская реабилитация, ЛФК, Спортивная медицина / N_M_Platonova_Nasilie_v_semye_Osobennosti_psikhologicheskoi_774.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
1.02 Mб
Скачать

Раздел 1. Помощь лицам, пережившим насилие в семье

дит становление личности клиента, которое предполагает его отказ от сложившихся стереотипов и освоение своих новых возможностей и ре­сурсов. В этой новой ситуации неопределенности консультанту необхо­дима уверенность в себе и собственных силах, в своей интуиции, адекват­ности чувств, убежденности в правильности принимаемых решений, а также способность рисковать. Эти качества помогают консультанту пе­ренести напряжение, создаваемое ситуацией неопределенности.

Безусловное принятие других связано с широким диапазоном при­емлемости, жизненным опытом, личностной зрелостью, выступающих основой социальной компетентности специалиста. Личная зрелость проявляется в способности консультанта успешно решать свои лич­ные проблемы, в терпении и искренности по отношению к себе. Со­циальная зрелость в большей степени проявляется в способности по­нимать и решать проблемы других людей. Таким образом, зрелость консультанта представляет собой процесс, а не состояние, т. к. невоз­можно быть зрелым во всех случаях.

В профессиональной деятельности глубокое понимание себя удержи­вает специалиста от поверхностных и простых суждений о людях. Осоз­нание собственной непоследовательности, притворства, антисоциаль­ных тенденций позволяет лучше понять природу чужих конфликтов. Слепота и ошибочность в понимании себя автоматически переносит­ся на других, поэтому прежде чем консультант сможет «развязать узлы других людей, он должен распутать свой собственный». В связи с чем любой специалист, работающий с жертвами насилия, должен обяза­тельно пройти через индивидуальное консультирование.

Психолог, работающий с жертвами насилия, должен быть мораль­но и профессионально готов встретиться с обескураживающим отно­шением к нему со стороны клиента. Преувеличенная нежность или враждебность, неуместная в ситуации взаимодействия с консультан­том, характеризует так называемый «перенос». Это понятие ввел 3. Фрейд [70] для обозначения неадекватного отношения одного человека к дру­гому. Если клиент без особых причин начинает боготворить или нена­видеть консультанта, чрезмерно обижаться или восторгаться, стыдить­ся или бояться, то чаще всего это проявление переноса. Однако следует помнить, что развитие переноса характеризует личность клиента, его чувства и ощущения, сформировавшиеся в процессе его жизни. Чаще всего переносы бывают эротическими и агрессивными; нередко на пси­холога переносят черты властной матери, от которой постоянно ожида­ют наказания или раздраженного окрика.

Компетентность как условие эффективности ... работы с жертвами насилия

Консультант должен уметь быть непредвзятым и беспристрастным, однако и у него может проявиться неадекватное, преувеличенное отно­шение к клиенту. Этот феномен получил название «контрперенос». Поэтому психологу необходимо постоянно отслеживать свои чувства и адекватно осознавать их. Проблема заключается в том, что иногда чув­ства имеют бессознательную природу и не поддаются императивной корректировке. Жертва насилия нередко провоцирует контрперенос в форме отвращения или презрения. Эти переживания являются след­ствием механизмов психологической защиты консультанта от иденти­фикации с пострадавшим. Эмоция отвращения толкает на увеличение дистанции с его источником, что снижает действенность психологи­ческой помощи. Подавление негативных эмоций, как правило, не при­водит к их уничтожению. Вытеснение эмоции враждебности бессозна­тельно проявляются в жестах, интонациях, что разрушает отношения доверия и атмосферу безопасности. Появление адекватных чувств по отношению к клиенту должны стать предметом обязательного присталь­ного внимания и проработки с супервизором, на балинтовской группе или в процессе самоанализа специалиста. В случае, если контрперенос имеет глубокую эмоциональную основу, то специалист нуждается в кон­сультационной помощи за рамками рабочего времени. Когда психолог или социальный работник сам становится клиентом консультанта, это не только способствует его личной зрелости, но и дает полезный опыт почувствовать себя в другой роли.

Особенности работы с лицами, пострадавшими от разных форм на­силия, могут привести специалиста к защитному равнодушию, циниз­му или профессиональной травматизации с характерными депрессив­ными реакциями, нарастанием тревожности или раздражительности. Если эффективность работы специалиста снижается, при этом падает его профессиональная мотивация, то вероятнее всего это проявление синдрома эмоционального «выгорания».

Термин «эмоциональное выгорание» впервые был введен американ­ским психологом X. Фрейденбергом в 1974 г. для характеристики пси­хологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсив­ном и тесном общении с клиентами в эмоционально перегруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи [51]. Причина­ми возникновения феномена «выгорания» являются внутрилично-стный конфликт, острый психологический стресс и острая или хрони­ческая фрустрация [34]. Консультант испытывает фрустрацию, сталкиваясь с различными проблемами, например, оказываясь несос-

34

35