Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

1 курс / История медицины / Трепанации_у_древних_народов_Евразии_Медникова_М_Б_

.pdf
Скачиваний:
3
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
46.92 Mб
Скачать

Рис. 7. Графические реконструкции облика пепкинских абашевцев. Автор - Г.В. Лебединская

Слева направо: № 14. 21. 136. 12. 6. 7. 3. Вни зу: № 8

Fig. 7. Graphical reconstructions of Pepkino peoples images. The author - G.V. Lebedinskaya

From left to right: № 14. 21. 136. 12. 6.7. 3. Bottom: № 8

8 .гл к

Трепанации в Центральной Азии

2 0 9

ствует о прижизненном характере трепанации. На левой стороне лобной кости одно над другим локализованы 3 отверстия. В 20 мм выше глазницы - сквозная округлая перфорация диаметром 23 мм с частично разрушенными краями. На 10 мм выше - еще одно круглое отверстие с диаметром 15 мм. Судя по приведен­ ной фотографии (Наран, Тумэн, 1997, с. 127, рис.2) в момент проведения опера­ ции в дистально-латеральной части образовался скол наружного слоя компакты, что характерно для трепанационных отверстий, осуществляемых методом проре­ зания (Lisowski F.P., 1967). Напротив, следует отметить, что для переломов под воздействием боевого оружия характерно сужение входного и расширение вы­ ходного отверстия (Berryman Н.Е. et al., 1995). В 25 мм от предыдущего на лоб­ ной кости расположено квадратное отверстие со стороной 10 мм. Квадратное и правильной формы четырехугольное отверстие также имеются в верхней части теменных костей. По заключению Наран и Тумэн, все перфорации выполнены одним инструментом. Операции, затрагивающие затылочную кость, проведены еще при жизни индивидуума, а пять других - непосредственно перед смертью или даже после смерти. Другой убедительный пример трепанационного воздей­ ствия обнаружен монгольскими специалистами на черепе № 10-2 у молодого муж­ чины, погребенного в каменном ящике. Трепанация произведена в центрально­ верхней части левой теменной кости. Между смертью индивидуума и оператив­ ным вмешательством прошло какое-то время, необходимое для начала образования костной замыкающей пластинки и появления признаков воспалительного про­ цесса вокруг дефекта.

Вболее поздней публикации Наран Базарсад отметила, что локализация на одном черепе двух заживших и пяти незаживших отверстий может означать, что носители Чандманьской (уюкской - по Л.Р. Кызласову) культуры использовали трепанацию как в хирургических, так и в символических целях (Naran Basarsad, 2000, р.13).

Вотличие от находок с территории северо-западной Монголии, распростра­ нение приемов трепанации черепа в российской части Центральной Азии никог­ да не подвергалось сомнению исследователями. После пионерской работы К. Горощенко (1899), исследовавшего краниологический материал из первых раско­ пок в Минусинской котловине, прочно утвердилось представление об особом типе посмертных трепанаций как необходимом элементе погребального обряда позднетагарского населения. К.Горощенко убедительно доказал, что открытая им трепа­ нация является посмертной, т.е. производившейся над мертвыми. При этом были последовательно рассмотрены и другие возможности. «...Признать этот вид тре­ панации “смертельным” и в то же время допускать, что он производился над жи­ выми, значило бы признавать факт убивания людей именно этим способом... Факт убивания людей при похоронах не может быть невероятным: в первом случае мы здесь видели бы пример довольно распространенного в древние времена обычая со смертью вождя убивать его жен, приближенных и слуг, во втором случае мы увидели бы весьма возможное у древних обитателей Минусинского округа явле­

210 Глава 9

ние - убивание военнопленных... Однако рассуждения в этом направлении лише­ ны более или менее твердой почвы. ...Дело в том, что среди трепанированных черепов несколько штук оказались обделанными глиною..., и три черепа (№151, 159, 169) поверх сохранившегося на них кое-где слоя глины имели следы слоя гипса, трепанированных черепов со следами исключительно гипсовой маски не было, таким образом оказывается, что трепанированные черепа служили иногда объектом обряда масок и при этом не чистого обряда, а его вариации, описание которой привело бы нас к тому выводу, что черепа, подвергавшиеся отделке гли­ няной маской, должны были предварительно потерять от процесса гниения мус­ кулы и другие покровы» (Горощенко К., 1899, с. 13).

За минувшие 100 лет археологическими исследованиями Минусинской кот­ ловины накоплен гигантский фактический материал, свидетельствующий в том числе о распространении и многообразии форм обряда посмертного трепаниро­ вания в конце раннего железного века.

Обширные дефекты черепа, локализованные преимущественно в височных областях, по-видимому, служили для посмертного извлечения мозга с целью баль­ замирования и мумификации. Детали такого мумифицирования были вскрыты в работах археологов нашего века (например, Вадецкая Э.Б., 1986, 1995, 1999). За­ хоронения производили летом, когда оттаивала земля. Поэтому для сохранения трупа до погребения его бальзамировали или мумифицировали. Посмертная тре­ панация производилась для извлечения мозга. Отмечалось, что эту процедуру осуществляли специально подготовленные люди. Мозговую полость заполняли каким-то органическим составом, тело бальзамировали без серьезных манипуля­ ций, извлекая внутренние органы.

И.И. Гохман (1989) изложил свои наблюдения о тенденциях распространения трепанирования, практиковавшегося в конце раннего железного века в Южной Сибири. Он подчеркивал, что в переходное тагаро-таштыкское время трепаниро­ ванных черепов немного, и что трепанации представляют собой крупные дефек­ ты в самых тонких местах височных костей. Напротив, у таштыкцев частота тре­ панированных черепов возрастает до 80-90% в каждом могильнике, и крупные дефекты располагаются в затылочной области, в основном на затылочной кости. И.И. Гохман (1989, с. 15) обнаружил, что для каждого могильника характерен свой особый вариант трепанации, что, по его мнению, свидетельствует не только об определенных традициях, но и о индивидуальном почерке оператора-лица, про­ изводившего посмертную операцию.

Представления о формах и локализации трепанационных отверстий подверг­ лись некоторой корректировке после повторного рассмотрения минусинских кра­ ниологических серий: Тагарский остров, Самохвал и Кызыл-Куль (Меднико­ ва М.Б., 1997). Если суммировать главные результаты, то было установлено, что все операции были осуществлены на свежих черепах острыми инструментами с тонким лезвием. Следы воспалительных реакций или образование костной замы­ кающей пластинки не отмечались. Края отверстий заостренные, диаметр внеш­

Трепанации в Центральной Азии

211

ней компакты шире диаметра внутренней компакты. Структура спонгиозы не из­ менена, и симптомы образования костной мозоли не наблюдались. Различия между диаметрами перфораций наружной и внутренней компакты не столь значитель­ ны, как при классической процедуре скобления. Похоже, что операторы действо­ вали не столь тщательно и не боялись повредить dura mater, или собственно мозг. Вышеизложенное, а также большие размеры дефектов свидетельствуют о смер­ тельном характере процедуры для живых людей и подтверждают вынесенное ра­ нее суждение о посмертном характере трепанирования.

Всерии из могильника Самохвал (суммарная численность 48 индивидуумов

впогребениях баиновского, подгорновского и сарагашенского этапов тагарской культуры) единственная предполагаемая трепанация была обнаружена у сарага­ шенского ребенка 7,5-8,5 лет, погребенного в могиле 7 кургана 9 (череп № 6667/90).

Вверхней части фрагмента затылочной кости локализован дефект неправильной полуовальной формы, возможно, являющийся результатом применения острого режущего предмета. Края образовавшейся вырезки не несут следов заживления, признаки воспалительного процесса отсутствуют.

Всерии из могильника Кызыл-Куль выявлено 42 черепа с сохранившимися следами трепанации, из них 22 принадлежали мужчинам, 19 женщинам, 1 - ре­ бенку 2-4 лет. Не исключено, что фрагментарная сохранность многих черепов могла «скрыть» более частую встречаемость трепанаций в этой группе.

Всерии Тагарский остров (суммарная численность 59 индивидуумов) было обнаружено 3 трепанированных черепа. На женском черепе старческого возраста (№6667/5, раскопки А.В. Адрианова, 1910, к.В?) на теменной кости справа - не­ большое овально-округлое отверстие. Левая сторона этого черепа сильно разру­ шена в височной области. Этот дефект морфологически сходен с трепанациями серии Кызыл-Куль.

Череп № 6667/55 (к.Е, V—III), принадлежавший ребенку -5 лет, был трепа­ нирован трижды: на теменной кости справа и в правой глазнице - небольшие овально-округлые отверстия, в затылочной области - обширное эллипсоидное от­ верстие.

Череп женщины из кургана Е-П, №2 (№6667/54) был трепанирован только в затылочной области.

Неожиданным оказалось большое разнообразие форм трепанационных отвер­ стий (Медникова М.Б., 1997, с. 134-137). Стало ясно, что К. Горощенко опублико­ вал лишь наиболее типичные варианты посмертной трепанации, в то время как встреченные в группах Тагарский остров и Кызыл-Куль отверстия отличаются как по форме, так и, возможно, по способу произведения. В конце концов, нами были выделены 5 основных вариантов дефектов (Mednikova М., 1999, 2000а, Ь; табл. 9.1). К первому варианту были отнесены черепа, сохранившие лицевой ске­ лет и основание, часто моделированные в лицевом отделе красной глиной после того как мягкие ткани были удалены. Дефекты имели обширную двустороннюю локализацию на височных и теменных костях. Вторую группу составили черепа,

212

Глава 9

Таблица 9.1

Список изученных черепов могильников Кызыл-Куль, Тагарский остров, Самохвал с отверстиями, морфологически сходными с трепанационными

Современный

 

Номер

номер

погребения/год

хранения

 

раскопок

6667X112

к.8,

1898

(107)

 

 

6667\113

к.8,

1898

(Ю5)

 

 

6667\119

к.6 или к.1

(92)(к.8)

66674120

к.З, №11, 1895

(23)

6667X122

к.8, 1895

(97)

6667X127

к.2, №13, 1895

(41)

 

6667X128

?, 1895

(90)(к.8)

6667X129

 

 

?

6667X130

к.1, м. 1, 1895

6667X132

к.2.№3,

1895

6667X138

к.?, 1895

 

6667X138

к.?, 1895

 

6667X139

 

 

9

6667X141

 

 

?

6667X142

к.2.1895

 

6667X144

к.8,

1895

(И З)

 

 

 

6667X145

к.8,1895

 

(85)

 

 

 

6667X146

к.8?

 

 

(93)

 

 

 

 

 

6667X147

к.8?,

1895

(88)

 

 

 

6667X148

к.8.,

1895

(95)

 

 

 

Пол

 

Возраст

мужчина

20-29

(женщина?)

(45 л.)

женщина

15-19

(женщина)

(16(14?) л.)

женщина

20-29 (20)

(мужчина)

(25 л.)

мужчина

20-29

(мужчина)

 

 

мужчина

20-29

(мужчина)

(25 л.)

женщина

20-29 (20-24)

(женщина)

 

 

мужчина

30-39 (30-34)

(мужчина)

(40 л.)

женщина

30

-39 (30-34)

женщина

20

-29 (25-29)

женщина

30

-39

женщина?

20

-40

(индивид №2)

 

 

мужчина

30

-39 (35-39)

(индивид № 4)

 

 

ребенок

года

мужчина

45

-49

женщина

20

-29

женщина

15-19

(женщина)

(25 л.)

женщина

40

-49 (45-49)

(индивид №2)

 

 

(по К.Горощ.

(60 л.)

мужчина - по-

 

 

видимому,

 

 

индивид №1)

 

 

женщина

30-39 (35-39)

(мужчина)

(40 л.)

мужчина ?

30-39 (35-39)

(мужчина)

 

 

мужчина?

40

-49 (40-44)

(мужчина)

(45 л.)

Характер трепанации

правая височная кость

^ Я Т М П Л 1Ш Я А

if A p T k

j a l D i J I U n r U U l

I V U tlD

?двусторонняя трепанация височных костей

?затылочная и теменная область

?затылочная область

?двусторонняя трепанация височных костей

?полное отделение височной и затылочной костей ? трепанация с отделением

затылочной и правой височной костей + перелом носовых костей

??трепанация теменной и затылочной костей в журнале - обломки черепа и фраг­

мент маски, наделе - кремирован­ ный фрагмент теменной кости.

??трепанация затылочной кости справа

??двусторонняя височная и затылочная трепанация

двойная трепанация теменной кости (прямоугольная и округлая) височные кости полностью отделены ?височные кости полностью отделены двусторонняя височная + двусто­

ронняя затылочная трепанация двусторонняя височная трепанация + полностью заживший вдавленный перелом в задней части правой теменной кости (удар сзади)

двусторонняя трепанация височных костей + трепанация затылочной кости слева двусторонняя обширная трепанация

височной,теменной и справа частично лобной кости двусторонняя трепанация височных костей + трепанация затылочной кости справа

В скобках указаны старые инвентарные номера и определения К. Горощенко.

Современный

номер

хранения

6667U49

(112)

6667U50

(104)

6667U51

(НО)

6667U52

6667U53

(94)

6667U54

(114)

6667\154а

(86)

6667М55

(89)

6667U56 (Ш )

6667U57

6667U58

6667М59

(Ю8)

6667М59

(106)

6667U60

(99)

6667М61

(100)

6667U62

(98)

6667М63

6667U72

Трепанации в Центральной Азии

213

 

 

 

таблица 9.1 (продолжение)

Номер

Пол

Возраст

Характер трепанации

погребения/год

раскопок

 

 

 

 

 

 

? двусторонняя трепанация

к.8, 1895

женщина

30-39

височных костей + вдавленный

(женщина)

(40 л.)

перелом на границе лобной и

 

 

 

теменной костей слева

к.8, 1895,1897

женщина?

40-49 (40-44)

двусторонняя височно-теменная тре­

или к.6

(мужчина)

(45 л.)

панация, трепанация через глазницы

(к.8)

+ 2 перелома левой теменной кости

 

 

к.6?

женщина

30-39 (30-34)

левосторонняя трепанация височной

(к.8)

(женщина)

35 л.

и теменной костей

? 1895

 

20-29 (25-29)

? полное удаление височных костей

нет у Г., скорее

женщина

всего к.8

 

 

 

м.8, 1895

женщина?

30-39 (30-34)

двусторонняя височная трепанация

(к.8)

(мужчина)

(50 л.)

 

к.8, 1895

женщина

15-19

двусторонняя височная трепанация +

двойная трепанация затылочной

(к.8)

(женщина)

(35 л.!)

кости

 

 

 

 

мужчина

30-39 (35-39)

двусторонняя височная трепанация

к.8, 1895

(индивид №1)

(40 л.)

 

(мужчина)

 

 

 

 

к.8., 1895,1897

женщина

20-29 (20-24)

двусторонняя височная трепанация +

(мужчина)

(40 л.)

двойная трепанация затылочной

кости

к.8,

1895

 

женщина

30-39

 

(?)

(35 л.)

 

 

 

к.8, 189?

 

мужчина?

30-39 (3*-)

к.8, 1895, 1897

мужчина

40-49 (45-49)

 

 

 

(индивид №1)

 

 

 

 

женщина

20-29 (20-24)

к.8, 1895, 1897

(индивид №1)

(25 л.)

 

 

 

(женщина?)

 

 

 

женщина

20-24

к.8, 1895, 1897

(индивид №2)

(30 л.)

 

 

 

(женщина)

к.8,

1895,

1897

женщина

20-29 (25-29)

(мужчина)

(45 л.)

 

 

 

к.8,

1895,

1897

мужчина

30-39 (30-34)

(мужчина)

(30 л.)

 

 

 

к.8, 189?

 

женщина

30-39 (30-34)

 

 

 

(мужчина)

(30 л.)

к.8, 1895

 

женщина

20-29

 

(индивид 1)

 

 

 

 

к.8?

 

 

мужчина

20-29(20-24)

 

 

(индивид 1)

 

 

 

 

двусторонняя височная трепанация

двусторонняя трепанация височных и теменных костей + вдавленный, заживший перелом в середине лобной кости двусторонняя трепанация височных

и теменных костей + вдавленный перелом над левой глазницей, над переносьем, на лобной кости справа

? двусторонняя височно-теменная трепанация

двусторонняя височно-теменная трепанация

? трепанация через глазницы

двусторонняя трепанация височных костей + удалена латеральная сторона левой глазницы

двусторонняя височная трепанация

двусторонняя височная трепанация

односторонняя трепанация глазницы и височной кости + 2 травмы лобной кости