Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

2 курс / Гистология / Функциональная_морфология_молочной_железы_собак_Абрамова_Л_Л_,_Меерзон

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
23.03.2024
Размер:
16.45 Mб
Скачать

Таким образом, интенсивность метаболических процессов в структурах молочной железы собаки изменяется с определенной периодичностью; эпителиоциты протоков в сравнении с альвеолоцитами более динамично реагируют на смену функциональных состояний и изменение тканевого гомеостаза. Динамика содержания галлоцианинпозитивного материала в ядрах и цитоплазме эпителиоцитов альвеол и протоков молочной железы сук при смене функциональных состояний характеризует этапы стабилизации и дестабилизации белок-синтезирующей системы.

140

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Динамика развития и функционирования органа — это суммарный результат огромного числа составляющих процессов­ — изменения формы, расположения клеток, изменений темпов их деления и дифференцировки. В этой связи важное значение имеет изучение особенностей поведения и взаимодействия клеток и тканевых элементов молочной железы, как сложной мультикомпонентной органоспецифической системы, у собак в отличие от других хищных, всеядных и лабораторных животных по срокам, характеру и степени выраженности пролиферативных процессов, механизмам секреции и чувствительности­ тканей к гормональным влияниям. Особенно важно выделение значимых компонентов этих взаимодействий, а также поиск надежных способов оценки гистофизиологии органа в разные периоды постнатального онтогенеза и методов диагностики структурно-метаболических нарушений его тканей.

Вопросы эволюции молочных желез разных видов млекопитающих, многократно обсуждаемые и связываемые с определенными эмбриональными закладками (потовые, сальные железы), до сих пор остаются дискуссионными.

Вмногочисленных исследованиях Ю. Т. Техвера (1968), Р. Е. Овчинниковой (1975, 1977), Л. В. Курбатовой (1975), С. Г. Сайко (1988), Л. И. Дроздовой (1997), А. Ф. Колчиной

(1997), D. M. R. I. Jr. Garver Radford, H. Donis-Keller, at all. (1994), P. J. Selman, E. van Garderen, J. A. Mol, T. S. van den Ingh (1995), A. P. Brown, R. L. Morrissey, J. Crowell at. all. (1999) и многих других отечественных и зарубежных авторов освещены некоторые аспекты морфологии молочной железы хищных и других многоплодных животных, включая как общебиологические, так и специфические для собак.

Вчастности, были описаны особенности строения отдельных звеньев выводной системы молочной железы с характеристикой эпителиальной ткани органа, а также рассмотрены ответы её секреторных отделов на регулирующие

141

воздействия со стороны нервной и эндокринной систем. В настоящее время назрела необходимость привести их в соответствие с системой межтканевых и межклеточных взаимоотношений, поскольку именно такая интерпретация изменений секреторного органа наиболее перспективна. В рамках рассматриваемой нами проблемы межтканевых взаимодействий, кроме описания фактов реализации детерминированных органо- и гистотипических потенций, гетероморфизма, определения темпов роста, адаптации структур органа, актуальным вопросом является выяснение механизмов образования первичного эпителиального клеточного конгломерата, последующей цитодифференцировки, взаимной ассоциации и образования функционального ансамбля, с элементами сосудистой, нервной систем и стромального компонента. Решение этих вопросов тесно связано и с необходимостью выявления конкретных структур, ответственных за восприятие регулирующих воздействий, вовлекающих ткани гормон-зависимых органов в морфогенетические перестройки.

У40-суточных предплодов, симметрично по обеим сторонам тела, между основаниями конечностей морфологически выявляются две млечные полоски, представляющие собой утолщения эктодермального эпителия. Вокруг зачатка наблюдается значительное скопление малодифференцированных клеточных элементов мезенхимы, образующих здесь зону активации. Мезенхима на этом этапе имеет синцитиальный вид. В ней формируются мелкие кровяные островки и первые кровеносные сосуды.

Уплодов в 45 суток на отдельных участках млечных полосок, за счет разрастания эктодермального эпителия, образуются узловатые утолщения (млечные бугорки), расположенные параллельно сагитальной плоскости от основания тазовых конечностей до середины тела грудины. Между млечными бугорками полоска постепенно редуцируется. На безволосых участках кожи видны пять пар возвышений с зачатками сосков на вершине, расположенных

142

линейно по обеим сторонам от белой линии живота и соответствующих млечным бугоркам (молочным холмам).

На гистосрезах кожа брюшной области имеет микроскладчатость, покрыта многослойным плоским эмбриональным эпителием. Ростковый слой образован столбчатыми клетками с гетерохромными ядрами. В среднем слое эпидермиса встречаются клетки с фигурами митоза. В вышележащих слоях клетки становятся менее базофильными, границы между ними не выражены. Клетки поверхностного слоя уплощенные, слабо окрашиваются оксифильно. Базальная мембрана эпидермиса хорошо выражена и слегка складчата. Подлежащая ткань все еще сохраняет признаки типичной мезенхимы. В ней массово закладываются сосуды ГМЦР. Сосочковый слой дермиса слабо развит. В дерме отмечается массовая закладка корней волос с сальными железами.

Млечные бугорки с поверхности имеют форму полусферы. В верхней части бугорка пролиферирующий эпителий формирует млечную почку в виде «плато». На наш взгляд, данная особенность строения млечной почки у собак связана с формированием более десяти (до 12) самостоятельных зачатков желез в каждом молочном холме, тогда как у норок и свиней млечная почка имеет вид воронкообразного врастания, формирующего от одного до пяти молочных ходов и, соответственно, желез (Н. М. Плужник, 1964).

В зоне формирующегося млечного бугорка отсутствуют закладки волосяных фолликулов. У 50—55-суточных плодов в пятой паре (паховых) млечных бугорков эктодермальный эпителий впячивается в подлежащую ткань, формируя колбообразную структуру (эпителиальную колбочку), состоящую из одного-двух слоев элипсовидных, радиально расположенных, базофильных клеток с крупными ядрам. Центральная часть эпителиальной колбочки относительно разряжена, по периферии она ограничена эмбриональной соединительной тканью, состоящей из двух-трех слоев фибробластов, имеющих по одному, реже по два отростка.

143

В соединительной ткани встречаются единичные макрофаги и лимфоциты. Дистальнее этих участков обычно располагаются крупные сосудисто-нервные пучки. Эти зоны активации являются своеобразными «ложами» для развивающегося зачатка молочной железы, где мезенхима (соединительная ткань) детерминированно взаимодействует с эктодермальным эпителием. Следует согласиться с мнением И. Я. Шихова (1974) и С. Е. Левина (1974), что в регуляции развития эпителиального зачатка молочной железы важную роль играет подлежащая мезенхима. Она индуцирует дихотомию до того неразветвленных трубчатых структур молочной железы и развитие аденомеров, отдаленно напоминающих концевые отделы желез.

Таким образом, в утробном периоде морфогенеза молочной железы с опережающей динамикой развиваются мезенхима и кровеносные сосуды, а вслед за ними, почти одновременно, — паренхиматозные и нервные элементы.

Уже в 40 суток морфогенеза в эмбриональной соединительной ткани, формирующейся на основе мезенхимы, преобладают клеточные элементы и сетчатый межклеточный матрикс, в котором, равно как и в базальной мембране зачаточного эпителия, отмечено значительное присутствие PAS-позитивных субстратов, уменьшающееся с возрастом. Видимо, это связано с активизацией гликолиза, в процессе которого синтезируются коллаген и ГАГ. Нами отмечено первоначальное накопление сульфатированных ГП, а затем постепенное замещение последних сульфатированными ПГ и амилазоустойчивыми ГП. Клетки эпидермиса, млечных бугорков, млечной почки и эмбриональной соединительной ткани содержат большое количество PAS-позитивных субстратов (гликогена), что указывает на их интенсивный рост и дифференцировку. В межклеточном веществе эмбриональной соединительной ткани в основном выявляются сульфатированные ПГ и гиалуроновая кислота.

Согласно теоретических основ развития организмов (П. Г. Светлов, 1978) в критические моменты индивидуаль-

144

ного развития плода (морфогенеза его органов) необходимо осуществлять полноценное и сбалансированное кормление матерей, используя существенное влияние этого эпигеномного фактора на реализацию тканеспецифических потенций органа. Упущенные возможности направленной регуляции развития системы в дальнейшем не восполняются. В морфогенезе зачатка молочной железы собаки этим периодом является 40 суток—момент рождения.

В поверхностных слоях формирующегося дермиса кожи каудальной части брюшной стенки наблюдаются закладки трубчатых, апокриновых паховых желез. Альвеолярные концевые отделы этих желез выстланы малодифференцированными эпителиальными клетками с выраженной базофилией. С. Г. Сайко (1988) описала аналогичные железы у норок и отнесла их к ювенальным, которые так же, как и подошвенные, ягодичные, хвостовые и загривочные железы, необходимы для запаховой сигнализации и ориентации недоразвитых щенков. У 25—30-суточных щенков норки они инволюируют. В случае со щенками собаки мы отмечали начало их инволюции в два месяца постнатального онтогенеза.

Масса тела плода с 40 до 55 суток внутриутробного развития возрастает в 5,5 раза, но к моменту рождения она увеличивается только в 1,1 раза. За первый месяц постнатального развития масса тела увеличивается в 15,5 раза; с 1 до 3 месяцев — в 1,74 раза; с 3 до 9 месяцев в 1,56 раза.

Масса молочных холмов с 1 до 3 месяцев постнатального онтогенеза возрастает в 1,33 раза; с 3 до 6 месяцев — в 3,25 раза; с 6 до 9 месяцев — в 2,31 раза. Максимальная достоверность корреляции между массой тела и массой молочных холмов железы отмечена в 1,0; в 3,0 и в 12,0 месяцев (99,0%), а между массой тела и массой молочной железы — в 12 месяцев онтогенеза.

Характерные изменения скорости роста массы железы собаки выявлены в периоды беременности и лактации. Следует согласиться с результатами исследований В. П. Чума-

145

кова (1973), Г. И. Хрусталёвой (1986) в том, что на месте, резервированном жировыми дольками, формируются железистые. Вследствие прогрессивного увеличения объема паренхимы на втором месяце беременности значительно возрастает скорость роста массы железы. При этом максимальная достоверная положительная корреляция между массой тела и массой молочной железы отмечена в первой половине, а между массой тела и массой молочных холмов — во второй половине беременности.

Васкуляризацию молочной железы собаки осуществляют: краниальные поверхностные надчревные, внутренниие грудные, межреберные, боковые грудные, каудальные поверхностные надчревные и наружные срамные артерии. Отток крови от грудных, брюшных и паховых молочных холмов происходит по одноименным венам.

У новорожденных самок кожа брюшной стенки покрыта многослойным плоским ороговевающим эпителием, поверхность эпидермиса микроскладчатая, все слои хорошо выражены. В дерме кожи морфологически видны сосочковый и сетчатый слои, с коллагеновыми и эластическими волокнами. Волосяные фолликулы располагаются диффузно. Между ними просматриваются тяжи соединительной ткани с оксифильными нежными волокнами и небольшим количеством фибробластов. В толще основы кожи расположены пакеты разветвленных трубчатых паховых желез, протоками открывающиеся на ее поверхность.

Между отдельными трубочками видна соединительная, хорошо васкуляризованная ткань. Трубочки выстланы столбчатыми эпителиоцитами, апикальная часть цитоплазмы которых содержит гранулы секрета. Часть трубочек заполнена небольшим количеством секрета, что свидетельствует о секреторной активности эпителия. Подкожная жировая клетчатка в основном представлена бурой жировой тканью. Интраорганная васкуляризация хорошо выражена.

Внешне определяются пять пар слабовыраженных молочных холмов. По данным С. Г. Сайко (1988), у норок

146

определяются от 3 до 5 пар холмов, а Л. В. Курбатова (1975) у крольчих их насчитывала от 3 до 6 пар, при этом в каждом молочном холме было от 1 до 14 молочных хода. У новорожденных щенков собаки соски слегка выступают над поверхностью кожи, покрыты утолщенным эпидермисом, формирующим на его верхушке несколько кратерообразных впячиваний тонких погружных эпителиальных тяжей. В толще соска продольно расположены пучки коллагеновых волокон и дифференцируются первые леймиоциты, что отчасти согласуется с результатами исследований Л. Н. Коршуновой (1977), полученными на поздних плодах крупного рогатого скота.

Каждый железистый зачаток в проксимальном отделе образует устье, переходящее в суженный эпителиальный тяж — сосковую часть, выстланную двухслойным эпителием. Дистальнее уровня основания соска зачатки расширяются и делятся на несколько (один-три) погружных эпителиальных тяжей, булавовидных в терминальном отделе (железистая часть).

В одном молочном холме имеется 6—12 железистых зачатков, причем их количество в холмах увеличивается от 1 до 5 пары. В некоторых из них просматриваются едва заметные просветы, зачатки находятся на разных уровнях дифференцировки, а в 8,0% случаев в пятых холмах обнаруживали железистые дольки округло-овальной формы, состоящие из терминальных отделов внутридольковых протоков с точечными просветами, кубический эпителий которых не формирует сферической структуры концевых отделов. Дольки располагаются в одной плоскости и окружены адипоцитами, имеющими клеточную морфологию бурой жировой ткани подкожной клетчатки. Адипоциты в ней характеризуются малым объёмом цитоплазмы, чаще с центрально расположенным ядром, содержащим зерна гетерохроматина. Клетки располагаются гроздьями и связаны между собой хорошо развитой внутренней капиллярной сетью. Капилляры жировых долек, как и Л. Л. Абрамова

147

(2001), мы отнесли к синусоидному типу. Они имели очень тонкую базальную мембрану с незначительным содержанием амилазоустойчивых ГП и сульфатированных ПГ.

Наши результаты не противоречат суждению И. К. Медведева, Г. Г. Черепанова, Г. И. Хрусталёвой (2000) о том, что жировые дольки молочной железы, резервируя место для ее секреторных отделов, обеспечивают последние не только энергетическим материалом, но и обильной васкуляризацией. После рождения, когда уменьшается необходимость в термогенезе, начинается постепенное преобразование бурой жировой ткани в белую.

Наряду с системой васкуляризации у щенков первых дней жизни активное развитие получает и система иннервации. К этому времени развиваются глубокое и поверхностное нервные сплетения. Пучки нервных волокон, следуя по ходу кровеносных сосудов и протоков, в толще соединительнотканных трабекул разветвляются на без- и миелинизированные волокна. В соединительной ткани, прилежащей к стенкам молочных ходов, синусов, обнаруживаются полиморфные и единичные инкапсулированные нервные окончания.

У одно-двухмесячных щенков зачаток молочной железы представлен эпителиальными тяжами и островками железистой ткани, лежащими в основании молочного холмика. В этих участках отмечается интенсивная каналикуляция эпителиальных тяжей, формирование млечных протоков и каналов нескольких порядков.

Молочная железа трехмесячных щенков представлена отдельными молочными холмами, каждый из которых заканчивается соском в виде точечного возвышения, скрытым под густым волосяным покровом. После его удаления соски хорошо различимы невооруженным глазом. Пять пар молочных холмов располагаются параллельными рядами латерально от белой линии живота грудной и паховобрюшной области. Каждый холм молочной железы у собак образован 9—12 железистыми зачатками. Однако наиболее

148

часто встречаются холмы, образованные 7—10 зачатками. При этом их число в холмах от первой пары к пятой увеличивается. С. Г. Сайко (1988) отмечала появление 2—6 обособленных зачатков у 3—4-месячных щенков норок, Р. Е. Овчинникова (1975) — у 3-месячных свиней, Л. В. Курбатова (1975) — у одномесячных крольчих.

У собаки в каждом молочном холме эпителиальные зачатки в начальной своей части имеют вид узких тяжей, отходящих от верхушки соска вверх и постепенно расширяющихся к его основанию, где в большинстве случаев образуют два-три, реже одно ответвление удлиненно-овальной формы. Зачатки сгруппированы вокруг длиной оси соска, условно проведенной через верхушку к его основанию и ориентированы параллельно ей, при этом они не наслаиваются друг на друга.

Каждый эпителиальный зачаток можно условно подразделить на два отдела: узкая часть — сосковый, плавно переходящий в более широкий, с ответвлениями — железистый. На всем своем протяжении от верхушки соска до его основания сосковые отделы железистых зачатков гладкие и ровные, не имеют просвета.

Железистый отдел зачатка располагается в одной плоскости с сосковым. В составе одного холма зачатки отличаются один от другого неодинаковым развитием железистых отделов. В брюшных холмах с тремя железистыми зачатками чаще встречаются двойные и тройные ответвления. В паховых холмах чаще 4—5 зачатков имеют одно ответвление.

Гистологически установлено, что в этот период постнатального онтогенеза сосок маленький, покрыт утолщенным эпидермисом, формирующим на его верхушке несколько кратерообразных впячиваний, выстланных многослойным плоским ороговевающим эпителием. Здесь отсутствуют волосяные фолликулы, сальные и потовые железы. В основе соска плотная неоформленная коллагеновая соединительная ткань с продольно ориентированными пучками лей-

149

Соседние файлы в папке Гистология