Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

4 курс / Акушерство и гинекология / Мы_можем_любить_их_обоих_Аборт_вопросы_и_ответы_Уиллке_Дж_,_Уиллке

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
23.03.2024
Размер:
2.19 Mб
Скачать

ГЛАВА 23

ВЫБОР?

Есть ли у женщины право выбрать аборт? Важнее ли оно, чем право неродившегося ребенка на жизнь?

ПОЗИЦИЯ:

Главный вопрос звучит так: «Кто решает: женщина или правительство?». Он явно касается прав женщин. Это основной и единственный вопрос. Должно ли у нее быть право выбора?

Полагаете ли Вы, будучи искренним противником аборта, что женщина все же должна иметь право выбора?

Беспокоит ли Вас большое количество совершаемых абортов (почти по одному на каждые два живорождения) и их применение для контроля над рождаемостью?

Устраивает ли Вас такая позиция? Или Вас беспокоит существующее здесь внутреннее противоречие? Рассмотрим эту проблему поближе.

Конфликт внутри нации...

Сегодня многие люди считают аборт преступлением. Они признают, что медицинская наука давно и убедительно доказала: жизнь человека начинается с момента оплодотворения. Соответственно, они не могут отрицать и не отрицают, что аборт — это убийство. Многие также полагают, что аборт является актом противления воле Божией.

Но многим из этих искренних людей кажется, что права женщины настолько важны, что она должна иметь право решить оборвать жизнь своего развивающегося ребенка.

Это противоречивая позиция. Нельзя угодить «и нашим, и вашим». Если аборт — это плохо, то надо защищать и мать, и

221

ребенка, кроме случаев, когда можно доказать, что один из этих двоих (мать) может погибнуть, если беременность продлится. Лишь сохранение жизни одному человеку может в достаточной мере оправдать лишение жизни другого.

Выбор: живой или мертвый ребенок?

Беременность в отсутствие самопроизвольного или искусственного аборта должна завершиться рождением ребенка. Поэтому у женщины есть только один выбор: «Каким родится ребенок?» Живым, кричащим, — или мертвым, разрубленным на куски? Для многих женщин это непростое решение.

По сути дела, женщина выбирает между жизнью и смертью — живым или мертвым ребенком. Но для многих женщин аборт еще не решает проблему. Аборт может сказаться на всей ее последующей жизни. Возможны физические осложнения. И, что еще важнее, впоследствии многие женщины испытывают душевные страдания.

И, напротив, если женщина соберется с силами и выносит дитя, ей будет что вспомнить: у нее будет свой ребенок, предмет любви и заботы. Аеслионанеспособнаеговырастить, онасможетотдатьего влюбящиерукисупругов, немогущихзавестисвоегоребенка...

Аналогия с рабством

В 1857 году Верховный суд США вынес решение по делу Дреда Скотта. Семью голосами против двух суд постановил, что негры являются не «субъектами права», а собственностью рабовладельца, которому предоставляется важнейшее конституционное право — владеть рабом. Аболиционисты22 возмутились, но им заявили: «Мы понимаем, что вы выступаете против рабства и считаете его безнравственным. Не хотите иметь рабов — не имейте. Но не навязывайте свою мораль рабовладельцу. Он имеет конституционное праворешитьвладетьрабами, еслионэтогозахочет».

Сегодня похожий конфликт возник в связи с абортом, и снова в ходу тот же аргумент. В 1973 году Верховный суд США те-

22 От лат. abolitio – уничтожение, отмена. Сторонники общественного движения за отмену рабства в колониях.

222

ми же семью голосами против двух постановил, что нерожденные люди не являются «субъектами права», что они — собственность владельца (матери), которой дано основополагающее конституционное право решить убить свое неродившееся дитя.

Защитники права на жизнь возмутились, но им тоже заявили: «Мы понимаем, что вы выступаете против абортов и считаете их безнравственными. Это ваша привилегия. Не хотите делать аборт — не делайте. Но не навязывайте свою мораль собственнику — матери, поскольку она имеет конституционное право пойти на убийство, если пожелает».

Входе знаменитых дебатов Линкольна и Дугласа г-н Дуглас защищал право выбора. Ответ Авраама Линкольна был предельно ясен и не потерял своей актуальности до наших дней: «Никто не вправе выбирать то, что делать преступно».

Всегодняшних прениях мы должны руководствоваться тем же этическим принципом:

«Никто не вправе выбирать то, что делать преступно».

Авраам Линкольн

ДРУГОЙ ОТВЕТ:

Стоит ли «выбор» женщины во главе угла?

На этот вопрос легко ответить, рассмотрев другую проблему, также связанную с важным моральным вопросом. Представим себе гипотетическую ситуацию.

Группа молодых людей только что основала организацию «Право на изнасилование». Они поясняют, что, по их мнению, они имеют право насиловать женщин. Реальный вопрос, говорят они, таков: «Кто решает: мы или правительство? Мы считаем, что государство не должно вмешиваться в эту очень личную сферу». Кроме того, они хотят, чтобы государство за счет своего бюджета основало центры, где они могли бы спокойно и законно насиловать женщин.

Как мы должны реагировать? Мы сразу же ответим:

«Этого делать нельзя! Изнасилование — это преступление!». Внимательно изучим этот ответ. «Настоящий вопрос — первый, важнейший вопрос, — состоит не в том, кто решает, а в том, что это

223

за деяние. Мы должны вначале спросить себя: «Изнасилование — хорошо это или плохо?». Лишь затем мы можем ответить на вопрос отом, ктоимеетправорешитьсовершатьэтодеяние.

Мы можем показать это на примере других действий людей, в которых тоже слышны явные оттенки морали. Вправе ли взломщик решить ограбить Ваш дом? Вправе ли глава семьи жестоко обращаться с женой и детьми? Конечно же, нет. Самое главное — прежде всего судить о самом действии.

Так же и с абортами. Вначале надо спросить: «Аборты — хорошо это или плохо?». Лишь после этого мы можем перейти ко второмувопросуиспросить: «Ктоимеетправорешатьделатьаборт?».

Права не беспредельны...

У меня есть право размахивать кулаком, но это право кончается у Вашего носа. У нас есть право на свободу слова — но не право кричать «Пожар!» в театре. У нас есть право на свободу религии, но не тогда, когда религия предусматривает человеческие жертвоприношения.

Женщина имеет право распоряжаться своим телом, но новое существо, растущее в ней, не есть часть ее тела. Это совершенно другой человек, а половина детей даже другого пола...

Сочувствие к женщине

Защитники права на жизнь, заботясь о беременных женщинах и стремясь обеспечить их всем необходимым, создали множество центров помощи женщинам (4.000). Существует также почти 3.000 организаций общества «Право на жизнь». Во всех этих органах работают в основном женщины-добровольцы. Кроме того, защитники права на жизнь берут беременных женщин к себе домой, собирают одежду для беременных и детей, а также гораздо чаще, чем обычные граждане, усыновляют детей — часто неполноценных. Они оказывают женщинам правовую, медицинскую и социальную помощь во время беременности и после нее, а также после абортов.

224

И, напротив, индустрия абортов предлагает насильственное «решение»: аборт — и больше никаких вариантов для беременной женщины, нуждающейся в помощи.

Движение защитников права на жизнь стоит на стороне женщины. Права женщин и неродившихся детей должны рассматриваться как одно целое. Главным предметом наших прений должны быть альтернативные варианты, позволяющие окружить мать и дитя нежной заботой. Мы идем к каждой женщине, готовой принять страшное решение об аборте, и говорим ей: «И твоя жизнь, и жизнь твоего ребенка имеют значение, и мы не покинем в беде никого из вас».

«Мы хотим любить вас обоих».

225

ГЛАВА 24

НЕЛЕГАЛЬНЫЕ АБОРТЫ

Не приведет ли запрет абортов к опасной практике «подпольных» абортов?

Для ответа на этот вопрос вначале взглянем, какова была фактическая ситуация до легализации абортов. Здесь важны два вопроса:

1.Сколько делалось нелегальных абортов?

2.Сколько женщин умирало от нелегальных абортов?

Глава одной крупной американской организации, выступавшей за аборты, заявил: «В 1972 году был сделан миллион нелегальных абортов, откоторыхпогиблоотпятидодесятитысячженщин».

Так ли это?

Сколько было нелегальных абортов?

Никто не знает. Почему? По той очевидной причине, что о нелегальных абортах никто не сообщает. Люди не заявляют о совершаемых ими незаконных действиях. В этом случае об аборте не сообщает ни исполнитель, ни сама женщина. Поэтому никакого учета не ведется. Нет статистических данных, которые можно было бы передать куда-либо.

Никто не знает! Поэтому если кто-то скажет вам, что где-то за какое-то время было сделано столько-то нелегальных абортов, то этот «кто-то» гадает на кофейной гуще.

Глава организации, выступающей за аборты, может сказать — миллион. Представитель защитников права на жизнь — сто тысяч. Но оба гадают на кофейной гуще.

226

Неразрешимая загадка?

Есть лишь один показатель, позволяющий нам более или менее точно оценить число нелегальных абортов: это число женщин, умерших от таких абортов.

Во многих странах публикуется лишь одна цифра — общее число умерших женщин. Сюда входят женщины, умершие от самопроизвольных абортов (выкидышей), легальных и нелегальных искусственных абортов. Такая статистика бесполезна.

В Соединенных Штатах с 40-х годов о таких смертях сообщается отдельно, поэтому мы знаем число женщин, умерших от нелегальных абортов. Прекрасно! Теперь, если знать, на сколько нелегальных абортов приходится одна смерть, можно легко подсчитать общее число нелегальных абортов. Проблема в том, что ни у кого нет ни малейшего представления об этом соотношении, поэтому мы возвращаемся туда, откуда начали.

Сколько женщин умерло?

Давайте посмотрим. Приводимая далее диаграмма была вывешена на трибуне сената США во время бурных прений по проблеме абортов в 1981 году. Она составлена по официальным американским статистическимданныминеоспариваласьсторонникамиабортов.

ЧИСЛО ЖЕНЩИН, УМЕРШИХ ОТ НЕЛЕГАЛЬНЫХ АБОРТОВ

Первый официальный аборт

Решение Верховного суда об абортах

Применение пеницилина

227

Источник: Национальный центр статистики в области здравоохранения

Почему вначале наблюдалось резкое падение смертности от абортов?

Оно во многом связано с открытием пенициллина. Отметим, что в 50-х годах, после того как пенициллин начал применяться для борьбы с инфекциями, число смертей стабилизировалось на уровне примерно 250 в год.

Пример: 1956 год — 250.

Применение сульфанил-

Отметим, что до 1966 года, когда аборты все еще были неза-

амидных препаратов

конными во всех штатах, число смертей неуклонно падало и уменьшилось вдвое:

1966 год — 120

Почему наблюдалось падение смертности после 1960 года?

Причины — появление новых, улучшенных антибиотиков, улучшение хирургических методик и создание реанимационных отделенийвбольницах. Этопроисходилонафонеростанаселения.

С 1960 по 1970 год аборты были легализованы в 16 штатах. В большинстве штатов они были разрешены лишь в немногих случаях: после изнасилования, инцеста и при серьезных уродствах плода (аборты с целью сохранения жизни женщины были законными во всех штатах). Были два крупных исключения: в штатах Калифорния (1967 год) и Нью-Йорк (1970 год) были разрешены аборты по желаниюженщины. Теперьвнимательнорассмотримдиаграмму.

Снизилась ли смертность благодаря легализации?

В этих двух крупных штатах легализация должна была заменить опасные аборты «безопасными». Это должно было спасти жизнь многим женщинам.

Фактически резкого снижения числа женщин, умирающих от абортов, не произошло. Смотрим дальше.

К 1972 году, непосредственно перед принятием Верховным судомрешения, позволившегоделатьзаконные абортыпотребованию вовсех50 штатах, смертностьотнелегальныхабортовупаладо39:

228

1972 год — 39.

(Плюс еще 25 смертей в том году от легальных абортов). Теперь аборты стали законными во всех 50 штатах. «Под-

польные» аборты, убивавшие, как утверждалось, огромное число женщин, должны были уйти в прошлое.

В 1973 году смертность среди женщин должна была и вправду резко снизиться. Однако на диаграмме такого падения не видно. На линии не возникло даже зазубринки. Отмечавшиеся ранее темпы снижения замедлились, а в конце 70-х и в 80-х годах показатели смертности стабилизировались. По данным американской статистики естественной динамики населения легализация абортов не спасла жизнь почти никому из женщин.

Но нам говорят прямо противоположное.

Верно, но давайте вспомним.

Сторонники абортов утверждают, что в 1972 году, непосредственно перед принятием Верховным судом решения, узаконившего аборты, был сделан миллион нелегальных абортов, в результате чего умерло от 5 до 10 тыс. женщин.

Фактически умерло лишь 39 женщин — менее чем по одной в каждом штате за целый год.

Но возможно лишь что-то одно:

либо нелегальных абортов было немного, либо все нелегальные аборты были исключительно безопасными.

Поскольку можно предположить, что не все нелегальные аборты быливполнебезопасными, представляетсяочевидным, что

НЕЛЕГАЛЬНЫХ АБОРТОВ БЫЛО НЕМНОГО.

Здесь уместно еще одно сравнение. Сторонники абортов утверждали, что в 1972 году был сделан 1 миллион нелегальных абортов. Но в 1973 году, когда во всех штатах аборты уже делались легально, без ограничений, их общее число составило около 750 тысяч. К 1979 году ежегодное число абортов достигло полутора миллионов и стабилизировалось на этом уровне.

229

Почему же я то и дело слышу, что от нелегальных абортов ежегодно умирало от 5 до 10 тысяч женщин?

Эти цифры были придуманы на потребу публике. О них, в частности, говорил д-р Бернард Натансон, один из основателей Национальной ассоциации за отмену законов об абортах (НАРАЛ); раньше он содержал один из крупнейших в западном мире абортариев, а теперь защищает право на жизнь. Он заявил:

«О скольких смертях шла речь, когда аборты были вне закона? НАРАЛ был нацелен на положение каждой отдельной женщины, а не на массовой статистику, но когда дело касалось последней, речь всегда шла о 5 — 10 тысячах смертей в год. Признаюсь, мне было известно, что эти цифры были абсолютно ложными [курсив наш], и, полагаю, другие знали это тоже, раз перестали упоминать их. Но с точки зрения нашей «революционной морали» это были полезные [курсив Натансона] цифры, широко признанные, поэтому зачем было лезть вон из кожи, чтобы заменить их честной статистикой? Прежде всего надо было упразднить законы, а для этого были допустимы любые разумные действия».

Б. Натансон, Аборты в Америке, Даблдей, 1979 г., с. 193 B. Nathanson, Aborting America,Doubleday, 1979, p. 193

Таксколькоженелегальныхабортовбылонасамомделе?

В ходе прений в сенате США цитировалось одно исследование, автором которого был д-р Т. Хилгерс из Крейтонского университета; он считал, что до легализации в США ежегодно делалось примерно 100 тыс. абортов в год.

Имелись ли точные данные о числе смертей от нелегальных абортов еще до легализации?

Почти наверняка! В то время совершение аборта было серьезным преступлением. Если у женщины наступали тяжелые осложнения после аборта, она обращалась за помощью к другому врачу. Лицо, сделавшее ей аборт, нигде не фигурировало. Новый врач пытался спасти ей жизнь, но она все равно умирала. Зачем

230

Соседние файлы в папке Акушерство и гинекология