Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Рябцев Е.А., Калинин М.А. Чеченские лабиринты (Устами журналистов). Книга 1. 2007.pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
26.01.2024
Размер:
42.1 Mб
Скачать

- Спокойной ночи, батяня!

Иван Михайлович не был набожен, но перекрестил­ ся трижды. Перст злой судьбы померещился ему, старому чсиовеку, фронтовику.

Глава 6.

ПОМИНКИ

Лидия Игнатьевна, как всегда поднялась рано, с рас­ светом. Сон у стариков крохотный - с воробьиный клюв.

Хлопот по хозяйству предстояло по горло. К обеду нагря­ ну г друзья, соседи поминать внука. Сорок дней минуло, кик шальные осколки гранаты на афганской тропе разор­

вали юное тело Сергея.

Вчерадед побывал за Доном и приволок пестрый бу­ кет цветов: желтой и белой ромашки, синих колокольчи­ ков, алых полевых маков. Он бережно укрепил портрет ('сргея на стене в зале, окаймил его черной лентой, под­

ставил вплотную к нему журнальный столик, украсил ва­ зонами с цветами и сияющим мягким малахитом зеленойустой травы.

Подстать мрачномунастроению семьи Москаленко за-

11 ялея рассвет над Ростовом - серый, хмурый, напоминающий по цвету бурьянные невылазные трясины. Из-за

J toна по небу тягуче кучерявились грязно-чёрные тучи иромоздились вдали в необозримой степи в костоломных овражках, скособоченных кручах. Изредка сквозь них про­ рывалось в полбока солнце и тут же стремглав снова скры­ валось, словно его поглотила приближающаяся гроза. По крышам засвистел ветер, набрал невиданную мощь, за­ выл в водосточных трубах, раскачал верхушки могучих раскидистых кленов, ломая ветви на неокрепших сажен­

цах, взъерошив пыль на дорогах.

Москаленко беспокойно выглянул в закрытое окно лоджии, насупившись подумал: «Скоро и нам покидать

55

сей мир... Внучек позвал нас с Лидой в загробную пустс ту. Не проговориться бы о нашей ночной вылазке на клад бище...»

Космы туч наплывали на город, как бородатые мод жахеды, тяжелые, грозные. Почему-то Ивану Михайлову чу нестерпимо захотелось взять автоматили хотя бы охот ничье ружьишко и пальнуть по черным волнистым гр» вам облаков.

Темнело. Дом вздрогнул от громового побега. Ива! Михайлович побледнел, принимая внутренним закуткол сознания свои измышления.

-Наконец-то отмстили за Сереженьку... Выстрелил!

вцель.

Он не успел до конца произнести сумасбродные ело

ва, как над Доном из небесного раструба прорычал, зве рино охая, очередной громовой раскат, и сразу же разъя­ ренно по стеклам, по зеленой траве застрекотали первые капли дождя. Барабанная дробь час от часу увеличивалась, часто и густо трещала, захлебывалась в фрамугах И оконных щелях. В лужах стояла колючая вода, как часто­ кол у огорода. Взбухла хлябь, как рана от пореза.

-Дали прикурить душманью, - зарулил в комнату как помешанный Москаленко. Он взглянул в небо, погрозил обоими кулаками:

-У, убийцы позорные! Но ничего, ничего...

Лидия Игнатьевна с потерянным видом зашвыркала

носом:

-Чокнулся, старче! Нескладуху несешь...

-Тучи у меня душманами были... А гром с дождем их покосил... - Он, отчаянно бормоча, удалился в спаль­ ню. Оттуда продолжали доносится ужасные молитвы и проклятья.

Город был сплошь окутан мутной плотной пеленой. Хотя мощный бас владыки-грома постепенно проваливал­ ся куда-то в бездну, мельчал и как бы огрызался перед раз­ бушевавшимся хаосом.

56

Туча, наворотившая по понятию деда беду, подалась на запад, к линии горизонта, приоткрыла голубую зана­ веску неба. Золотистым светом заиграло солнце. Радуга после разбойничьего налета ветра и дождя заарканило небесное пространство разноцветными огнями. Ласточ­ ки взметнулись вверх в аорту неба, зачирикали на деревь­ ях нахохлившиеся воробьи.

- Жидки на расправу душманы... Убежали тучи-вра- жины, - улыбнулся нам Сереженька, «свет наш ясный»...

- и Иван Михайлович показал фигу убегающим облакам. Нетрудно понять, с каким нетерпением старики до­ жидались Игоря и Наташу. Не такнужна была ихпомощь,

чтобы приготовить траурный обед, какдуховная поддер­

жка другдруга.

Наташа взялась варить суп с вермишелью, опустила в кастрюлю сухофрукты доя компота. На кухне зафыркал кран. Лязгнула упавшая в раковинуложка.

Игорь усердно чистил картошку. И вдругдед предло­ жил:

- А что, если пельмени сварганить -любимое блюдо Сергея?

Иван Михайлович схватил мясорубку, Игорь стал шинковать лук, Лидия Игнатьевна месить тесто. Наташа принесла доску для разделки.

Лидия Игнатьевна всей своей командой повелевала только глазами. Наташа вскоре испекла пирожки спечен­ кой. Иван Михайлович занялся овощами. Из-под его ножа сыпались в большую тарелку кружочки помидоров, огур­ цов, лука. Сообща управились быстро, получился вкус­ ный обед...

В полдень к дому подкатила серая, какого-то пыль­ ного цвета, но совершенно еще новенькая «Волга». Из нее вылезли шеф Игоря начальник городского МВД по борь­ бе с организованной преступностью, полковник Кирилл Григорьевич Курдюмов и два инспектора - майор Алек­ сей Яковлевич Самохин и Юрий Владимирович Рожков.

57

Полковник Курдюмов был не высок, но плотен и пле­ чист, от него веяло скрытой силой. По особой походке, по устоявшейся привычке играть мускулами плечевых сус­ тавов, в нем безошибочно угадывался первоклассный бок­ сер.

Алексей Самохин, блондин, кареглазый, сухопарый, подвижный, как ртуть, возвышался на целую голову над Юрием Рожковым, приземистым крепышом, с синим блес­ ком глаз, ржаными желтыми ресницами и с пышными уса­ ми.

Лидия Игнатьевна бросилась встречать их.

-Просим, просим, дорогие гости!

Курдюмов на виду у всех чмокнул хозяйку в руку. Под­ чиненные повторили тот же рыцарский жест.

Узрев, как собрались дальние гости, черепашьи ша­

гом стекались и приглашенные соседи. Первой явилась толстая, как бревно, крутогрудая пенсионерка Мария Ива­ новна Пройдисвет. Она являласобой скифское чудо: боль­ шая, сильная бабища, вроде каменной бабы с кургана.

За ней потянулась молодая семья Чекмаревых. Воло­

дя с пронзительным пробором чем-то напоминал огнеды­ шащую печку, розовощекий, в народе про таких говорят: кровь с молоком. И совсем противоположность ему жена Настя, как отражение от огарка свечки, бледная, угасаю­ щая, сухая, как палка, кажись, дотронешься пальцем - проткнешьнасквозь. Действительно, чахлая-десятая вода

на киселе.

Когда гости расселись, переминаясь с ноги на ногу, робко заговорил Володя Чекмарев:

- Я друг Сергея. Школярничали, юность отчекрыжи­ ли вдвоем. В беде, в мальчишьих потасовках на него я мог всегда положиться. Девчат-трусих, пугающихся собствен­ ной тени, от защищал от нахалов-пацанов... Симулянтов не терпел... Призирал ябед и предателей... Уличными ватагами верховодил.. .Клевый был парень!.. Судьба нас разлучила. Он призвался в армию, я пробился в академию

58

художеств. Так-то... Из вас никто не знает: перед уходом в Афган он попросил его нарисовать. И я долго писал Се­ режин портрет. Похож или нет - не мне судить...

Чекмарев вышел из-за стола и исчез за голубой пор­ тьерой.

Необычный выпад Чекмарева молниеносно передал­

ся гостям. Все сидели словно кость проглотили. Ждали загадочного сюрприза.

Через минуту Володя вернулся, дверь зала не захлоп­ нув - оставил открытой.

Перед гостями предстала огромная картина в багет­ ной рамке. Разноцветные масляные краски оживили об­ раз парня. С бравой осанкой, бровастый мальчишка пле­ нительно глазел на собравшихся. Сергей облокотился на 11одоконник, в руке он держал гитару-неразлучную спут­ ницу жизни.

В уголках его губ затаилась удивительная, добрая улыбка. Ни один человек так неулыбался! Казалось, вот он что-то скажет, поведет плечами, придет в движение, и его голос...

Он был настолько похож, и поэтому правдивый порт­ рет обжог сердца родственников и знакомых. Они не до-овариваясь, дружно поднялись и помянули Сергея.

Ели тихо, одним почерком: выхлебывали бульон, коекто на пельмени наливал сметану и аппетитно чмокал.

Пусто было надуше. Хоть волком вой, всемгоречь из­ ливал свою Москаленко, но жить-то надо...

-Не успели мы призвать Сергея в ряды милиции, -

огорченно пожалел Кирилл Курдюмов. - Он хотел пойти по стопам отца... Пусть земля ему будет пухом!..

-Размеры потери начинаешь понимать позже, - про­ бормотал в знак согласия с шефом Игорь и его огромный кадык занырял, как поплавок на длинной шее. Очевидно, выпивка у людей всегда служила утешением.

-Когда-нибудь минувшее поглотит нас, - напряженно выговорил майор Самохин. -Позади вымороченныйвек...

59

Игорь озадаченно кивнул ему.

Несколько мгновений они молча сидели, словно при­ слушиваясь к чему-то.

-Все под грешным небом возвращается на круги своя,

-философски заметила соседка Настя. - Наша жизнь, как

скорбные строки у Анны Ахматовой. Помните?

Мы не умеем прощаться, - Все бродим плечо к плечу, Уже начинает смеркаться, Ты задумчив, а я молчу.

В церковь войдем, увидим Отпевание, крестины, брак,

Не взглянув друг на друга, выйдем...

Отчего все у нас не так? Или сядем на снег примятый На кладбище, легко вздохнем, И что палкой чертишь палаты, Гдемы будем всегда вдвоем.

Игорь перестал есть и посмотрел в окно, за которым сгущались сумерки. Темнота поползла, окутав все вокруг плотной завесой, как бы сплетенной из волос.

Иван Михайлович пошарил по стене и зажег свет.

-На войне, как на войне, - вздохнула Мария Иванов­ на. - Кто гибнет, а кто выживает...

-С ума сойти можно! - горячо вступила в разговор Наташа Жукова. - Это ведь школа жестокости для паца­ нов, кровавая бойня, а не справедливая война защиты Оте­ чества. .. В нашу экономическую академию попали страш­ ныедокументы. Право же, звериные замашки были у мод­

жахедов. В один полк привезлимертвого офицера, попав­ шего в плен. Когда солдаты открыли полог брезента, в ужасе все отпрянули. Моджахеды залили голову офицеру

расплавленным свинцом и раскатали его тело колесами грузовика. Что-то получилось похожее на огромный плос­

60

кий черный блин. Не увидеть бы больше скверну никому

иникогда!..

УИгоря от ужаса глаза полезли на лоб. Наташа еще нс видела его таким. Он пододвинулся к Жуковой, схва­ тил ее плечи и больно стиснул жилистыми руками.

-Рассказывай, Натуля! Я им, бляха-муха, покажу! - выкрикнул он. Игорь, натужно дыша, поцеловал жену

куда-то в затылок.

-«Духи» творили чудеса, не подвластные человечес­ кому разуму, - продолжала Наташа. - Они кромсали плен­

ных на куски, потом загружали останки в мешки и навью­ чивали на ослика. Эти подлецы, понимаете, выводили его на дорогу, ведущую к советской части, давали пенка - и тот шел до самых ворот полка.

В квартире воцарилась тишина.

Игорь налил себе стаканчик вина, опрокинул, не мор­

гнув ни разу. Как-то неестественно весь передернулся от отвращения. В горле застрял комок - ни выплюнуть, ни проглотить.

Бывают людские мысли тяжелее гирь, которые по ут­ рам поднимал Игорь. Острая боль в затылке, стук в вис­

ках - все это недаром.

-Ох, сердце разрывается от содеянного «духами»! Тринадцать тысяч парней нашли там последний приют, сорок тысяч вернулись искалеченными или ранеными. - Наташа буравилакрохотнымикарими очамиокружающих, се подбородок дрожал. - А еще у душманов были излюб­ ленные пытки. Они пленного сажали на кувшин, в кото­ рого запускали ужа. Представляете себе, а? Подворачи­ вавшись часок-другой внутри сосуда, он вползал в плен­

ного, продираюсь по кишкам... Знаете, уж застревал на­ конец там... От психологического кошмара и болевого шока пленный отправлялся на тот свет. Или вот... вот...

трудно передать... вот офицеру «духи» шомполом про­ ткнули глаз, а он, собрав последние силы, рванулся впе­ ред. Шомпол рассек его до мозга...

61

- Правда, она горчит... Наши парни тоже мстили в ответ, дай боже! - взгляд Юрия Рожкова наткнулся на по­ белевшее лицо Лидии Игнатьевы, и они смотрели друг

на друга, словно играли в гляделки. - Наши за бандюгами гонялись, обыскивали кишлаки, в расход пускали всех подряд. Боялись панически «духи», когда петлюлибо удав­ ку применяли к ним солдаты. По их поверью, душа по­ гибшего не успевала покинуть тело через горло. А для мусульманина кара эта позорна... Бородачи часто уходи­ ли в «кяризу» - подземные колодцы, тянувшиеся надесят­ ки километров. Ловить их было там трудно. Нашли спо­ соб выкуривания, подгоняли к «кяризу» бензовоз и сли­ вали вниз топливо. Пирофакелом поджигали колодец, ко­ торый полыхал огнем в клубах черного дыма. «Духи»,

словно дьяволы из преисподней, выпрыгивали оттуда.

Здесь им наши хребты ломали, черепа раскалывали...

-Господи наш, Иисусе Христос, спаси и помилуй! - запричитала Мария Ивановнаи по ее морщинистой щеке покатились слезы.

-Слабонервных прошу не слушать... Дерьма хвата­ ет... А может это месть? Бывало, советские солдаты на­ силовали афганок и стаскивали их в колодцы во дворе, а вслед швыряли лимонки. От взрыва обваливались стены колодца - следы заметены... - Голос Рожкова сорвался. -

Яне пугаю. А еще наши привязывали к дереву «духа», загоняли жену и детей в дом, запирали дверь, и на глазах у обезумевшего папаши раскатывали дом гусеницами на своей «БМД-ешке», наматывая на гусеницы детские киш­

ки. Душман дико визжал, умирая от разрыва сердца. Жес­ токая война, братцы...

Рожков не поднял головы. Но вдруг выпрямился:

-А сколько мирных судеб ребят-«афганцев» искале­

чено? Кто-то не вынес нагрузок - спился, кто-то примк­ нул к криминальным рядам. Но в основном мальчишки

62

оказались с запасом прочности достаточным, избавились от синдрома агрессии. Сильные они, мужики!..

Только Лидия Игнатьевна в накинутом на плече чер-юм платке весь вечер не проронила ни слова. Она водила 11альцем по скатерти, чертя какие-то круги и треугольни­ ки.

«Неужели жизнь так бессмысленна? Потерять внука, - с тоской думала она. - Хоть Горбачев одумался и вывел войска из Афгана. А то бы еще гибли парни...»

Кто знал, что впереди семью Москаленко ждало но­ вое горе.. .будто какой-то злой шаман заклинаниями на­

кликал им несчастье за несчастьем...

Гости прощались, расходились и в квартире Моска­ ленко становилось снова тихо и уныло, словно после бури.

63