Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Куликов А.С., Лембик С.А. Чеченский узел. Хроника вооруженного конфликта 1994 - 1996 гг. 2000

.pdf
Скачиваний:
4
Добавлен:
26.01.2024
Размер:
9.86 Mб
Скачать

Узел затягивается

пировки. Возглавили оппозицию бывший мэр Грозного Б. Гантемиров, мэр Надтеречного района У. Автурханов, а чуть позднее — и бывшие сподвижни­ ки Дудаева по ОКЧН Ю. Сосламбеков и Я. Мамодаев. В стане оппозиции не было прочного единства, и противостояние Дудаеву носило скорее спора­ дический, чем организованный характер. Необходимо отметить, что воору­ женные формирования оппозиции не были официально признаны руковод­ ством России и также носили незаконный характер.

1 марта 1992 года оппозиция предприняла первую попытку вооружен­ ного свержения Дудаева путем захвата телевидения и радио в Грозном. Национальная гвардия отбила наступление сил оппозиции. Дудаев, по уже принятой схеме «правомочного» чеченского лидера, назвал эту акцию по­ пыткой государственного переворота и потребовал привлечения виновных

кответственности.

Ав это время в Чечне вовсю шел дележ российского вооружения, при этом явно не в пользу самой России. Еще в сентябре 1991 года командую­ щий Внутренними войсками по Северному Кавказу и Закавказью генералмайор А. С. Куликов, докладывая обстановку (телеграммами) в Главное уп­ равление Внутренних войск МВД СССР, просил разрешить вывоз стрелко­ вого оружия со складов «НЗ» в Грозном (около двух тысяч единиц) и даже,

вожидании положительного ответа, подтянул для этого транспорт. Но в итоге получил нагоняй от командования Внутренних войск и упрек в склон­ ности к панике. Своим решением Куликов собрал тогда вынутые из автома­ тов и пулеметов затворы (три вещмешка) и вертолетом вывез их в Ростов.

Очевидно, в Москве неплохо представляли истинную ситуацию в Чеч­ не, так как в донесениях с мест недостатка не было. Однако выводы из сложившейся там обстановки и решения по ним принимались, мягко гово­ ря, поверхностные. Причастные к событиям в Чечне ответственные лица, включая вице-премьера Николая Егорова, бывшего председателя КГБ Че­ чено-Ингушетии Игоря Кочубея, свидетельствовали о том, что начальник Грозненского гарнизона генерал Петр Соколов принимал самые решитель­ ные меры против захвата оружия и разгрома военных городков, вплоть до минирования подходов к ним. Однако весной 1992 года он получил указа­ ние от Главнокомандующего Объединенными Вооруженными Силами СНГ маршала Евгения Шапошникова передать Дудаеву половину оружия по ос­ таточной стоимости.

Ктому же назначенный в мае 1992 года на пост министра обороны Российской Федерации П. Грачев подписал приказ о передаче Дудаеву 50 процентов оружия российской армии, имевшегося на территории Чечни.

39

ГЛАВА 2

По словам П. Грачева, это был вынужденный шаг, так как значительная часть вооружения из российских складов, опять же по его словам, к этому време­ ни фактически уже находилась в распоряжении боевиков. Значительную часть оружия из Чечни вывезти оказалось невозможно, так как для этого потребо­ вались бы десятки эшелонов и необходимое количество военнослужащих, а их к тому времени в воинских частях оставались единицы.

Необходимо отметить, что разделение пополам или в иных пропорци­ ях оружия и боевой техники бывшего СССР между Россией и новыми неза­ висимыми государствами стало к тому времени обычной практикой. Часть оружия, переходившая в руки национальных сил получивших независимость государств, как правило, сразу же пускалась в ход. Наличие такого оружия в распоряжении Молдавии, Грузии, Азербайджана и Армении привело в итоге к значительному ужесточению вооруженных конфликтов на их терри­ ториях. Но такого рода разделы происходили все-таки с государствами, суверенитет которых был официально признан Россией. Согласие же на

передачу оружия .режиму Дудаева, фактически поднявш ему сепара­ тистский мятеж против России, было очередной грубой ош ибкой.

Однако к лету 1992 года осуществить такой раздел оружия в Чечне уже не представлялось возможным, несмотря ни на какие договоренности между Дудаевым и Москвой. Осуществлять его с российской стороны к это­ му времени было уже некому. Таким образом, за исключением небольшого количества ручного стрелкового оружия (около 20 процентов), вывезенного из Чечни преимущественно по воздуху, вся основная техника и вооружение остались у Дудаева.

По экспертным оценкам, в руки сепаратистов в середине 1992 года перешел следующий арсенал:

2 пусковые установки тактических ракет «Луна»;

51 боевой и учебный самолеты;

10 зенитных ракетных комплексов (ЗРК) «Стрела-10»;

23 зенитные установки различных типов (ЗУ);

7 переносных зенитно-ракетных комплексов «Игла»;

108 единиц бронетанковой техники, включая 42 танка Т-62 (Т-72);

153 единицы артиллерии и минометов, включая 18 реактивных си­ стем залпового огня (РСЗО) БМ-21 «Град»;

590 единиц современных противотанковых средств (ПТС);

около 60 тысяч единиц стрелкового оружия;

не менее 740 противотанковых управляемых ракет (ПТУР);

около 1000 реактивных снарядов для «Града»;

40

ГЛАВА 2

24000 снарядов для гаубиц Д-30;

около 200000 ручных гранат;

13 миллионов патронов для стрелкового оружия;

большое количество запчастей и комплектующих для вооружения

ивоенной техники.

Именно поэтому Дудаев получил возможность быстро создать хорошо вооруженные и боеспособные формирования. Уже к 1992 году в Чечне по­ явилась разветвленная система военных командных пунктов и штабов с необходимой инфраструктурой, пожирающая львиную долю ресурсов Гроз­ ного и всех его законных и незаконных доходов.

По свидетельству очевидцев, город Грозный в тот период представ­ лял собой сплошной тир. Круглые сутки не утихала стрельба. Дудаев загодя готовился отстаивать свой «порядок» и требовал от боевиков серьезной боевой подготовки. Возможность для этого использовалась любая; в стрель­ бе упражнялись все кто хотел, где хотел и когда хотел.

Руководство России продолжало предпринимать политические шаги, направленные на восстановление переговорного процесса с Дудаевым, дабы найти взаимоприемлемое решение в сложившейся ситуации. В январе 1993 года чеченский парламент согласился принять в Грозном для перего­ воров делегацию руководства России во главе с вице-премьером Прави­ тельства Сергеем Шахраем и представителем палаты национальностей Го­ сударственной Думы Рамазаном Абдулатиповым. Итогом состоявшегося раунда официальных переговоров с представителями чеченского парламента во главе с его председателем Хусейном Ахмадовым стало подписание про­ токола о подготовке договора между Российской Федерацией и Чеченской Республикой «О разграничении и взаимном делегировании полномочий».

Эти переговоры стали предлогом для Дудаева, чтобы обвинить в пре­ дательстве все руководство чеченского парламента. По его указанию Сер­ гей Шахрай, выходец из терских казаков, коренной житель Северного Кав­ каза, и Рамазан Абдулатипов, известный на всем Кавказе политический де­ ятель, родом из соседнего с Чечней Дагестана, были подвергнуты во время их приезда в Грозный грубому обращению. Возникла даже угроза их похи­ щения — тем самым попиралась не только общероссийская законность, но и характерные для кавказцев традиции гостеприимства, добрососедства. Дудаев резко осудил эти переговоры, объявив, что «никакие политические договоренности с Россией невозможны». А премьер Чечни Я. Мамодаев за контакты с Правительством России был обвинен в предательстве, снят с должности и вынужден был одно время искать убежища в Москве.

42

ГЛАВА 2

Вфеврале 1993 года Дудаев утвердил новую Конституцию, и после проведения опроса граждан Чечни, в котором, по чеченским данным, из 117 тысяч человек 112 тысяч высказались за принятие новой Конституции, была провозглашена президентская республика.

Вконце мая 1993 года парламент Чеченской Республики, назначенное им правительство и муфтият приняли обращение к гражданам Чечни, в кото­ ром призывали их встать на защиту старой Конституции, «восстановить за­ конную власть». В обращении, в частности, говорилось: «Сейчас в республи­ ке установлен по существу незаконный авторитарный режим, приведший к небывалой в истории чеченского народа конфронтации одной части населе­ ния с другой». Конституционный суд Чечни вынес решение о признании дей­ ствий Д. Дудаева преступными, совершенными с целью захвата власти, ли­ шения парламента полномочий, создания неконституционного правительства.

Ни один уважаемый в народе авторитет к Дудаеву не примкнул, как не примкнула к нему и образованная часть населения. Зато на его стороне оказались выпущенные дудаевцами из тюрем уголовники. Весной 1993 года на Театральной площади в Грозном 50 дней стояли учителя, врачи, пенсио­ неры с экономическими требованиями — тогда возникла и начала распрос­ траняться в обществе идея подготовки референдума по определению фор­ мы отношений с Россией.

Режим Дудаева продолжал попирать права граждан. В канун намечен­ ного на 5 июля 1993 года референдума о статусе Чеченской Республики (4 июля) бессрочный митинг протеста оппозиции на Театральной площади Грозного был разогнан вооруженными отрядами. Одновременно боевики Ду­ даева пошли на штурм здания городского собрания и департамента полиции (здания МВД), личный состав которого не поддерживал авантюристическую политику самозванного президента. За ночь практически все подготовлен­ ные к референдуму избирательные участки в Грозном были разгромлены группами бесчинствующих дудаевцев, основная масса бюллетеней для голо­ сования уничтожена. В ходе этих акций более 50 человек было убито и свы­ ше 150 ранено. 6 июня Дудаев распустил Конституционный суд Чечни.

После июля 1993 года деятельность оппозиционных групп в Грозном была фактически прекращена. Центр оппозиции переместился в районы, где ее лидеры имели поддержку своих тейпов. Надтеречный район контро­ лировался движением «Маршо» (свобода), одним из лидеров которого был мэр этого района У. Автурханов. В Урус-Мартановском районе главенство­ вала «Чанхойская группировка» (тейп Чанхой) Я. Мамодаева и Б. Гантемирова.

44

Узел затягивается

Дудаев не собирался уступать власть ни московскому Центру, ни че­ ченской оппозиции и продолжал «наращивать мускулы». Осенью 1993 года на площади Свободы в Грозном состоялся нашедший отражение на всех телеканалах России парад частей и соединений дудаевской армии. «Прези­ дент Чечни» лично принимал парад. Это заставило наконец весь мир пове­ рить в то, что у Дудаева действительно есть свои войска, способные проти­ востоять внешнему врагу. Гибель значительной части чеченского населе­ ния в возможной войне с Россией Дудаева мало беспокоила. Перефрази­ руя один из гитлеровских принципов ведения войны, он заявлял: «70 про­ центов чеченцев погибнет, но 30 процентов будут свободными». Его лозунг «войны до последнего чеченца» был равносилен заказу на убийство целого народа.

Очередная попытка установить официальный контакт между Москвой и Грозным была предпринята в конце августа 1993 года, когда Москву посе­ тил с частным визитом «министр иностранных дел» Чечни Шамсутдин Юзеф, конфиденциально сообщивший, что Дудаев «выразил желание лично встре­ титься с Президентом Российской Федерации». Однако и это предложение Дудаева о встрече с Б. Н. Ельциным не содержало никакого намека на его отступление от курса на выход Чечни из состава Российской Федерации. Естественно, оно осталось без ответа.

16 декабря 1993 года был создан Временный Совет Чеченской Рес­ публики, утверждено его Положение, избран председатель (У. Автурханов)

ирабочий президиум. В тот же день Президент Российской Федерации сделал заявление о закрытии границы с Чеченской Республикой и взятии под контроль железных дорог, проходящих через Чечню.

Сконца 1991 по конец 1993 года российское правительство сделало Дудаеву одиннадцать предложений о переговорах по урегулированию ситу­ ации в Чечне и разграничению полномочий между федеральными властями

иэтой автономией. Однако намечавшаяся разрядка всякий раз срывалась из-за жесткого противодействия чеченской стороны.

В 1993 году от Дудаева стали уходить его бывшие сторонники. Против него выступил один из его сподвижников, бывший мэр Грозного Б. Гантемиров. Ю. Сосламбеков, один из бывших руководителей ОКЧН, приведших Дудаева к власти, обвинил его в «попытке узурпации власти в Чечне» и вместе с Я. Мамодаевым также ушел в оппозицию.

В этот период на смену «политической» стала приходить «военная» оппозиция. 16-17 декабря 1993 года полевые командиры чеченских добро­ вольцев окружили резиденцию Дудаева и выдвинули ему ряд требований,

45

ГЛАВА 2

одним из которых было назначить на конец марта 1994 года парламентские выборы. Однако оппозиционеры не были готовы к решительным действиям и после непродолжительных переговоров просто свернули свою акцию про­ теста.

В начале 1994 года против Дудаева выступил его бывший верный сто­ ронник, некогда начальник личной охраны Дудаева, Руслан Лабазанов, рас­ полагавший документами о махинациях с нефтью. Тогда он представлял серьезную опасность для Дудаева, поэтому было предпринято несколько попыток ликвидировать Лабазанова в Грозном, Толстой-Юрте и Аргуне (он был убит осенью 1995 года одним из своих сподвижников).

4 июля 1994 года в Надтеречном районе Чечни состоялся съезд пред­ ставителей чеченского народа (2056 депутатов). Съезд признал Временный Совет высшим органом государственной власти в Чечне, потребовал от­ ставки Дудаева, объявил о проведении выборов в органы государственной власти Чеченской Республики не позднее августа 1994 года. К осени 1994 года в поддержку Временного Совета стало высказываться все большее число чеченских политических деятелей и местных руководителей. Усили­ лись и попытки Дудаева оказать на оппозицию, в том числе на сторонников Временного Совета, всяческое давление.

Кроме того, с момента узурпации власти, особенно в 1993— 1994 го­ дах, Дудаев неоднократно выступал с бездоказательными обвинениями и прямым шантажом в адрес Москвы. Он угрожал организовать террористи­ ческие и диверсионные акты, устроить взрывы на атомных электростанциях и химических объектах, развернуть «священную исламскую войну». Дело дошло до оскорбительных выпадов в адрес Президента и других официаль­ ных лиц России.

Все это лишало Москву практической возможности начать перегово­ ры с силами, имеющими реальное влияние на территории Чеченской Рес­ публики. Тем не менее в Москве все еще надеялись на мирное, политичес­ кое, решение чеченского конфликта. Ради этого в течение длительного вре­ мени федеральные власти не препятствовали Дудаеву использовать рос­ сийскую территорию для его зарубежных поездок, а также навещать род­ ственников жены, проживающих под Москвой.

К этому времени экономика Чечни переживала глубокий и затяжной кризис: валовой национальный доход республики сократился на 70 процен­ тов, катастрофически росла безработица, социальная сфера находилась в страшно запущенном состоянии, свыше 800 тысяч чеченцев, проживавших в республике, были лишены работы, пенсий, всякого участия в обществен­ ной жизни страны.

46

ГЛАВА 2

свыше 11 миллиардов рублей (в ценах 1994 года). Позднее Дудаев заявлял, что эшелоны грабились по четкой наводке из России, при этом, как прави­ ло, во всем эшелоне грабились именно те вагоны, в которых находился самый дорогостоящий груз. В этой обстановке Министерство путей сооб­ щения Российской Федерации вынуждено было временно прекратить дви­ жение поездов по территории Чечни с сентября 1994 года.

За время своего существования режим Дудаева выпустил на 4 трилли­ она рублей фальшивых авизо, которые разошлись по всей России. Осенью 1993 года одна из чеченских преступных группировок изготовила в Турции

ивывезла через Чечню в Россию 10 миллионов фальшивых долларов США. Позже стало известно, что поддельные деньги печатались также в Ленинс­ ком районе Грозного, в Шалинском и Урус-Мартановском районах респуб­ лики. Операции с фальшивыми авизо и распространением фальшивых де­ нег нанесли непоправимый ущерб финансовой системе страны.

Захваты заложников на территории России приобрели систематичный

иболее жесткий характер. Трижды в 1994 году (в марте, мае и июле) чечен­ ские террористы захватывали заложников с требованием предоставить воз­ душное судно и деньги в сумме от 8 до 15 миллионов долларов США.

Во второй половине 1994 года окружение Дудаева проводило актив­ ную работу по привлечению на свою сторону различных уже сформирован­ ных вооруженных отрядов, в том числе и в приграничных с Чечней районах Дагестана и Ингушетии. Наибольший интерес для Дудаева представляли вооруженные отряды самообороны населенных пунктов Ингушетии МалгобОк (до 1000 человек), Верхний и Нижний Ачалук (по 700 человек), а также Слепцовская (до 150 человек). Многие командиры и бойцы этих отрядов прошли спецподготовку в Чечне у дудаевских инструкторов. Сам Дудаев, чтобы грамотно организовать систему военного управления и подготовки боевиков, пользовался услугами пяти турецких военных советников, нахо­ дившихся в это время в его резиденции; с их же помощью решались вопро­ сы поставки российского оружия, закупленного Турцией.

22 августа 1994 года оппозиция выдвинула Дудаеву ультиматум с тре­ бованием до 25 августа добровольно уйти в отставку. С середины 1994 го­ да по указанию Дудаева неоднократно предпринимались попытки ликвиди­ ровать вооруженные группировки оппозиции. Для юридического обоснова­ ния расправы с оппозицией генеральной прокуратурой Чеченской Респуб­ лики по приказу Дудаева были выданы ордера на арест лидеров оппозиции с формулировкой «за призывы к насильственному свержению законной вла­ сти», а российская помощь силам оппозиции расценивалась им как воен­

48

Соседние файлы в предмете Международные отношения Чечня