Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Куликов А.С., Лембик С.А. Чеченский узел. Хроника вооруженного конфликта 1994 - 1996 гг. 2000

.pdf
Скачиваний:
4
Добавлен:
26.01.2024
Размер:
9.86 Mб
Скачать

ГЛАВА 1

Русский царь отказал чеченцам, равно как и кабардинцам с дагестан­ цами, в образовании своего государственного устройства, что отрицатель­ но сказалось на социальном развитии этого региона. В середине XVIII века в чеченском обществе произошла своего рода антифеодальная революция. Власть от потомственных правителей, мелких князей, которые зачастую не были чеченцами, перешла к старейшинам тейпов. У части чеченцев вновь стали проявляться родоплеменные обычаи, подталкивающие их на захват уже занятых другими народностями земель, совершение грабительских на­ бегов на соседей и использование рабовладения.

Впоследствии колониальная политика царизма вызвала рост нацио­ нально-освободительной борьбы на Северном Кавказе, которую в 1775 году возглавил чеченец Ушурма, получивший затем от османских правителей титул и имя шейха Мансура. Вооруженное сопротивление администрации и войс­ кам Российской империи оказывал шейх Мансур в основном в горных рай­ онах Чечни при широкой поддержке Османской империи.

Удивительно, что в условиях, когда Россия была отвлечена от Кавказа войнами со Швецией и Турцией и временно покинула южные берега Тере­ ка, чеченские старейшины в 1781 году добровольно приняли подданство России. Их не смутило даже активное продвижение в этот период Российс­ кой империи на Кавказ и в Закавказье.

В 1784 году была возведена Владикавказская крепость. К началу XIX века на значительной части Чечни была восстановлена мирная жизнь.

Тлеющие угольки недовольства воинствующих чеченских горцев ут­ верждением российской государственности на Северном Кавказе вновь

вспыхнули в 1817 году — началась Кавказская война.

Тактика горцев определялась исходя из преимущественно партизан­ ского характера их действий. Внезапными налетами на казачьи разъезды и обозы российских войск чеченцы препятствовали созданию системы кре­ постей и застав, которые в это время возводили русские войска; захваты­ вали пленных и добычу. Эти действия напоминали борьбу американских индейцев с европейскими переселенцами.

На северо-восточном Кавказе командиром отдельного Кавказского корпуса генералом А. П. Ермоловым в этом же году было положено начало строительству Сунженской укрепленной линии, отрезавшей у чеченцев, по его выражению, «лучшую половину хлебной земли, которую они уже не бу­ дут иметь труда возделывать». При Ермолове впервые была введена систе­ ма рубки лесов и постепенное проникновение в глубину чеченских земель. Прорубать эти просеки заставляли самих чеченцев. Для быстрого отраже-

10

ГЛАВА 1

ния нападений горцев создавались специальные подвижные резервы. Одна за другой были возведены продолжавшие Сунженскую линию крепости: Грозная — в 1818 году, Внезапная — в кумыкских степях, в 1819 году (пре­ градила чеченцам путь к нижнему Тереку и Дагестану), и Бурная — в 1821 году (теперь Махачкала).

К концу русско-турецкой войны 1828-1829 годов вся территория За­ кавказья от Черного до Каспийского моря стала российским владением. Но сам Кавказский хребет с прилегающими к нему труднодоступными горными районами служил природным барьером на пути к новым провинциям. Его мусульманское население — горцы Чечни, Дагестана и Адыгеи — было ярым противником какой бы то ни было власти.

Этому их обязывало исламское учение мюридизма, которое внушало горцам, что «...мусульманин должен быть свободным человеком». Христиан же можно было держать в рабстве, что широко и практиковалось. Исполь­ зуя учение мюридизма, исламское духовенство Кавказа призывало к «свя­ щенной войне» (газавату) против «неверных» (русских), пришедших на Кав­ каз.

Трудности с укреплением российского военного присутствия в Чечне потребовали привлечения дополнительных группировок российских войск— они поступали из центральной России под командование нового царского ставленника в Чечне генерала Г. В. Розена. В результате крупных экспедиций царских войск, предпринятых в Чечне генералом Розеном в 1831 году, отря­ ды Гази-Магомеда, под властью которого к этому времени оказались значи­ тельные территории Северного Кавказа, были оттеснены в горный Дагестан. При этом в местах наиболее яростного сопротивления горцев войска Розена жестоко подавляли их, иногда сжигая целые чеченские поселения.

Из-за великих потерь и недостатка продовольствия генерал Фези от имени главнокомандующего 3 июля 1837 года, в период пребывания госу­ даря императора Николая I на Кавказе, заключил с имамом Шамилем, воз­ главившим к этому времени горцев, перемирие и вышел из оккупированных районов. Это по сути являлось поражением российских войск. Но главноко­ мандующий Г. В. Розен был заменен Е. А. Головиным, и вновь началось активное строительство крепостей на Северном Кавказе.

Перемирие с имамом было недолгим. Вынудив русских отказаться от военных действий и завоевав поддержку горцев, Шамиль снова начал пред­ принимать нападения на российские гарнизоны. Тогда по приказу Головина генерал П. X. Граббе со своей армией повел решительное наступление на горные области Дагестана, где скрывался Шамиль.

12

ГЛАВА 1

В июне 1839 года имам был загнан в свою укрепленную и неприступ­ ную резиденцию — крепость Ахульго. Четыре дня, с 25 по 28 июня, велась подготовка к штурму. Тем не менее первая попытка штурма Ахульго была неудачной. Лишь 5 июля, после мощного артиллерийского обстрела, в ноч­ ном штурме русским солдатам удалось взять крепость. При этом было убито более двух тысяч горцев и почти все сподвижники Шамиля. Сам он был ра­ нен, но с остатками мюридов под прикрытием ночи через горы ушел в Чечню.

После этого на Восточном Кавказе наблюдался подъем боевого духа чеченцев. Потерпев поражение на реке Валерик, они ушли в Дагестан к Шамилю.

Далее последовала целая серия поражений Кавказского корпуса. Ша­ миль, собрав значительные силы, повел наступление, отбивая у русских одно за другим чеченские селения и быстро расширяя границы своего има­ мата. Важно отметить, что обладавший по законам шариата безусловным правом на жизнь каждого горца, имам Шамиль зачастую силой объединял под свою власть многочисленные кавказские народности, создавая шаг за шагом исламское государство. По его указанию, как верховного судьи има­ мата, и по действующим тогда законам за неверность и непослушание сжи­ гались порой целые аулы. За связь с русскими военными казнили, хотя русские войска передавали нуждающимся продовольствие, оказывали ме­ дицинскую помощь.

Замена в 1842 году кавказского главнокомандующего Головина гене­ ралом Нейгардом и подкрепление Кавказского корпуса свежими силами дали возможность на некоторое время остановить горцев. Но через год, набрав армию в 20 тысяч всадников, Шамиль снова развернул наступление. Он захватил большую часть Дагестана, выбил русские войска из Аварии и к 1844 году расширил свои владения более чем вдвое.

Основным источником пополнения казны имама являлась добыча, взя­ тая наибами Шамиля — воинами ислама — во время набегов на соседние аулы, когда захватывались пленные, угонялся скот. Пленные считались у горцев рабами и были вынуждены исполнять самую тяжелую работу. Каж­ дый пленник составлял собственность того, кем он был пленен.

Отсутствие успеха русских войск на Северном Кавказе требовало при­ нятия решительных мер. А. П. Ермолов предлагал царю назначить кавказ­ ским главнокомандующим прославленного в Турецкой войне генерала Н. Н. Муравьева, но государь поставил наместником Кавказа М. С. Ворон­ цова, который сразу же в 1845 году сумел потеснить Шамиля и даже захва­ тил и разрушил его резиденцию — аул Дарго. За это генерал сам чуть было

14

ГЛАВА 1

не поплатился жизнью, с трудом вырвавшись из окружения и потеряв при этом всю свою артиллерию, обоз и три с половиной тысячи солдат и офи­ церов. С этого момента в Чечне вновь стали придерживаться испытанной ермоловской тактики, благодаря которой русские войска постепенно вы­ тесняли горцев из Чечни в горный Дагестан.

У повстанцев сложилось тяжелое положение. Отрезанные от плодо­ родных земель Восточного Кавказа, они начали голодать. К тому же горцы испытывали острую нехватку оружия и боеприпасов. В этих условиях Ша­ миль обратился за помощью к турецкому султану. Из-за моря к нему тайно стало поступать оружие.

Вэто время на южных границах назревали события, толкавшие Рос­ сию к войне с Турцией. И когда начались военные действия, Шамиль пред­ принял попытку соединиться с турецкой армией в Грузии, но при прорыве Лезгинской линии у Закаталы потерпел неудачу. После нескольких попыток ему удалось прорвать Лезгинскую линию в Кахети и захватить Цинандали. За активную помощь туркам в военных действиях против русских султан присвоил ему звание генералиссимуса.

В1854 году англо-французская армия заняла Анапу и намеревалась захватить весь Кавказ. Турецкие войска Омер-паши, подготовленные анг­ лийскими военными инструкторами, повели наступление на Тифлис.

Генерал М. С. Воронцов в такой ситуации не годился на роль главноко­ мандующего. Император Николай I вынужден был согласиться с предложе­ нием Ермолова и пригласить к себе Н. Н. Муравьева. Царь лично просил его принять командование Кавказским корпусом. Приехав на Кавказ в 1855 году, тот сумел собрать все внутренние резервы края для нанесения решительно­ го удара по туркам, не требуя выделения дополнительных средств из казны.

Огромную роль сыграла дипломатическая тактика Муравьева — она дала возможность держать имама в бездействии весь остаток войны. Шамиль, благодаря возвращению сына, служившего ранее офицером в русской ар­ мии, несколько изменил свою позицию. Между русскими и горцами начались пограничные мирные встречи, где в процессе контактов с воинами Шамиля, при обмене товарами закреплялись дружественные отношения и связи.

К завершению Крымской войны численность Кавказской армии была доведена до 200 тысяч человек. Началось решительное наступление на гор­ ные районы Чечни с прочным закреплением занятых территорий. Шамиль вновь был оттеснен войсками генерала Евдокимова в горные районы Даге­ стана и, отрезанный от Чечни, лишен продовольственной базы. Среди гор­ цев начался голод.

16

ГЛАВА 1

Под контролем русской армии районы Дагестана постепенно стали пре­ вращаться в мирные поселения, и только имам, отступая все дальше в горы с остатками верных мюридов, продолжал оказывать сопротивление. 1 июля 1859 года русские войска выбили Шамиля из аула Ведено, и с остав­ шимися своими четырьмя сотнями приверженцев он бежал в свое последнее убежище — укрепленное селение Гуниб, расположенное на высокой горе.

25 августа 1859 года русские войска под руководством князя Борятинского взяли штурмом Гуниб. Шамиль с горсткой оставшихся в живых мюридов сдался в плен. «30 августа пушечные выстрелы с Метехского зам­ ка... возвестили о взятии Шамиля и покорении Восточного Кавказа, — писа­ ли армяне князю Борятинскому, — и мы, от мала до велика, были в упои­ тельном восторге от успехов русского оружия». Подобные поздравления посыпались на русских военных от множества народностей Кавказа. Их от души благодарили кахетинцы, тифлисцы, кабардинцы, жители Бакинской губернии и другие. В плену Шамиль откровенно признавался, что в войне с Россией он «потерял свой народ» и заявлял: «Да, я жалею, что не знал

России и что ранее не искал с нею дружбы!»

После капитуляции Шамиля в 1859 году Чечня полностью и оконча­ тельно вошла в состав России, что послужило началом активного экономи­ ческого и культурного развития народов Северного Кавказа.

Закончилась Кавказская война окончательным покорением всего Кав­ каза в 1864 году. В результате чеченцы понесли большие потери, значи­ тельная часть тех, кто участвовал в войне, эмигрировала на Ближний Вос­ ток. Показательно, что они в ходе войны поддерживали руководителя ис­ ламского сопротивления имама Шамиля даже более активно и упорно, чем его земляки-дагестанцы. После войны, будучи в плену, Шамиль в беседах с приставом А. Руновым признавал, что создание имамата сопровождалось сильным давлением на горцев, а несогласие жестоко каралось сторонника­ ми имама. По его мнению, суровость законов имамата объяснялась не только условиями военного времени: «Правду сказать, употреблял против горцев жестокие меры, много людей убито по моему приказанию... Бил я и шатойцев, и андийцев, и тадбургинцев, и их бил не за преданность русским (вы знаете, что они никогда ее не выказывали), а за их скверную натуру, склон­ ность к грабительству и разбоям. Правду ли я говорю, вы можете убедиться теперь сами, потому что и вы их будете теперь бить за все ту же склон­ ность, которую трудно оставить».

Эти слова Шамиля стали пророческими. В дальнейшем, на протяже­ нии всего исторического периода до наших дней, Россия вынуждена была

18

Соседние файлы в предмете Международные отношения Чечня