Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
философия.doc
Скачиваний:
20
Добавлен:
13.03.2015
Размер:
111.62 Кб
Скачать

Стоицизм.

Философия стоиков явилась сложным переплетениям взглядов на человека киников, физики Гераклита, платоно-аристотелевского метафизики, а также собственного понимания философии как упражнения в добродетели. Однако кинизм представителей Стои, считавшими себя его наследниками, не устраивал своим пренебрежением к теоретическому знанию: только истинное познание, по их мнению, способно было привести человека к мудрости, а, следовательно, сделать добродетельным и счастливым. Платоново-аристотелевское направление не устраивало стоиков своим дуализмом формы и материи.

Реальны, по учению стоиков, только тела, поскольку реально только то, что действует и страдает, а эти качества присущи только телесным сущностям. Поэтому они признавали телами не только все субстанции, не исключая человеческой души и Бога, но даже качества вещей. В результате добродетели, аффекты, мудрость, хождение и т.д. называются стоиками телами и живыми существами. Однако, впадая в некоторую непоследовательность, стоики отказывают в наличии тела таким категориям как пространство, время, место и высказывание. А для того чтобы обосновать одновременное пребывание тела и его качеств в одном месте, стоиков пришлось признать проницаемость тел, а также утверждать, что одно тело может проникнуть в другое всеми своими частями, не слившись с ним в одно вещество.

Однако всё видимое и невидимое может быть названо реально существующим телами лишь в том случае, если и то, и другое проистекает из единой основы. Для этой цели стоики привлекают учение Гераклита об огне как первоначальной стихии. Одним из главных терминов, которым стоики характеризовали свой первоогонь, является дыхание. Тёплое дыхание, по их представлениям, сильнее всего сначала было на небе. Затем оно разлилось по всему миру, создавая вещи, включая человека и животных, и, наконец, остыло в неорганической природе.

Стоки пользовались для характеристики своей первоосновы ещё одним оригинальным понятием: понятием бытийной напряжённости. Первоогонь, а также исконно присущий ему ещё со времён Гераклита логос истекает в мир с бесконечно разнообразной степенью напряжённости огня и логоса. В результате материя, разная во всех видимых и невидимых предметах действительности, отличается бесконечно разнообразной степенью напряжённости, то есть грубости и тонкости, соответствуя степени напряжённости внутренне присущего ей логоса.

Кроме того, в понятие первоогня стоики вносят ещё одно важное дополнение. Он у них не просто слепая сила, а художественно-творческий огонь, который разумно создаёт мир и управляет им, являясь Провидением. Каждый человек в этой ситуации - только одно из бесчисленных воплощений этого космического тёплого дыхания.

Неоплатонизм

В первые века нашей эры в платоново-пифагорейской среде, а также среди других последователей античного идеализма укрепляется взгляд на философию как на деятельность, ставящую человека в связь с Божеством и ведущую его к этому бесконечному существу. Указанная предпосылка вносит новые элементы в античное истолкование категории бытия. В наиболее законченном виде данный взгляд на проблему бытия был сформулирован в школе неоплатонизма, одним первых и самым ярким представителем которой стал Плотин.

В основу учения о бытии неоплатоники положили три принципа:

  • Бытие обладает иерархичностью

  • Всё существующее имеет истоком духовное начало

  • Основа бытия построена по принципу триады : Единое, Ум, Душа.

Система Плотина исходит из идеи Божества. Причём философ доводит до крайних приделов мысль о бесконечности и сверхмирности Бога, в результате чего он всецело выносится за пределы бытия и познания. Первосущество лишено границы, формы и определений, оно беспредельно или бесконечно; ему нельзя приписать не только телесных, но даже и духовных качеств, - ни мышления, ни воли, ни деятельности. В соответствии с этим Божеству вообще нельзя приписать никакого определённого качества: оно есть то, что лежит за пределами всякого бытия и мышления; оно есть основание, к которому мы должны сводить всякое бытие.

Поскольку Божество есть первичная сила, оно должно всё творить. Однако как существо совершенное и самодостаточное, оно не может нуждаться в чём-либо ином, а, следовательно, не может предаваться какому-либо виду деятельности или полагать себе цель в чём-либо ином. Чтобы ясно передать, как всё же осуществляется процесс божественного творчества, Плотин прибегает к образу: единое как бы переливается через край вследствие своего совершенства, оно излучает из себя нечто иное. Причём этот процесс отнюдь не связан с какой-либо потребностью Первосущества.

Подобного рода отношения повторяются при каждом новом творении, в результате чего образуется совокупность существ, возникших от Первосущества, образующих лестницу убывающего совершенства. Причём это убывание происходит до тех пор, пока в итоге бытие не дойдёт до небытия, а свет - до тьмы.

Первым созданием Первосущества является Нус (ум) – вневременное, завершённое в каждое мгновение, созерцательное мышление. Его предметом служит, с одной стороны, само Божество, а с другой стороны, подобно аристотелевскому Уму, оно является «мышлением о мышлении». Основным отличием Нуса от Единого является то начало множественности, которое привносит в его характеристику причастность интеллигибельной материи. В силу этого он распадается на сверхчувственные числа, или идеи.

Подобно тому, как Первосущество порождает Нус, последний является прародителем Души. Она также принадлежит ещё к божественному, сверхчувственному миру, содержит в себе идеи и сама есть число и идея, обладает вечной, вневременной жизнью.Первая душа, или мировая душа, не только по своему существу стоит вне телесного мира, но и не действует непосредственно на него. Её цель - излучение второй души, которую Плотин назвал природой. Именно она объемлет и производит множество отдельных душ, которые связаны в ней как в своём источнике и из неё распространяются в отдельные части мира. В лице этих частных душ достигнута низшая граница сверхчувственного мира. Когда божественная сила спускается ещё ниже, то возникает её наиболее несовершенное проявление - материя.