Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
14TOWN.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
12.03.2015
Размер:
129.02 Кб
Скачать

В

Этапы расселения жителей казани

той или иной степени все эти теории применимы и к Казани, где центр пережил несколько трансформаций:

а) в XIX в. собственно Вахитовский район включал кварталы преимущественно русской университетской интеллигенции, а за Булаком и Кабаном располагались две татарские слободы (Старая и Новая);

б) постепенно в XX веке центр, несмотря на обновление, захирел и стал смешанным по этническому составу жителей и смешанной зоной;

в) ныне весь центр скуплен "новыми русскими" и номенклатурой, он интенсивно обновляется, застраивается престижными особняками.

Вместе с тем на данном этапе теории зонирования слабо отражают социальные процессы в России. Как известно, социальное воспроизводство включает в себя и определенную жилищную сегрегацию по социальным признакам. На Западе конкуренция за лучший с экологической, культурной и коммуникационной (транспортно-дорожной) точки зрения район начинается с самосегрегации привилегированных социальных слоев и ведет к вытеснению социально обездоленных в худшие районы. Лучшие районы застраиваются кварталами роскошных частных домов, принадлежащих самым зажиточным горожанам, и прекрасных вилл ("дач", "коттеджей"), богатые владельцы которых переезжают сюда на лето, привлеченные близостью прекрасных пляжей и безопасностью.

В Советском Союзе же государство само распределяло жилье: 1-м этапом было "выселение буржуазии" и "уплотнение" ранее привилегированной интеллигенции путем заселения в их кварталы, дома и квартиры рабочих и выходцев из села, приведшее к известному уравниванию условий проживания большинства советских граждан путем разделения крупных дореволюционных и "сталинских" квартир на "коммуналки" (принцип "одна семья – одна комната"). Одновременно номенклатура и высшие специалисты заселялись по принципу "одна семья – одна квартира". Последствия Великой Отечественной войны, породившей разруху, так и не были преодолены в сталинские времена в силу обветшания городов и ускоренной урбанизации. Миллионы людей жили в подвалах, бараках и общежитиях.

2-м этапом распределения жилья стало выделение его по принципу "одна семья – одна квартира" благодаря массовому строительству "хрущевок" с 1957 г. В итоге большая часть советской массовой интеллигенции, рабочих и маргиналов (колхозников, хлынувших в города после выдачи им паспортов) получила к 1970 г. изолированные квартиры с совмещенными удобствами, "проходными" комнатами и низкими потолками в 5-этажных домах новых районов. При этом "эгалитаризация", а точнее, перемешивание этих социальных слоев в жилищном, а, значит, и образовательном, сервисном, коммуникативном отношениях, продолжались, что затрудняло социальное воспроизводство лучших черт интеллигенции и квалифицированных рабочих. Эта социальная миксация вкупе с массовым освобождением сотен тысяч зэков вели к превалированию культуры и ориентаций низших слоев населения: как в классе (при обязательном неполном среднем образовании – по 8-й включительно), так и во дворах и на улицах, в транспорте и очередях преобладали уголовная мораль, тюремные ценности и авторитеты. Перепланировка кварталов снизила контролирующую роль дворников и участковых. Эта уголовная мораль начала просачиваться даже на заводы и в армию. Каналами социального воспроизводства интеллигенции и продвинутых рабочих оставались лишь вузы, техникумы, НИИ и передовые заводы ВПК.

3-й этап распределения жилья – заселение людей в современные благоустроенные квартиры в 1970-1985 гг. – мало что изменил в плане условий социального воспроизводства, за исключением роста социальной анонимности, когда жители одного подъезда 9-этажки, построенной в новых, удаленных от центра микрорайонах, не знакомы друг с другом и исчезают дворы, замененные открытыми кварталами. Благоприятные условия для социального воспроизводства оставались лишь у номенклатуры и немногочисленной когорты приближенных к ней высших специалистов, получавших привилегированное жилье, образование, медицинское и иное обслуживание в центре города, но, в силу обветшания жилищного фонда в этих районах, соседствовавших с трущобами, заселенными люмпенизированными, спившимися или неполными семьями, не имевших в силу этого шансов на получение современного жилья.

4-й этап начался в 90-е гг. с линии на «ликвидацию трущоб» (или «зачистки от жителей исторического ядра Казани») и строительства элитных поселков в центре и на окраинах. Начало 2000-х гг. характеризуется растущей сегрегацией горожан.

Как отмечает Смелзер, Х.Ганс в 60-е гг. выделил 5 категорий горожан, различающихся по их образу жизни, обусловленному их классовой принадлежностью:

1) космополиты – богатая элита, интересующаяся высокой культурой;

2) бездетные – молодые люди, активные в работе, общественной жизни, на дискотеках и культурных мероприятиях;

3) члены этнических меньшинств – сохраняющие обычаи родины группы иммигрантов и беженцев, живущие не в трущобах и очень организованные;

4) обездоленные – люмпены (безработные, бомжи) и пожилые, живущие в трущобах или ночлежках и крайне бедные;

5) "попавшие в капкан", обреченные – инвалиды и обитатели ночлежек, потерявшие надежду и живущие на пособие.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]