Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
6.DOC
Скачиваний:
12
Добавлен:
12.02.2015
Размер:
107.52 Кб
Скачать

Брак. Личные и имущественные отношения супругов

История римского семейного права выделяет два вида брака, совершавшегося в различных формах, порождавшего разные по содержанию имущественные и личные отношения супругов и даже неодинаковое правовое положение матери в отношении детей:

1. Вид брака так называемый «в руки», брак, устанавливавший власть мужа над женой. Вступление в такой брак неизбежно означало изменение прав жены: если до брака жена была носителем своих прав, то, вступив в такой брак, она отдавала свои права другому. Если до брака она была в подчинении своего отца и агнаткой его и всех членов его семьи, то, вступив в брак, она подпала под власть мужа или его «домовладыки», если муж был под властью отца, и, став юридически чужой своей старой семье, становилась членом агнатической семьи мужа.

2. Вид брака так называемый «без руки», брак, не порождавший власти мужа над женой и первоначально не устанавливавший вообще юридической связи между мужем и женой: юридически чужая мужу и своим детям, жена пребывает в том же семейном положении, в каком она была до вступления в брак; только со старой семьей связывает её агнатическая связь. Чужая агнатической семье мужа, жена не участвовала в религиозном культе этой семьи, не связывали её с мужем и никакие связи светского права.

Когда и как стал прокладывать себе путь этот свободный брак, в котором жена была не только свободна от власти мужа, но и вообще стояла в юридическом смысле вне семьи мужа, точно сказать невозможно. Но существует свидетельство поэта Энния (IIв. до н.э.). Он упоминает о расторжении отцом брака «без власти» своей подвластной дочери. Таким образом, можно сделать вывод, что во второй половинеII в. до н.э. брак «без власти» был привычным явлением.

Создавая совершенно различный строй в отношениях между мужем и женой, брак «во власти» и брак «без власти» резко отличались один от другого и в порядке заключения и прекращения. Заключение брака «во власти» требовало совершения определённых обрядов, это был акт формальный. Брак «без власти» рассматривался как некоторое фактическое состояние и не требовал никаких обрядов. Это был акт неформальный. Следовательно, был глубоко различен и порядок прекращения того и другого брака. В браке «во власти», в котором юридическая личность жены поглощалась личностью мужа, развод мог иметь место только по инициативе мужа. И был, в сущности, «отторжением» жены от мужа. Брак «без власти» мог быть расторгнут не только по соглашению супругов, но и односторонним волеизъявлением как мужа, так и жены.

Заключению брака обыкновенно предшествовало обручение. В древнейшее время обручение совершалось «домовладыками» без участия брачующихся. Позднее обручение совершали жених и невеста с согласия обоих «домовладык».

Обручение совершалось в форме двух стипуляций, т. е. устного договора. По одному – «владыка» невесты обязывался передать её жениху, а по другому – жених обязывался принять невесту в качестве жены.

Нарушение обручения давало право другой стороне потребовать возмещения причиненного ущерба. Сторона, без серьёзных оснований нарушившая обручение, теряла право на возвращение сделанных ею по случаю обручения подарков; другой стороне сделанные ею подарки возвращались. Если обручение не заканчивалось так печально, то за ним следовало заключение брака. Древнейшее римское право знало три способа совершения брака:

1-й способ был религиозным обрядом, никогда не ставшим доступным плебеям. Название обряда произошло от особого хлеба, который во время брачной церемонии вкушали брачующиеся, а затем приносили в жертву Юпитеру. Церемония совершалась в присутствии жрецов и 10-ти свидетелей. Только человек, рожденный от брака, заключенного религиозным обрядом, и состоящий в таком браке, мог занимать должность жреца.

2-ой способ был светским и преимущественно плебейской формой брака. Это «воображаемая» покупка жены мужем. Она производилась в тех же формах, в каких покупались наиболее ценные вещи, а именно земля и рабы. Правда, слова, которые при этом произносились, были отличны от слов, произносимых при купле рабов и земли, однако в остальном это по форме купля. В присутствии пяти свидетелей и весовщика, которые присутствовали при всякой купле, а также «владык» невесты и жениха жених спрашивал невесту о согласии и сам отвечал в точно определенных словах. Затем передавал «владыке» невесты в качестве покупной цены слиток металла, якобы взвешенный весовщиком.

3-ий способ – «обычай» – представлял собой своеобразное применение института приобретательной давности к области брачных отношений.

Из этих трех форм заключения брака раньше других отпал последний способ, но и остальные постепенно отмирали. Параллельно с ослаблением роли старых форм заключения брака шел процесс утверждения неформального совершения брака путём простого соглашения брачующихся.

Для совершения брака с соответствующими правовыми последствиями надо было, чтобы брачующиеся удовлетворяли определенным условиям:

1. Достижение брачующимися брачного возраста, который, совпадая с возрастом совершеннолетия, был установлен 14 лет – для мужчин, 12 лет – для женщин.

2. Согласие на брак. В древнейшее время это было согласие одного только «домовладыки». Жених выражал свою волю, а невеста нуждалась в согласии опекуна. Однако постепенно сложился другой взгляд: для вступления в брак нужно прежде всего согласие жениха, его «владыки» и «владыки» невесты.

Таким образом, первоначально все положения о согласии на брак исходили из агнатического родства. Но по мере того, как личность детей начинает эмансипироваться, в IVг. н.э. появляются примеры, когда согласие на брак получают у когнатических родственников.

3. Наличие права на вступление в брак. Препятствия могли возникнуть либо из принадлежности жениха и невесты к различным слоям общества (сословиям), либо из родственной связи между ними.

Кроме того, были запрещены браки между опекуном и подопечной, правителем провинции и жительницами последних.

Поскольку существовало 2 вида брака, то личные и имущественные отношения супругов были глубоко различны в браке, основанном на власти, и в браке «без власти». В браке «во власти», став юридически чужой своей старой семье, жена была подчинена власти мужа, если он «владыка», или же власти «домовладыки» мужа, если он был во власти своего владыки. Эта власть в принципе не отличается от власти отца над детьми. Муж может продать жену в кабалу, он так же вправе наложить на неё любое наказание вплоть до лишения её жизни. Так же, как рабы и дети, жена лишена правоспособности в области имущественных отношений. Всё, что ей принадлежало до брака, становится в момент заключения брака достоянием мужа. Всё, чем она будет обладать во всё время существования брака, например имущество, подаренное ей её отцом, принадлежит мужу. Это бесправное положение жены юридически уравновешивалось только тем, что она являлась наследницей мужа (одна, если у него не было законного потомства, и на равных началах с детьми, если они были).

Совершенно иначе были построены отношения мужа и жены в браке «без власти». Этот брак не менял юридического положения, в котором жена была до вступления в брак. Она остаётся подчинена отцовской власти, если была ей подчинена до брака. Она по-прежнему агнатка своих старых агнатов. Понятно, что и имущество, принадлежавшее ей до брака, остается её имуществом, а всё, что она приобретает во время брака, принадлежит ей одной.

Не менее глубоко изменились в браке «без власти» имущественные отношения супругов. Издержки общей семейной жизни, содержание детей и т.п. лежат на муже. Но уже со времени появления этого вида брака вошло в обычай давать мужу особое приданое в целях облегчения ему бремени семейных расходов. Это приданое устанавливалось либо «домовладыкой» жены, либо самой женой и становилась собственностью мужа. Но муж должен был вернуть это приданое или сумму, в которую оно было оценено, лицу, установившему приданое в случае, если брак будет прекращен разводом или смертью мужа. В праве Юстиниана существовал единственный случай, когда особое приданое оставалось у мужа: если жена брала на себя инициативу развода или вызывала развод своим поведением.

Помимо приданого существовало и другое имущество, выполнявшее такую же штрафную функцию, но уже в интересах жены. Это был предбрачный дар, который представлял собою не что иное, как сумму, обыкновенно приблизительно равную сумме приданого, которую муж обязывался выплатить жене в случае развода по его инициативе или вине. Также хотелось бы добавить, что для того, чтобы брак мог юридически существовать, надо, чтобы всё время были в наличии те условия, без которых брак не мог бы быть заключен. Отпадение какого-либо из этих условий было и основанием прекращения брака. Таким образом, брак прекращался в случае:

  • смерти одного из супругов;

  • обращения в рабство одного из супругов;

  • утраты права гражданства;

  • по воле мужа или его «домовладыки» в браке «во власти»; по воле одного из супругов в браке «без власти».

Свобода развода была одним из основных начал римского права.