Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
neformal.pdf
Скачиваний:
108
Добавлен:
12.02.2015
Размер:
3.02 Mб
Скачать

Методические рекомендации по педагогической работе с участниками неформальных молодежных объединений (НМО)

Введение

К настоящему времени практически нет специальных трудов, посвященных специфике педагогической работы с участниками неформальных молодежных объединений. Почти все имеющиеся работы были посвящены профилактике криминальных проявлений в подростковой среде, где НМО рассматривались с позиции совокупности малых контактных групп, оказывающих негативное воздействие на подростков, без учета субкультурной составляющей.

Следует отметить, что и в настоящее время не прослеживается информация о разработке каких-либо педагогических методик, которые бы ориентировались на субкультурные особенности неформальных молодежных объединений, в которых находятся подростки (или хотя бы учитывали их).

Вто же время разного рода работы с неформальными молодежными объединениями велись в течение более чем 20 лет. Это были контрпропагандистские мероприятия, проводимые идеологическими подразделениями КПСС и ВЛКСМ в советский период, мероприятия, проводившиеся общественными объединениями в этом направлении, деятельность отдельных педагогов-энтузиастов. Сюда же можно отнести и деятельность в той же области отдельных энтузиастов из различных экстремистских и криминальных сообществ. И хотя их деятельность и была направлена в антисоциальное русло, они выявляли и использовали некие специфические субкультурные механизмы, которые с тем же успехом (при определенных коррективах) могут использоваться и в просоциальном направлении.

Перед нами стоял вопрос о том, какие материалы могут быть опубликованы. Отработанные педагогические методики, ориентированные на работу с субкультурными формированиями, с одинаковым успехом могут быть использованы как педагогами, так и радикалами. Ряд методик формировался как раз на основе находок, сделанных экстремистами для рекрутизации новичков в свои формирования: эти же технологии почти без изменений можно использовать и в просоциальном плане. Однако среди радикалов обмен подобными материалами не распространен, и поэтому мы опасаемся популяризовать такого рода вещи, чтобы не облегчать им жизнь.

Вэтом плане мы решили изложить материалы в исторической последовательности, чтобы показать развитие концепций и технологий работы с неформалами, а также дать рекомендации педагогам в области персональной работы с подростками-участниками НМО.

Изложенные в данной работе теоретические материалы зачастую являются результатом практической деятельности. Длительное время прикладная социально-педагогическая работа с участниками НМО велась

вотрыве от разработки теории в этой области.

Исторические аспекты работы с неформалами в Ленинграде в период горбачевской «перестройки»

ВЛенинграде имелось несколько центров работы с неформалами:

Ленинградский Горком ВЛКСМ (С. Пилатов, С. Агапитова).

Экспериментальная лаборатория изучения молодежных проблем (ЭЛИМП) при ДК пищевой промышленности Ленинграда (А. Файн)

Ленинградский областной и городской совет Всероссийского общества охраны природы (В. Гущин).

Лаборатория проблем молодежи НИИКСИ СПбГУ (В.Лисовский, А.Козлов, Я.Гилинский).

Их деятельность велась параллельно и независимо друг от друга, хотя и пересекалась по ряду вопросов.

Ленинградский Горком ВЛКСМ

Для работы с неформалами Ленинградским Горкомом ВЛКСМ в конце 80-х годов при ДК им. Ильича был образован Центр творческих инициатив (ЦТИ).

ЦТИ создавался для работы с неагрессивными и малоагрессивными неформальными молодежными объединениями (в т.ч. с самодеятельными и политизированными) различного характера. Основным

160

направлением деятельности было оказание помощи неформальным группам в организации творческих мероприятий.

На тот период ЦТИ являлся эффективной формой сплочения вокруг себя крупных неформальных объединений для их иммунизации к радикальной антисоветской деятельности.

Деятельность ЦТИ строилась на принципах клубной работы, которая, однако, сильно отличалась от принципов деятельности и поныне действующих подростковых клубов. Во-первых, работа проводилась не с конкретными подростками, а с лидерским составом неформальных объединений. Имелся гибкий график проводимых мероприятий. Во-вторых, интенсивно проводились встречи неформалов с различными представителями органов власти (в том числе отраслевых).

В начале 90-х годов, с ликвидацией ВЛКСМ, деятельность ЦТИ была прекращена.

Основной опыт работы с неформалами, который был получен в ЦТИ, заключается в вычленении неформальных групп просоциальной и творческой направленности, официализации их в формах, близких к клубным.

Экспериментальная лаборатория изучения молодежных проблем (ЭЛИМП) при ДК пищевой промышленности Ленинграда

Работа в ЭЛИМПе проводилась комплексно: с подростками, их родителями, с педагогами и общественностью. В течение 1987 – 1988 гг. ЭЛИМП отрабатывал способы взаимодействия преимущественно с «металлистами» и «системными» (представителями хипповской «Системы»). Изучался криминогенный фон объединений.

Опыт работы ЭЛИМПа с неформальными объединениями выявил14 следующее:

«Неформальные подростковые объединения в отличие от преступных общностей несут общественно значимое содержание, но для его раскрытия необходимо создать соответствующую педагогическую ситуацию.

Подростковые неформалы существуют в режиме самодеятельных клубных общностей и хорошо адаптируются в условиях культурно-просветительского учреждения.

Подобные объединения способны к саморазвитию и социальной автономии за счет надежного самоуправления.

Проблема социализации неформальных подростковых объединений требует междисциплинарного изучения» .

Ленинградский областной и городской совет Всероссийского общества охраны природы

До 1991 года Всероссийское общество охраны природы (ВООП) относилось к категории общественно-государственных идеологических учреждений и официально занималось работой с неформалами и экстремистами, включая введение своих работников в эти формирования. Обществом проводились также специальные мероприятия по реорганизации отдельных асоциальных подростковомолодежных групп и коррекции их идеологии в социально приемлемое русло, а также активные мероприятия по развалу экстремистских формирований.

В 1986 году, по инициативе Ленинградского Обкома КПСС, Ленинградский областной и городской Совет ВООП начал заниматься работой с неформальными молодежными объединениями. В начале 1987 года Леноблгорсовет ВООП согласовал и стал непосредственным участником программы «МИОП-3-87» (вовлечение членов протестных молодежных групп в природоохранную деятельность).

Наиболее известным результатом работы Леноблгорсовета ВООП с неформалами было создание группы «Зеленые хиппи» («Гринхипп»). По аналогичным проектам были образованы группы «Цветок папоротника» («зеленые колдуны» - на базе групп подростков-мистиков, именуемых в своей среде «энергетами»), «Зеленые Бригады» (псевдорадикальная группа экологической направленности) и ряд других.

14 Файн А.П. «Формы и методы работы с подростковыми неформальными группами». Ленинград, 1989 г.

161

Гринхипп

Проект реализовывался Леноблгорсоветом Всероссийского общества охраны природы в 1986-1991 гг. по программе МИОП-3-87, работа с хиппи началась в 1986 году. В движение хиппи было направлено два общественника и один штатный работник.

Внедрение производилось через существовавшие на тот момент околодиссидентские формирования и богемные тусовки.

Наработка авторитета «зеленых» в среде неформалов шла очень трудно. Первоначально в состав инспекции общества охраны природы удалось завербовать солиста панк-рок-группы «Автоматический Удовлетворитель» - «Свина». Членство в инспекции у него было чисто представительское – никакой работы с него никто не требовал. Однако вскоре он ушел, пояснив, что Общество для него слишком мягкотелое: «вот если бы надо было взорвать Дамбу, тогда да…».

Более заметную помощь в «натурализации» работников Леноблгорсовета ВООП среди хиппи оказала рок-группа «АукцЫон». Впоследствии на своих концертах участники «АукцЫона» раздавали листовки Общества охраны природы. В тот период листовки были пустые и скучные, но сами подобные действия выглядели весьма протестно и воспринимались молодежью позитивно.

«Зелеными» хиппи удалось сделать не сразу. Первоначально, в 1986 году, при помощи «АукцЫона» была создана группа «зеленых неоромантиков». Неоромантики (нововолнисты) – движение музыкальных фанатов, увлекавшихся рок-группами, аналогичными «АукцЫону». Внешне это движение напоминало элегантных панков. Все внешние атрибуты панков были художественно и со вкусом соотнесены друг с другом. Одежда неоромантиков – чистая и достаточно дорогостоящая. Эпатирующий эффект создавался только за счет внешней атрибутики и разукрашенного гримом лица в стиле Константина Кинчева из рокгруппы «Алиса». Поведение и идеология – почти как у хиппи.

В1986 году «Зеленые неоромантики» провели серию акций на памятнике природы «Урочище Донцы», перекрывая дорогу на незаконное садоводство. В акции участвовали члены рок-группы «АукцЫон». Разукрашенные гримом, они тогда заметно перепугали садоводов.

«Зеленые неоромантики» просуществовали всего год. За счет этой группы удалось наладить хорошие отношения и заработать некоторый авторитет среди хиппи.

Вначале 1987 года, используя социальный институт «системной родни», удалось сформировать проэкологическую группу из молодых хиппи. Структура ее была довольно странной и ничем не напоминала организацию: один «системный отец», три «системные мамы» и около тридцати «системных детишек». Однако, с другой стороны, это было типичной структурной единицей хипповского движения и какого-либо удивления не вызывало.

Через полгода количество «системных мам» в экологической «семейке» возросло до семи, а численность «системных детишек» – до сотни. Подобное формирование уже начинало выделяться на общем фоне.

Заметный интерес хиппи к «усыновлению» в «зеленую системную семью» был связан также еще и с тем, что эта, внешне благопристойная (по хипповским понятиям) «системная семья», могла успешно решать многие жизненные проблемы. Над решением таких проблем работал ряд различных организаций, которые имели возможность их решить. К примеру, кого-то из маленьких хиппи – претендентов «на вылет»

к его удивлению не выгоняли из школы или ПТУ, кого-то быстро отпускали из милиции, а кого-то милиция просто обходила стороной.

Летом 1987 года Леноблгорштаб общественной инспекции Общества охраны природы предпринял интенсивные выезды с группами хиппи на памятник природы «Урочище Донцы». Подобный выбор места выезда для «детей-цветов» был сделан потому, что Урочище Донцы отличалось крайне красивым непривычным ландшафтом. Огромное количество родников в белых известняковых природных ваннах, окруженных можжевеловым редколесьем и благоухающими цветами. Многочисленные редкие орхидеи, издающие ароматы ванили всевозможных оттенков. И именно на этой территории было противозаконно создано садоводство «Строитель», в котором, как оказалось, состояли преимущественно власть имущие Волосовского района.

Хиппи вводились в уже готовые инспекционные группы в качестве дополнительного контингента, который мог принимать участие в конфликтах с экологическими нарушителями, но при этом выступал только в качестве зрителей.

162

При непосредственном столкновении с нарушителями (за исключением случаев, когда нарушитель социально симпатичен, а само нарушение только формально), хиппи вступали в этот конфликт на противоположной этому нарушителю стороне. В процессе словесной дуэли, хиппи, следуя принятой роли эколога, пытались вспомнить всевозможные аргументы о пагубности конкретных видов экологических нарушений. При этом совершалось не переубеждение нарушителя, а собственное убеждение хиппи в важности экологической деятельности, формировалось «зеленое» мировосприятие.

Как правило, нарушители не воспринимали хиппи в качестве полноценных участников конфликта, часто вообще отказываясь говорить с ними. В таких случаях приходилось прибегать к некоторым уловкам, выводя нарушителя из равновесия, а затем, уходя от словесной перепалки, вынуждать включаться в нее хиппи.

Было принято решение проводить инспекционные мероприятия с участием хиппи в «Урочище Донцы» в форме перекрытия единственной дороги, незаконно проложенной самими садоводами через памятник природы. Из-за большого количества последовавших за этими событиями жалоб, в которых участники пикетирования обвинялись в антисоветской и террористической деятельности, Ленинградский обком КПСС создал специальную комиссию, которая не подтвердила ни одно из этих обвинений.

Вдальнейшем, в связи с работой с хиппи, обвинения участников программы в антисоветской и аморальной деятельности продолжали поступать в разные органы, однако кураторы программы не давали им хода.

Наличие такого рода обвинений, хотя и необоснованных, оказало очень большую помощь в формировании среди хиппи имиджа «зеленых» как протестного формирования.

Следует отметить, что экологические формирования того периода были практически единственной допускаемой властями формой диссидентской деятельности. Однако основные направления общественной природоохранной деятельности оставались под полным контролем КПСС и государства, и имидж протестности еще надо было нарабатывать.

7 сентября 1987 года, после одного из пикетов по перекрытию дороги в «Урочище Донцы», хиппи приняли решение о создании группы «Зеленые хиппи» («Гринхипп»). Леноблгорсовет ВООП тут же зарегистрировал ее со статусом отряда «Зеленого патруля». Следует отметить, что «Зеленый патруль» – это организационная форма, рассчитанная на детей. Никаких прав своим членам она не дает. Только в 1988 году отдельным представителям «Гринхиппа» стали давать удостоверения общественных инспекторов по охране природы. Специально для них были организованы внеочередные курсы общественных инспекторов.

С этого времени «Гринхипп» стал одним из наиболее активных отрядов общественной инспекции по охране природы в Ленинграде.

Первоначально формирование «Гринхиппа» осуществлялось исключительно силами Леноблгорсовета ВООП. Начиная примерно с 1988 года «Гринхипп» был переведен на самоуправление под началом Антона Лустберга (кличка «Тони») – 17-тилетнего хиппи, с явно выраженными качествами лидера-интеллигента. Через год, после интенсивной подготовки, А. Лустберг был принят в штат Леноблгорсовета ВООП.

В90-х годах «Гринхипп» стал обычным общественным природоохранным формированием.

Проект «Перевоспитание природой» - краткосрочные экспедиции общества охраны природы

Проект первоначально был разработан Леноблгорсоветом ВООП. Впоследствии, на базе этого проекта ГУ ГЦ ПБНН «Контакт» отрабатывал технологии работы с неформалами неэкстремистского толка.

С точки зрения социальной педагогики, перед такими поездками ставится три задачи: Реабилитационная работа с подростками – дезадаптантами (система эколого-реабилитационного

туризма).

Проведение просоциальной коррекции морально-этических норм. Изучение возможности коррекции субкультурных норм.

Вовлечение в просоциальную деятельность методом «включения в борьбу» за спасение какого-либо уникального уголка природы. Изучение возможности включения связанных с этим форм деятельности в субкультурные нормы.

Идеология воспитательной работы с подростками в краткосрочных экспедициях Общества охраны природы строилась на использовании двух мощных факторов:

163

Изменения этики, культуры и нравственности подростка под влиянием эстетического восприятия уникальных по красоте природных ландшафтов.

Наличия сопричастности к социально-важной деятельности.

Воспитание подростков с воздействием наиболее красивых пейзажей ближе не столько к экологическому воспитанию, сколько к культурно-нравственному. Цель - показать подростку, что в жизни есть место красоте, причем так, чтобы это сохранилось в виде морально-этической нормы.

С точки зрения воспитательной работы с подростками, такие экспедиции правильнее было бы называть не экологическими, а краеведческими. Подросткам показывали не только красивые природные объекты, но и рассказывали об истории края.

Подготовленные в процессе экспедиций фотоматериалы были использованы для работы с остальной массой подростков из групп, с которыми велась работа, в период между полевыми сезонами.

Данный метод довольно близко стоит к так называемому реабилитационному туризму. Однако, на самом деле, участие во взрослых инспекционных экспедициях оказывает на подростка совсем иной эффект, чем туризм (путешествия). Здесь используется эффект «соучастия» в социально-важной работе, хотя, на самом деле, имеет место только факт присутствия подростка при работе инспекционной группы.

Вовлечение подростка в просоциальную форму деятельности – более мощный фактор социализации, чем реабилитационный туризм.

Данная методика в настоящее время продолжает использоваться ГУ ГЦ ПБНН «Контакт».

ЛАБОРАТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ МОЛОДЕЖИ НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА КОМПЛЕКСНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА (в то время Ленинградского госуниверситета им. А.А.Жданова)

Деятельность этого, первого в стране центра комплексных исследований проблем молодежи связана с личностью выдающегося отечественного ученого, члена-корреспондента Российской Академии Образования, профессора СПбГУ В.Т. Лисовского. Именно здесь впервые были проанализированы тенденции и закономерности возникновения и развития неформальных молодежных объединений, заложены теоретические и методические основы их исследования и профилактической работы, которым вскоре стали широко пользоваться другие центры и организации. Работа лаборатории велась в нескольких направлениях:

проведение исследований традиционными средствами;

использование в качестве исследовательского поля такого специфического метода, как массовые диспуты с участием значительных масс молодежи и взрослых;

просветительская работа с руководством города, области, страны (в том числе с ответственными сотрудниками ЦК и ОК КПСС, ЦК и ОК ВЛКСМ), а также с работниками правоохранительных и других силовых ведомств;

систематические встречи с педагогами города и других городов страны, где обсуждались вопросы работы с неформальными молодежными группами и объединениями;

встречи с участниками неформальных молодежных объединений различной направленности (экологических, политических, музыкальных, религиозных, женских и др.), в том числе и представителями зарубежных неформалов;

оказание прямой помощи как неформальным группам, так и отдельных их участникам.

Вокруг В.Т.Лисовского сплотились наиболее сильные исследователи, лекторы из СПбГУ и других научных центров и вузов города, комсомольские работники (С.Г.Вершловский, Я.И.Гилинский, А.С.Запесоцкий, В.П.Кобляков, А.А.Козлов, П.М.Китаев, С.М.Лепехин, С.Пилатов, З.В.Сикевич, Е.Г.Слуцкий, Э.П.Теплов, В.В.Грибанов, А.Н.Файн, Ф.Н.Щербак и другие). Их усилиями была создана научно-методическая база, созданы условия для развития кадровой базы исследователей данной проблемы в других городах страны, привлечено внимание специалистов и массовой аудитории города к данному

164

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]