Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!!Экзамен зачет 2023 год / Саватье_Теория_обязательств_1937.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
16.05.2023
Размер:
1.9 Mб
Скачать

17. Переход от периода, когда имуществом считались только реальные вещи, к понятию бестелесного имущества.

Практика убеждает в том, что реальные вещи выступают в юридической жизни только через посредство прав, которые осуществляются в отношении этих вещей.

53

Как уже упоминалось (см. п. 9), эти права, объектом которых являются реальные вещи, могут быть либо правами вещными, либо обязательственными.

Вещные права воздействуют непосредственно на конкретные предметы. Они создают совокупность всех прав, которые могут относиться к данному предмету. Эта совокупность составляет право собственности на данный предмет — вещное право общего характера. Но конкретный предмет может быть объектом различных прав, принадлежащих различным лицам, как, например, право пользования и извлечения доходов (узуфрукт), право залога, ипотеки, право собственности с ограничением правомочий собственности (nue-propriйtй)1. Все эти права относятся непосредственно к данному предмету. Они защищаются против всех и каждого и могут быть противопоставлены обязательственным требованиям. По существу, это может рассматриваться как расчленение права собственности.

Наоборот, как мы уже видели, особенностью обязательственного права является то, что оно включает имущество в ограниченный круг отношений двух лиц — кредитора, который вправе его требовать, и должника, который обязан его предоставить. Так, лицо, нанявшее дом, не имеет прав непосредственно в отношении данного дома; оно является только кредитором наймодателя, который обязан предоставить ему этот дом в пользование. Право заимодавца получить сумму долга не касается каких-либо определенных банковых билетов. Это право действует только в отношении должника, который обязан вернуть взятые взаймы деньги.

И вещные, и обязательственные права, касающиеся любого конкретного имущества, индивидуализируются; каждое из этих прав, как таковое, может стать предметом сделки: можно продать узуфрукт, право нанимателя, да и вообще любое право требования.

С того момента, когда возникает возможность такой продажи, права становятся имуществом.

1 Здесь имеется в виду право собственника, ряд правомочий которого ограничен вещными правами других лиц, как, например, право собственника заложенного имущества на это имущество; право собственника имущества в условиях, когда другое лицо имеет право пожизненного пользования, извлечения доходов и т. п.— Прим. перев.

54

18. Общее представление о бестелесном имуществе.

Следующий шаг наших рассуждений приводит к пониманию того, что всякое имущество, в сущности, выступает как право.

А. Действительно, сказать, что в состав имущества данного лица входит дом, фабрика, земельный участок, шкаф, автомобиль, драгоценность, любая другая реальная вещь,— значит сказать, что это лицо имеет право собственности на данную вещь.

Право собственности, как мы уже заметили выше, выступает как совокупность всех вещных правомочий, которые можно иметь в отношении данной вещи. Это—совокупность всех вещных прав, связанных с ней. Если эти правомочия начинают отделяться одно от другого, мы говорим, что собственность расчленяется для юридического оформления экономической жизни. Это расчленение может быть очень сложным и состоять из вещных прав, личных прав и прав, основанных на объединении лиц.

Рассмотрим это на примере нефтяного месторождения. Право на это месторождение принадлежит государству на основании его права на эксплуатацию недр. Это вещное право, представляющее собой результат расчлененного права собственности на землю. Собственником земельного участка продолжает оставаться то лицо, которому этот участок принадлежал; он имеет право на поверхность участка. Это дает ему основание требовать определенной платы, так называемого вознаграждения за разработку недр от тех, кто эксплуатирует нефтяное месторождение.

Но обычно государство не эксплуатирует месторождения; чаще всего оно предоставляет право разработки на длительный период специализированной организации, которая, как правило, представляет собой юридическое лицо, объединение. Таким образом, это последнее приобретает определенное имущество — концессию. Данное объединение состоит из акционеров, которые непосредственно и через это объединение имеют право на данное месторождение. Это — права, основанные на членстве в объединении. Объединение может заключить договор с организацией, перерабатывающей нефть. Последняя будет иметь право требования на нефть из данного месторождения. Таким образом, данное месторождение расчленяется юридически на большое число бестелесных вещей, каковыми являются отдельные права, касающиеся данного имущества.

55

Б. Сделаем еще один шаг вперед, и тогда мы заметим, что права, которые представляют собой предмет сделок, далеко не всегда имеют своим объектом конкретную вещь, определенное телесное имущество.

Ни патент, ни права члена товарищества, ни права, вытекающие из трудовых отношений между рабочим и предпринимателем на трудовое вознаграждение не касаются определенного реального имущества. И вместе с тем они сами по себе представляют собой имущество.

В современных условиях право создает такие имущества в очень широком масштабе, особенно в виде всякого рода монополий: перевозчик в состав своего имущества включает право на предоставляемые ему вагоны; собственник такси — свое право стоянки в Париже; собственник виноградника в Бордо — свое право указывать происхождение вина; изобретатель—свой патент; коммерсант—свою клиентуру.

Все это —бестелесное имущество в чистом виде. Рассматриваемые права не имеют никакого реального объекта. Тем не менее они имеют экономическую ценность; они могут быть предметом сделки; они участвуют в экономическом обороте как объекты обязательственных отношений.

Мы приходим, таким образом, к выводу, что всякое имущество состоит из прав, с той особенностью, что право собственности часто смешивают с той вещью, объектом которого она является. Вместо того чтобы сказать: «У меня есть право собственности на это имущество», говорят: «У меня есть это имущество»; сказать так проще и быстрее.

Однако такое словоупотребление не должно создавать иллюзий. Экономисты должны помнить, что имущество, которым они занимаются,—это не реальное имущество, а имущественные права. Мы об этом упоминали выше (п. 3) в связи с теми трудностями, которые возникли при разрешении проблем, связанных с Общим рынком. Даже тогда, когда речь идет о производстве и об обращении товаров, экономисты имеют дело не столько с реальными вещами, сколько с правами.