Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИЗЛ экзамен 3 курс 6 семестр ННГУ
Скачиваний:
81
Добавлен:
17.06.2022
Размер:
3.16 Mб
Скачать

5. Художественное своеобразие книги «Так говорил Заратустра» (жанр, символика, стиль). Понятие о «сверхчеловеке».

«Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» (1883—1884) — философский книга Фридриха Ницше.

Жанр и стиль

Книга состоит из четырёх частей, каждая из которых содержит притчи на различные морально-нравственные и философские темы. По стилю поэтически-ритмизи­рованную прозу сочинения относят к жанру «философской поэмы».

Новый язык философской мысли:

  • Метафоричность

  • Притчеобразность

  • Непоследовательность

  • Полемика и декларация афоризмов

  • Афористичность

  • Не систематизированные идеи, выраженные в образном метафорическом изложении.

Подобно Библии, книга Ницше балансирует на грани между философией, прозой и поэзией. Обращаясь к «ветхой древности», автор стремился противопоставить свою книгу Библии как воплощению отжившей своё иудео-христианской морали. Книга Ницше содержит как аллюзии (смоковница, огненный столп, стада, пастухи, проповедники), так и инверсии Библии («ближние» противопоставляются «дальним», исполнение Закона сменяется его нарушением).

Прототип Заратустры — пророк Зороастр, живший в 6-7в. до н.э.Ницше обращается к образу этого пророка и вкладывает в его уста свои идеи. Меня не спрашивали, а надо было спросить, что означает имя Заратустры именно в моих устах — в устах первого имморалиста: ведь то, в чём состоит неслыханная уникальность этого перса в истории, являет собою противоположность как раз этому. Заратустра первым увидел в борьбе добра и зла подлинный движитель всего и вся, и перевод морали на язык метафизики в качестве силы, причины, самоцели — это его рук дело. Но этот вопрос уже, по сути, заключает в себе и ответ. Заратустра создал это роковое заблуждение — мораль: следовательно, он же и должен первым его распознать.

Произведение приобретает притчеобразную форму, похожую на обращение Иисуса Христа к ученикам. Это аналог «Нового Евангелия».

Символика

Ницше использует огромное разнообразие символов для выражения философских мыслей художественными образами-символами. Три основные идеи: «сверхчеловека» (в противопоставление человеку), «воли к власти» и «вечного возвращения того же».

Световая и суточная символика в произведении по своей сути традиционна. Автор, например, акцентирует внимание на том, что окончание дня является необходимым условием зарождения утра. Эту идею он переносит на духовный рост человека, который должен умереть в духе, чтобы потом воскреснуть в новом духовном качестве – в «сверхчеловеке». Это должно произойти в «полдень».

  1. Образы

Канатаходец: Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, - канат над пропастью. Опасно прохождение, опасно быть в пути, опасен взор, обращенный назад, опасны страх и остановка. В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель. В результате козней Паяца канатоходец падает и погибает. Подобрав труп погибшего, мудрец покидает город. Его сопровождают Орёл и Змея.

Орел (сверхчеловек, светлая ипостась Заратустры) и змея (символ мудрости, и движения по кругу) сопровождают Заратустру.

Три этапа превращения духа – верблюд – лев - ребенок

Осел, или верблюд — вьючные животные, звери пустыни, покорность – ценности культуры основанной на христианстве. Верблюд – стадия зрелой человеческой личности, когда человек осознанно тащит свой груз обязательств4. Это состояние взрослого человека, который несёт ответственность за себя, за свои поступки, за свою семью, за своих детей и за людей, которые от него зависят. Он несёт свою ношу не потому что ему так велели, а потому что он сам так решил, т.е. это достаточно высокая стадия развития духа по сравнению со стадией автоматической жизни.

Лев — зверь, сбрасывающий с себя бремя. Лев - это воин в пустыне, который каждую секунду должен ждать нападения врагов. Его жизнь - постоянная война, причём война всерьез. Стадия льва имеет много преимуществ: это свобода, отказ от общепринятых правил поведения, но, с другой стороны, это - стадия постоянного конфликта с окружающим миром. Лев может бороться с прежними ценностями, разрушать их, но он пока ещё не может созидать новые ценности, т.к. все силы он тратит на борьбу, но он создает себе свободу для нового созидания.

Дракон. В пустыне дух льва встречается с великим драконом, дракон - это бремя внешних обязательств. Великий дракон называется – «ты должен». «Я хочу» не должно существовать, так говорит дракон. Лев сражающийся с драконом и побеждает его.

Ребёнок - это существо, которое заново, играя, строит мир, он ничего не знает о том, как нужно, как должно, он просто смеётся и играет, устанавливает свои собственные правила, при этом ни на секунду не забывая, что это игра. Взрослая жизнь по правилам тоже вырастает из детской игры, но люди забыли, что они сами создали эти правила, а для ребёнка жизнь – это игра до тех пор, пока он не перестаёт играть. Правила существуют до тех пор, пока эта игра длится, потом он принимает другую игру, где могут быть абсолютно другие правила. Эта стадия блаженной, невинной мудрости, свежести духа, которая доступна единицам, но к этому нужно стремиться и создавать свои ценности, строить свой собственный мир.

Карлик, дух тяжести – темная ипостась Заратустры (мешает ему войти в ворота вечности, говорит, что Заратустра уже проходил этот путь и только повторит его, Заратустра останавливается потому что еще пессимистично смотрит на идею вечного возвращения)

Понятие сверхчеловека

Идеал непрерывного жизнетворчества и обновления трагедии образно представлен Ницше в книге «Так говорил Заратустра» (1883— 1884), где отшельник 33 лет, соединив в себе «мудреца» и «зверя», принимает решение спуститься с горы в долину. «Сверхчеловечество» Заратустры в том, что он как проповедник новой религиозности и художник ищет «неба» на земле, в себе самом — поэтически-музыкальном единстве мысли, слова, поступка. Как гибнущий и возрождающийся Дионис, Заратустра учится все время входить в жизнь заново. Он обещает человеку силу, поднимающую его ввысь. Таким образом, «Сверхчеловек», согласно концепции Ф. Ницше, – вершина духовной эволюции человечества. Это создатель нового мира, творец новых законов, опирающийся на свой разум, а не на предрассудки. Только «лучшие», «высшие» люди наделены внутренней свободой, «волей к власти». Человек, утверждает Ф. Ницше, ценен не сам по себе, а только как переход, путь к сверхчеловеку, к новому этапу духовной эволюции: «В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель» («Так говорил Заратустра», 1884).

Образ «сверхчеловека» – это образ человека, индивидуалистически преодолевающего нынешний мир и нынешних людей; это также и идея «человека будущего», оставившего позади современность с её пороками и ложью. Образ «сверхчеловека» – это и культ сильной личности, одержимой волей к власти (могуществу). Это не призыв к тотальной расправе со слабыми, а протест против рутинной, пошлой обывательской мерки жизни, по которой «слабые» кроят «сильных». В произведении «Так говорил Заратустра» он описан апофатически, выстроен через отрицание среднего человека, человека толпы, его апофатика – это превосходство над ничтожеством жизни. В.С. Соловьёв определил сверхчеловека как состояние высшего напряжения творческих сил человека, лишь стремление к которому и делает человека человеком.