Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИЗЛ экзамен 3 курс 6 семестр ННГУ
Скачиваний:
81
Добавлен:
17.06.2022
Размер:
3.16 Mб
Скачать

27. Система персонажей пьесы «Дом, где разбиваются сердца». Реминисценции и аллюзии.

Первая мировая война стала для Шоу потрясением. В 1914 г. он публикует памфлет «Здравый смысл о войне». «Война величайшее преступление против человечества, метод разрешения конфликтов наиболее варварским способом!». Шоу писал о том, что в развязывании войны виновна не только Германия, но и другие империалистические державы. Самым значительным произведением тех лет была пьеса «Дом, где разбиваются сердца». Шоу начал работать над ней еще до начала войны, в 1913 г., но закончил в 1917 и опубликовал в 1919 г.

«Дом, где разбиваются сердца» - итог всего предшествующего творчества писателя, и вместе с тем это широкая обобщающая картина жизни предвоенной Англии. Шоу пишет об обреченности буржуазного мира; он смело ставит тему крушения капиталистического общества. Острота социальной критики сочетается здесь с глубиной проникновения в психологию героев - представителей буржуазной английской интеллигенции.

Пьеса имеет подзаголовок: «Фантазия в русском стиле на английские темы». Обращаясь к изображению жизни современной ему Англии, Шоу опирается на традиции Л. Н. Толстого и А. П. Чехова. В тематическом отношении «Дом, где разбиваются сердца» непосредственно перекликается с «Плодами просвещения» и «Вишневым садом». Влияние чеховской драмы на Шоу было особенно значительным. Шоу писал, что был очарован выведенной чеховской темой никчемности «культурных бездельников, не занимающихся созидательным трудом. Пьеса Шоу полна реминисценциями и аллюзиями Вишневого сада.

В пьесе Шоу сложная, запутанная интрига, реальное в ней сосуществует с гротеском и фантастикой. Герои — люди отчаявшиеся, разуверившиеся в жизненных ценностях, не скрывающие своей никчемности и порочности. Все непрочно и обманчиво в их мире, все построено на зыбком фундаменте. Паутина лжи опутывает отношения людей. Каждого ждут горькие разочарования. Элли Дэн убеждается в том, что любимый человек обманывал ее. И сама она обманывает Менгена, решив стать его женой по расчету. Обманут Мадзини Дэн, полагавший, что Менген был его другом и благодетелем: на самом деле Менген разорил его. Люди утрачивают чувство доверия. Каждый из них бесконечно одинок.

Процесс духовного «оголения» составляет драматическую основу пьесы. У героев них нет определенных целей и стремлений, нет идеалов. Шоу приводит на суд истории своих персонажей, каждый из которых воплощает определенную тенденцию культурного и духовного развития Англии.

Центральный образ пьесы - образ дома-корабля, «дома, где разбиваются сердца». Это здание ассоциируется и с английской песней о Британии как владычице морей («Правь, Британия! Британия, правь над волнами»), и с легендой о корабле - призраке («летучем голландце»), и, наконец, с Ноевым ковчегом, заселенным самыми различными экземплярами утопающего мира. Этот дом - символический образ буржуазной Англии, стоящей на грани великой исторической катастрофы. Под крышей этого символического здания собраны разные люди, представители трех поколений.

Хозяин дома — восьмидесятилетний капитан Шотовер. В молодости он совершал романтические морские приключения, но с годами стал скептиком. Он называет Англию «темницей душ». Из всего, что завещано «юной Англии» предшествующими поколениями, наибольшей реальностью обладают лишь воспоминания о давно минувшем историческом прошлом, в котором Шоу, при всем своем скептическом отношении к нему, находит и некоторые здоровые начала. Носитель героических традиций английской истории, капитан Шотовер выступает в роли обвинителя на этом своеобразном суде истории. Он с презрением и гневом судит современность. Дряхлый моряк, живший когда - то бесстрашно направлявший свой корабль в гущу арктических льдов, чужд и поблекшему романтизму своих детей, и их убогому прозаическому практицизму. Но и он, этот обломок далекого прошлого, не может приостановить слишком далеко зашедший процесс распада цивилизации. Об этом свидетельствует само состояние его дома, где царит хаос и беспорядок, где все обветшало, прогнило и пришло в состояние негодности. Уже много лет здесь никто не заботится о чистоте и уюте, обитатели жилища давно махнули рукой на жизнь и кое - как коротают свой век. Дряхлому владельцу обреченного «корабля» уже не под силу плыть против течения. Буржуазная цивилизация исчерпала себя, и ей осталось только одно - саморазрушение.

Представители среднего поколения, дочери Шотовера, Гесиона Хэшебай и Эдди Этеруорд, и их мужья, обрисованы сатирически. Они живут скудно, бесплодно и понимают это, но они лишены энергии, способны лишь жаловаться, делать друг другу язвительные замечания и болтать по пустякам.

Процесс распада буржуазной Англии коснулся и сферы самых интимных человеческих эмоций, превратив их в орудие смерти и разрушения. Ни нежность Гесионы, ни чувственное обаяние ее сестры леди Этеруорд не способны спасти гибнущий мир и вдохнуть в него живую душу. Любовь здесь превратилась в жестокую игру, и ей предается не только Ариадна, это воплощение колонизаторских рабовладельческих нравов империалистической Англии, но и кроткая женственная Гесиона. Нить Ариадны — нет выхода из какой либо трудной, запутанной ситуации. Она не поможет своему возлюбленному выйти из ситуации.

Изящный джентльмен Гектор Хэшебай выступает в как олицетворение романтизма. Этот пылкий фантазер, как показывает Шоу, был всю жизнь «рыцарем лжи». Всю жизнь он обманывал себя и других своими выдумками. Собственная реальная жизнь не удовлетворяла его (а это пренебрежение к реальности для Шоу и есть главное «преступление» романтизма), и он придумывал себе другую, полную героических подвигов и чудесных приключений. Годы шли, и его пылкое воображение, растраченное на ложь, истощилось. Он перестал верить самому себе, не верят ему и другие. «Романтизм» превратился в немолодого джентльмена, уставшего от лжи, - бывшего красавца, утратившего веру в свою неотразимость.

Единственный человек дела — Менген. Его ненавидит Шотовер. Он хранит у себя запасы динамита, чтобы взорвать ненавистный окружающий мир, в котором, как говорит Гектор, почти нет порядочных людей. Изжила себя его философия трезвого практицизма. Менген (=Лопахин) - тоже весь состоит из лжи и подделок. Поддельна его энергия, его богатство, его деловитость. У него нет ни денег, ни деловых способностей, нет ничего за душой, кроме фальшивой репутации преуспевающего дельца, с помощью которой он умудряется кое - как держаться на поверхности жизни. Из всех обитателей дома - корабля он фвнушает Шоу наибольшую ненависть, ибо именно «из - за таких, как он, мир превратился в кормушку для свиней». Гость из Манежа, случайно очутившийся на борту корабля, Менген оказался самым беззащитным перед судом истории. Этот делец - марионетка, как и вся представляемая им система, прогнил изнутри и может держаться лишь благодаря искусственным подпоркам. Объятый предсмертной тоской, он мечется по сумеречному дому капитана Шотовера и вместе со своим собратом по ремеслу профессиональным вором Дэном гибнет в пламени начинающегося пожара. Обнажая грабительскую сущность капитализма, эта символическая ситуация вместе с тем предрекает ему скорую и неминуемую гибель.

Среди немногих положительных персонажей — юная леди Элли Дэн (Аня, Петя Трофимов). В ней сочетаются склонность к романтическим иллюзиям и практицизм. Элли отчасти наделена чувством собственного достоинства и жаждой лучшей жизни. Она олицетворяет собой МОЛОДУЮ АНГЛИЮ, у которой нет будущего. Ее иллюзии гибнут, соприкоснувшись с жестокой правдой жизни. Несостоятельными оказываются и ее романтическая влюбленность в высокопарного лжеца Гектора, и предполагавшийся брак по расчету с богатым дельцом Менгеном. В истории Элли Дэн присутствует некоторый оттенок литературной пародии. В число изживших себя культурных ценностей буржуазного мира Шоу включает и примелькавшиеся литературные стандарты. Традиционная мелодраматическая ситуация - юная девушка, разочаровавшаяся в своем первом чувстве, выходит замуж за богатого старика - также отжила свой век, как и романтизм Гектора, и практицизм Менгена.

Финал пьесы символичен.

Предзнаменование краха устоявшейся жизни фигурирует в последней пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад», и это предощущение оказывается донельзя актуальным для пьесы Б. Шоу. Предчувствия А. П. Чехова обернулись российской революцией, которая привела к кардинальной смене государственного строя в России. Б. Шоу заканчивает свою пьесу уже после столкновения с войной, явившейся, как ему представляется, результатом бездействия интеллигенции.

Подсознательное и сознательное стремление к смерти живет и в разбитых сердцах персонажей драмы. Устав от жизни, они хотят умереть. Этим духовным состоянием буржуазного общества и подготовлена та оргия всеобщего разрушения, на которую намекает финал пьесы. Немецкий бомбардировщик роняет бомбу на склад динамита, расположенный поблизости от дома - корабля. Пламя вспыхнувшего пожара, несомненно, распространится и на весь старый мир, недаром уставшие от жизни обитатели дома мечтают о возвращении бомбардировщиков. мысль о самоубийстве, о гибели во время очередной бомбардировки кажется им спасительной: «Смысла в нас нет ни малейшего. Мы бесполезны, опасны. И нас следует уничтожить».