Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Yusha_Zhanna_M_Doktorskaya_dissertatsia_2017.pdf
Скачиваний:
22
Добавлен:
05.05.2022
Размер:
10.32 Mб
Скачать

301

Глава 6 Календарно-обрядовый фольклор

В духовном наследии многих народов особое место принадлежит календарным обычаям и обрядам. «Связанные с трудовой деятельностью народов, обычаи и обряды годового цикла – сложное общественное явление. Они отражают этническую, социально-политическую, историко-культурную жизнь народов на разных этапах развития. <…>. Мы вправе рассматривать их как концентрированное выражение духовной и материальной культуры любого народа, они несут на себе печать этнической специфики» [Джарылгасинова, 1989, с.4]. Сказанное в полной мере относится к календарной обрядности тувинцев Китая.

Согласно народному календарю годовой цикл у тувинцев Китая разделен на четыре сезона (дөрт шаг). Это весенний, летний, осенний и зимний циклы. Однако годичный календарь тувинцев, как и у монголов, включает в себя «два основных сезона – весенне-летний и осенне-зимний» [Жуковская, 2002, с.45]. По мнению известного этнолога С.А. Токарева, более архаичной формой календаря является деление года на два сезона, которое прослеживается в скотоводческой традиции [Токарев, 1983, с.96].

Как свидетельствуют наши полевые материалы, у китайских тувинцев до настоящего времени календарно-обрядовый цикл представлен в полном виде, обусловленный тем, что они до сих пор ведут традиционный образ жизни. Календарная обрядность представлена тремя важными ритуалами. В зимний период – Шагаа (встреча Нового года по лунному календарю), в летний – оваа дагыыры (освящение обо), в осенний – чула (буддийский праздник тысячи лампад).

Эти праздники являются самыми любимыми и отмечаются всем народом. К ним готовятся заранее, в течение календарного года. Главное здесь не только в проведении конкретных обрядов, суть в том, что эти празднества являются своего рода консолидирующим фактором, объединяющим тувинцев в единый этнос.

302

Кроме названных ритуалов, в настоящее время отдельные семьи по совету буддийских лам совершают обряды суг дагыыры (освящения реки), от дагыыры (освящения домашнего очага), которые можно отнести как к календарным, так и к семейным ритуалам.

Как уже было отмечено в предыдущих главах, во времена культурной революции традиционные обряды были запрещены. Преследовалось любое проявление этнической идентичности, будь то ношение национального костюма или использование резной деревянной посуды. В те же годы гонениям подверглись служители культа: ламы и шаманы.

Во время депортации тувинцев с родных мест (1957-1982 гг.), ими тайно проводились семейно-бытовые обряды, сохранности которых способствовали недоступность мест проживания тувинцев, отдаленность от центра. Из календарных обрядов не прекращалась традиция празднования Шагаа – Нового года по восточному лунному календарю, так как новогодняя традиция по времени празднования совпадала с китайской.

Из числа календарных обрядов в те годы было запрещено проведение только традиционного летнего ритуала оваа дагыыры (освящение обо), поскольку революционно настроенные китайские власти его относили к разряду религиозных ритуалов, в которых усматривались «отсталые взгляды» народа. К тому же почитаемые тувинцами священные места, где были установлены сооружения оваа, остались в родных местах, а они жили на чужбине. Традицию освящения обо китайские тувинцы возобновили только с 1982 г. после их реабилитации и возвращения в родные края.

В данной главе рассмотрим наиболее важные весенне-летние ритуалы и празднества тувинцев: Шагаа (встречу традиционного Нового года), оваа дагыыры (освящение обо), а также роль традиционных состязаний в календарной обрядности. В работе не рассматривается проведение Чула - буддийского праздника тысячи лампад, поскольку в этом религиозном празднестве отсутствуют фольклорные тексты.