Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИМПЛИКАТУРЫ.docx
Скачиваний:
4
Добавлен:
26.11.2019
Размер:
46.25 Кб
Скачать

Коммуникативные неудачи.

Незапланированные, случайные нежелательные импликатуры. Астрологический прогноз Павла Глобы, НТВ, 27 ноября неизв. какого года: Сегодня не следует вступать в драку и конфликт с близкими - импликатура ‘в другие дни следует или, по крайней мере, не возбраняется’, которая, конечно, подавляется, но, возникая, вызывает недоумение. Ср. неудачный комплимент: Сегодня вы выглядите прекрасно! (в другие дни - не очень) Вы сегодня такая красивая! — Только сегодня? (т/с «Обреченная стать звездой»). Тост, о котором я говорил, также пример незапрограммированного возникновения нежелательной импликатуры: Я хочу пожелать, чтобы мы еще очень долго работали под вашим руководством.

Илья Глазунов, ТВ, вроде защищая Левитана от “наезда” журналиста, назвавшего его заурядным художником: Будучи евр`еем, Левитан любил Россию, ее природу ... [и т.д.] Формально фраза не содержит ни хотя, ни несмотря на. Тем не менее, на уровне импликатур это есть. Ведь зачем-то он это сказал! Следовательно ...

Олег Леонидович не даст соврать! … Евгения Наумовна не даст соврать! … И. Б. не даст соврать! (бывшая студентка, отвечающая за связи с общественностью, на ректорате).

Игровое употребление импликатур.

Неправомерные выводы, обыгрывание: Геннадий: Вот, познакомьтесь. Наш капельмейстер. Уж он сделает музыку, будьте спокойны. Отец его жил в одном доме с Чайковским (Булгаков. Багровый остров. [Пьеса]). Это импликатура, восстанавливается связывающий компонент.

Анекдот. Гаишник представляется: Капитан Иванов. Жена, двое детей и теща.

Говорите медленнее, я блондинка.

Каждый, кто докажет документом, что он член, получает скидку в 83 1/2 %, — гласил плакат, — все не члены получают такую же!! (М.Булгаков. Торговый дом на колесах).

Жена мужу телеграмму с курорта: Но люблю я только тебя!

Кооперативность, по умолчанию не выражается и т.п. Нарушение этого в анекдоте:

Ватсон звонит Холмсу. — У меня заболел пудель. Помнится, вы говорили мне, что у вас болел ваш спаниель. Что вы предпринимали? — Я дал собаке диметилизоглюконат. Через день Ватсон снова звонит Холмсу: — Я дал пуделю этот глюконат, и он сразу сдох. — Мой спаниель тоже сдох сразу.

Один техник захотел у нас после мытья, конечно, одеться. И вдруг он с ужасом замечает, что весь его гардероб украли. И только вор, добрая душа, оставил ему жилетку, кепку и ремень (М. Зощенко. Баня и люди). (Кстати, неслучайна позиция только перед предложением в целом. Если было бы: ... оставил ему только..., то это бы значило: .. ‘не оставил ничего больше’, и тогда добрая душа звучит уже иронически). Самым простым способом обозначить индивида является собственное имя или дейктическое или анафорическое местоимение, не отягощенное никакой информацией; если употребляется имя нарицательное, имеющее смысл, образованный скрытой дескрипцией, следовательно, этот смысл релевантен для высказывания и нужно найти, вычислить, вывести такую интерпретацию, которая позволяла бы объяснить роль смысла имени. Если найти такую интерпретацию не удается, то возникает комический эффект и далее может находиться ироническая интерпретация. Ср. у Булгакова: Напившись, литераторы [Берлиоз и Иван Бездомный] немедленно начали икать... Поэт ... внимательно слушал Михаила Александровича, уставив на него свои бойкие зеленые глаза, и лишь изредка икал, шепотом ругая абрикосовую воду. (Это поэт и литераторы в кавычках). Ох,..., Василий Иванович! Чувствовало ли твое благородное сердце житейский подвох? Предвидел ли ты все мелочи жизни? Не дрогнула ли у тебя стальная рука, привязывая галстук? (Зощенко. Мелкий случай).

Детей ... никогда не надо бить ножом или вообще чем-нибудь железным, а женщин, наоборот: никогда не следует бить ногой (Д.Хармс. Воспоминания одного мудрого старика).

Всякий, входящий в Грибоедова, прежде всего знакомился ... с групповыми, а также индивидуальными фотографиями членов МАССОЛИТа, коими (фотографиями) были увешаны стены лестницы, ведущей во второй этаж (Булг. М. и М.).

Обыгрывание погашения, подавления импликатур. Эти импликатуры также могут “подавляться”, и то, что это именно импликатуры, результат вывода, а не часть значения, как в случае с презумпциями, может использоваться и обыгрываться. Вот граница! - сказал Ноздрев: - все, что ни видишь по эту сторону, все это мое и даже по ту сторону, весь этот лес, который вон синеет, и все, что за лесом, все мое (Гоголь) - где импликатура, порождаемая обстоятельством и усиливаемая словами Вот граница! входит в противоречие с дальнейшими утверждениями.