Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
T-8_Dok-va_i_dok-e_Kovtun_2002.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
25.11.2019
Размер:
157.7 Кб
Скачать

4. Понятие и классификация доказательств

Каждое из обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу, может быть установлено (доказано) лишь при помощи доказательств.

Законодатель определяет доказательства, как любые сведения, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель в порядке, определенном уголовно-процессуальным законом, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела (ч. 1 ст. 74 УПК).

Отказавшись в норме закона от определения доказательств, как «фактических данных» (данных о фактах; ч. 1 ст. 69 УПК РСФСР), законодатель, в нормах УПК РФ, признает доказательствами «любые сведения» (ч. 1 ст. 74 УПК). Буквально это означает, что доказательствами являются не только те сведения, достоверность которых уже установлена в процессе доказывания, а все те сведения, которые собираются, проверяются и оцениваются как в досудебном производстве, так и в суде11.

Характеристика доказательств, как любых сведений, не совсем корректна, ибо включает в себя любые, в том числе неизвестно откуда появившиеся в рамках производства по делу, сведения, источник происхождения которых либо сомнителен, либо вообще неизвестен следственным органам или суду (к примеру, анонимные сообщения, конфиденциальные данные оперативно-розыскных мероприятий и т. п.). В данной связи, категория «любых сведений» вряд ли будет воспринята уголовно-процессуальной наукой и следственно-судебной практикой без дополнительных к тому пояснений. Тем более что сам законодатель, нередко, противоречит себе, требуя, в частности, в ст. 87 УПК проверки (установления) источника получения доказательств, а в п. 2 ч. 2 ст. 75 УПК, не признавая в качестве (допустимых) доказательств показания свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности.

Противоречит подобное определение доказательств и научной доктрине, где под доказательствами традиционно понимают либо12:

1. фактические данные (то есть – данные, сведения (информация) о фактах; В.Д. Арсеньев, Л.М. Карнеева, Р.С. Белкин и др.);

2. диалектическое, неразрывное единство фактических данных (сведений (информации) о фактах) и, предусмотренных законом источников откуда эти сведения (данные) получены (М.С. Строгович, П.А. Лупинская, П.С. Элькинд и др.);

3. факты объективной реальности и фактические данные, при помощи которых они установлены (В.Т. Томин, А.И. Трусов и др.).

Несмотря на кажущееся различие данных подходов, они не противоречат друг другу по сути, ибо, во-первых, раскрывая содержание первой и третьей подгруппы, их авторы все также считают необходимым указать, что те или иные сведения (данные о фактах) могут быть восприняты в качестве доказательств по делу только в том случае, если известен законный источник их происхождения и этот источник может быть проверен в результате уголовно-процессуальной деятельности. Во-вторых, уже практически не является предметом научных дискуссий тезис о том, что как сведения о фактах служат средством установления искомых (входящих в предмет доказывания) фактов, так и установленные (доказанные) в ходе производства по делу факты служат средством доказывания (установления), еще не установленных, но подлежащих познанию фактов.

В данной связи ч. 2 ст. 74 УПК РФ, называет не столько сами доказательства, как их именует законодатель, сколько, предусмотренные законом и исчерпывающие, источники их происхождения, а именно:

– показания свидетеля, потерпевшего, обвиняемого, подозреваемого;

– заключение и показания эксперта;

– вещественные доказательства;

– протоколы следственных и судебных действий;

  • иные документы.

Только в единстве своего содержания (сведений о фактах, подлежащих доказыванию) и надлежащей процессуальной формы их получения (источника) доказательство может служить легитимным средством доказывания. Существенна и оговорка законодателя в вопросе о том, что в качестве уголовно-процессуальных доказательств могут быть восприняты только те сведения, которые устанавливают наличие или отсутствие общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом; виновность лица, его совершившего, и иные факты и обстоятельства, входящие в общий или специальный предмет доказывания по делу. Характеризуя собой признак (свойство) относимости доказательств, он не позволяет включать в орбиту доказывания любые сведения, в том числе не имеющие отношения к данному делу.

Доказательства могут быть классифицированы по следующим основаниям:

1) по отношению к предмету доказывания: на прямые и косвенные;

2) по механизму их формирования и носителю доказательственной информации: на личные и вещественные;

3) по источнику получения сведений: на первоначальные и производные;

4) по отношению к предмету обвинения: на обвинительные и оправдательные.

Прямые – это те доказательства, которые прямо указывают на событие преступления и виновность лица в его совершении (к примеру, показания свидетеля, непосредственно наблюдавшего факт совершения преступления, показания потерпевшего и т. п.).

Косвенные – указывают на иные обстоятельства, не входящие непосредственно в предмет доказывания по делу, однако, дающие основание для определенных выводов о данных обстоятельствах (показания свидетелей о конфликтных взаимоотношениях обвиняемого с потерпевшим; о том, что лицо, обвиняемое в совершении преступления, видели не месте преступления и т. п.).

В отличие от прямых, процесс доказывания при помощи косвенных доказательств, нередко, носит двух-трех (и более) ступенчатый характер, когда только посредством целой системы косвенных доказательств удается «выйти» на обстоятельства и факты предмета доказывания. Поэтому, процесс доказывания при помощи косвенных доказательств, требует соблюдения ряда условий: а) они должны образовывать систему (косвенных) доказательств; б) внутри этой системы (косвенные) доказательства не должны противоречить друг другу; в) они должны быть объективно достаточны для выводов о доказанности определенных обстоятельств предмета доказывания.

Личные – это доказательства (сведения), которые не имеют материальной формы (все виды показаний; заключение эксперта).

Вещественные – по носителю доказательственной информации всегда имеют форму материального кода (вещественные доказательства, протоколы следственных и процессуальных действий, протокол судебного заседания, иные документы).

Первоначальные – это сведения (доказательства), полученные непосредственно от первоначального носителя (источника) доказательственной информации (показания непосредственного свидетеля преступления, подлинник фиктивной накладной, орудие убийства и т. п.).

Производные – сведения, полученные из вторичного (производного) носителя доказательственной информации (показания со слов другого лица, фотокопия фиктивной накладной, слепки и оттиски следов, обнаруженных на месте преступления, и т. п.).

Обвинительные – это сведения (доказательства) о фактах, усугубляющих виновность конкретного лица в совершении, расследуемого деяния.

Оправдательные – сведения о фактах, которые исключают или смягчают вину и ответственность конкретного лица (обвиняемого). Последняя классификация достаточно условна, так как обвинительные доказательства в отношении одного лица (обвиняемого), могут одновременно оказаться оправдательными в отношении другого, и наоборот.

Кроме доказательств (сведений о фактах), теория доказывание оперирует еще целым рядом категорий, в частности, различая: преюдиции – обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором, которые не требуют доказывания в рамках производства по другому делу, если они не вызывают сомнений у суда (ст. 90 УПК РФ). общеизвестные факты – это факты, которые в силу их общеизвестности не нуждаются в доказывании, пока они (обоснованно) не оспариваются одной из сторон (днем – светло; Москва – столица РФ и т. п.); подобные факты – факты аналогичные доказываемым, которые не находятся с ними в причинно-следственной или иной доказательственной связи (идентичный способ совершения преступлений: «дело Чикатило», «дело Михасевича» и т. п.). Сами по себе подобные факты доказательствами не являются и каждый из них должен быть доказан системой доказательств, имеющихся в деле.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]