Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вопрос 18.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
23.11.2019
Размер:
1.09 Mб
Скачать

Теоретические идеи йенских романтиков

Наиболее значительная роль в создании теории романтического искусства принадлежала братьям Шлегелям. Они требовали полной свободы для художника. Вслед за Гердером Шлегели отстаивают идею исторического развития искусства, современную фазу которого они видят в романтизме. «Романтическая поэзия есть прогрессивная универсальная поэзия», — пишет Фр. Шлегель. В своих берлинских и венских лекциях А.-В. Шлегель настаивает на преображающем действительность характере романтического искусства. Принцип свободы, провозглашавшийся немецкими теоретиками романтизма, на практике означал неограниченное индивидуальное своеволие, а в искусстве — полнейший произвол творческой личности.

Романтическая ирония

Одним из важных положений эстетики Фр. Шлегеля явилась теория романтической иронии. В противовес односторонней серьёзности просветительского мышления ирония вскрывала относительную ценность жизненных явлений. В иронии этого типа «все должно быть шуткой и все должно быть всерьёз». «Она вызывает в нас чувство невозможности и необходимости всей полноты высказывания», — писал Фр. Шлегель. Вырастая из критического отношения к действительности, романтическая ирония на практике часто приводила к крайнему субъективизму, но утверждаемый ею принцип относительности существующих ценностей и понятий нёс в себе рациональное начало.

В своих философских исканиях йенцы обратились прежде всего к философии Канта и пришли к выводу, что познание прежде всего является самопознанием. Личность творит свой мир. Они оставили в стороне кантовскую «вещь в себе» и обратились к идеям Фихте. Абсолютное «я» Фихте йенцы трактовали как «я» отдельной личности, считая её беспредельно свободной. Йенские романтики утверждали первостепенное значение искусства в мироздании в целом, а центром этого мироздания личность художника, силой своего воображения создающего мир.

Вскоре после смерти Новалиса в 1801 году йенская группа распадается.

Август Вильгельм (8.9.1767, Ганновер, — 12.5.1845, Бонн), немецкий историк литературы, писатель. Брат Ф. Шлегеля (См. Шлегель). Изучал классическую филологию в Гёттингенском университете (1787—91). С 1818 преподавал в Боннском университете историю литературы, занимался санскритологией; один из основоположников сравнительного языкознания. Принадлежал к йенскому кружку нем. романтиков (см. в ст. Романтизм). В своих работах (берлинский курс лекций о литературе и искусстве, 1801—04, изд. 1884; венские лекции о драматическом искусстве и литературе, 1808, изд. 1809—11) дал первое систематизированное изложение историко-художественной концепции романтизма, получившее европейскую известность. Новому, романтическому искусству отчётливо противопоставлял древнее, античное. Видный теоретик художественного перевода, сам Ш. переводил сочинения Данте, П. Кальдерона, Ф. Петрарки; непревзойденными остаются его переводы драм У. Шекспира. Собственно творчество Ш. («Поэтические сочинения», 1811; драмы) развивалось в русле классицизма.

        Фридрих (10.3. 1772, Ганновер, — 12.1.1829, Дрезден), немецкий критик, филолог, философ-идеалист, писатель, теоретик Романтизма. Брат А. В. Шлегеля (См. Шлегель). Изучал классическую филологию в Лейпциге. В статьях 90-х гг., написанных под влиянием И. И. Винкельмана, видел в древнегреческой поэзии прообраз истинного искусства, воплощение «объективно-прекрасного», резко критиковал культуру и искусство нового времени за господство «манерного, характерного и индивидуального», смешение жанров, неустанное стремление к «новому, пикантному и поразительному» и т.п. («Об изучении греческой поэзии», 1797). В 1796—1801 в Йене; издавал вместе с А. Шлегелем журнал «Атенеум» («Athenaeum», 1798—1800), сформулировал программные идеи йенского кружка романтиков. Утверждая теперь специфическую ценность современного, «романтического» искусства (в его отличии от «классического», античного), вершинами его считал Данте, Шекспира, Сервантеса, Гёте. В многочисленных фрагментах и афоризмах выдвинул утопический идеал новой, универсальной поэзии и культуры, эстетически преображающей мир, устремленной к «бесконечной полноте универсума», находящейся в непрестанном процессе творческого становления, принципиально незавершённой, постоянно рефлектирующей по поводу себя и своих созданий, сливающей воедино искусство, философию, науку и религию (прообраз такого слияния Ш. видел в древней мифологии и мечтал о новой мифологии, зачатки которой усматривал в новейшем естествознании и послекантовской идеалистической философии, — «Разговор о поэзии», 1800). С этим связано учение об иронии (См. Ирония) как выражении незамкнутой динамики мира и познания, «чувства целого», побуждающего художника к постоянному самовозвышению над ограниченностью своего «Я», изображаемого материала и средств изображения. Роман, эта «энциклопедия духовной жизни» индивида, — высший жанр новой поэзии, его идеальные образцы — «В. Мейстер» Гёте и «Дон Кихот» Сервантеса. В неоконченном и фрагментарном по форме романе Ш. «Люцинда» (1799), вызвавшем обвинения в «непристойности», содержалась романтическая теория любви и брака как духовно-телесного единства, гармонического взаимодополнения мужчины и женщины.

         В 1802—04 Ш. — в Париже, издаёт журнал «Европа» (1803—05), проникнутый идеей духовной общности европейской культуры. В «Истории древней и новой литературы» (т. 1—2, 1813—15), продолжающей традиции И. Г. Гердера и занимающей значительное место в утверждении романтического историзма, национальной литературы рассматриваются в их неповторимой индивидуальной целостности как выражение духовной жизни народа в тесной связи с религиозной, философской и политической историей. После обращения в католичество (1808) Ш. жил в Вене, с 1809 — на австрийской государственной службе, сотрудничал с Меттернихом. Республиканизм и приверженность идеям Великой французской революции в 90-х гг. сменились теперь консервативно-романтическим идеалом «истинной империи», олицетворяемой австрийской сословной монархией [журнал «Конкордия» («Concordia»), 1820—23]. В «Философии жизни» (1828), «Философии истории» (т. 1—2, 1829), «Философии языка и слова» (1830) развивал идеи универсальной «христианской философии». Критикуя различные философские системы, особенно немецкий классический идеализм, как формы «расколотого сознания», предпосылкой подлинной «философии жизни», основанной на принципах христианского «спиритуализма», считал восстановление внутренней целостности человеческого сознания в единстве всех душевных способностей (разума, фантазии, воли и т.д.).

         Ш. — один из основоположников немецкой санскритологии и сравнительного языкоз