Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
славяне.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
10.11.2019
Размер:
328.19 Кб
Скачать

Первый случай применения liberum veto. Реляция о срыве сейма (1652 г.)

[Из Варшавы, с сейма 1652 г.] ...Посольская изба, по своему обыкновению заполняя дни раздорами и спорами, не приступала к продолжению совещаний с панами сенаторами и не пошла наверх, в сенат, как установлено, за 5 дней до закрытия19. Не пошли они ни за четыре, ни за три, ни за два дня, а в последний день. Препятствие возникло по следующей причине. В среду князь Радзивилл, гетман литовский, ехал в замок по Пивной улице, мимо двора Покшивицкого. Там стояла запряженная карета пана старосты. Всадники сперва оскорбили возницу и гайдуков, потом сам гетман крикнул: бей! Были убиты два гайдука пана старосты, а возница, может, и вылечится. Люди пана старосты тоже порубили немало литвы20, но сила взяла верх, и литва даже ворвалась в дом. Это преступление вызвало задержку дня на два, ибо паны пруссаки21 не желали ни к чему приступать, пока не будет судебного разбирательства. Едва лишь в пятницу удалось удовлетворить панов пруссаков тем, что посольская изба прежде всего обратится наверх и будет просить короля, чтобы приказал дело рассудить. Так и было решено, чтобы судить. В тот же день была дана отсрочка до субботы. В субботу паны коронные22 стали сильно нападать на пруссаков по поводу уплаты прошлых податей – они хотели в случае, если сейм будет сорван, свалить вину на прусскую землю... Но когда паны пруссаки публично дали понять, что вместе с городами23 будут насмерть стоять при короле, то их милости совсем взбеленились. И потом, когда Речь Посполитая просила о продлении до понедельника, один из литовских послов закричал: «Я не дозволяю продления!» – и неожиданно выбежал, заявил протест и сразу же переправился на другой берег Вислы. И так-то был спет реквием сейму. Но как бы он, не дай боже, не стал реквиемом Польше.

Отрывок из произведения Станислава Конарского «о действительной форме совещания», изданного в 1760-1763 гг.

…Мы жалуемся на несправедливые и часто бесстыдно продажные трибуналы и суды, на безнаказанные клятвопреступления, которые превратились уже почти в привычку и стали второй природой... на непереносимые обиды от более знатных и сильных, на то, что повсюду много тиранов и тирании над более слабыми. Что войск в стране для внутренней безопасности слишком мало… Каждый гражданин словно ни о чем другом не думает, лишь бы ему было хорошо, а остальные пусть погибают... Государственная казна беднее и хуже устроена, чем во многих иностранных городишках. Торговля в стране совсем упала... стала ненавистна купцам из-за кожедерства панов... Крайняя нищета крепостных. Разорение городов и местечек. Страна полна порченой монеты, нет золота и серебра, нет заботы о том, чтобы охранить страну от прилива самых плохих денег из-за границы, нет заботы о том, чтобы унять фальшивомонетчиков... Невыносимое угнетение со стороны соседей, повсюду нарушения границы и насилие и иго во время мира. Имущество наших домов, жены и жизнь находятся под угрозой опасности со стороны своих и чужих набегов и со стороны буйных шаек. Неугасающие раздоры между панами. Выборы чиновников, депутатов, судей настолько нарушаются и в такой мере невозможны, что только тайком, при несоблюдении всяких прав, они могут еще кое-где происходить.

Непрерывно подло срывают сеймы и сеймики, так что в течении 70 лет прошел только один обыкновенный сейм. Перепутаны права судебного ведомства и государственных учреждений. Постоянные стычки между церковью и светскими…