Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
славяне.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
10.11.2019
Размер:
328.19 Кб
Скачать

Государственные дела

I. На вольном сейме нельзя без единогласного разрешения станов Речи Посполитой увеличить или изменить никакого налога, однажды установленного, а также под каким-либо предлогом изменять тарифы.

II. Без единогласного решения на вольном сейме ни от чьего имени и ни под каким предлогом нельзя увеличивать однажды установленного количества войск Речи Посполитой в какой-либо местности королевства.

III. На вольном сейме без единогласного разрешения станов Речи Посполитой нельзя заключать никакого союза, конвенции, унии, договора о дружбе или торговле с иностранными державами.

IV. Объявление войны и заключение мира могут иметь место на вольных сеймах только при единогласном решении.

XI. Согласно записям старинных прав Речи Посполитой короли не могли покупать земли и владения в государствах Речи Посполитой для своих наследников по крови, и разрешение, данное его королевскому величеству, – счастливо властвующему – in pactis conventis, должно служить только ему самому, и приобретенные им владения должны перейти к его наследникам по Крови, так что если в будущем их величества короли, преемники ныне царствующего наисветлейшего Станислава Августа пожелают совершить такие же приобретения для своих наследников по крови, то они могут это сделать только при единогласном разрешении на вольном сейме.

XII. Народное ополчение Речи Посполитой может быть созвано только властью Сейма и при единогласии во время вольного сейма.

XIV. Все вышеописанные дела ни под каким предлогом или толкованием никогда никем не должны решаться по большинству голосов; они должны быть решаемы на вольных сеймах только единогласно.

Этот особый акт второй, будучи гарантирован подписанным сегодня трактатом между его величеством светлейшим королем светлейшей Речи Посполитой польской с одной стороны, и ее величеством светлейшей императрицей всея Руси, с другой стороны, должен иметь такую же силу, влияние, и быть так же обязателен, как если бы он был дословно вписан в вышеупомянутый трактат. Поэтому он должен быть помещен в ратификационных грамотах обеих договаривающихся сторон. В чем мы, уполномоченные обеих сторон, этот особый акт собственноручно подписали и скрепили нашими Гербовыми печатями в Варшаве дня 24-го по новому стилю, 13-го по старому стилю, месяца февраля года 1768-го.

Конституция 3 мая 1791 г.

Конституция 3 мая 1791 г., официально именовавшаяся «Правительственным законом», была принята Чрезвычайным сеймом Польши, начавшим свою работу в 1788 году и вошедшим в историю польского государства под названием четырехлетнего конфедеративного сейма.

Небезынтересно отметить, что польская Конституция 3 мая 1791 г. была вторым в мире конституционным законом такого вида после Конституции США 1788 года.

[Извлечения]

I. Господствующая религия

(Римско-католическая)

II. Земледельческая шляхта

Чтя память (предков наших, как основателей свободного правления, мы торжественнейше гарантируем шляхетскому сословному (стану) все свободы, вольности, прерогативы и преимущества в частной и общественной жизни. Особенно мы утверждаем, гарантируем и признаем нерушимыми права, статуты и привилегии, справедливо и законно наделенные шляхетскому сословию Казимиром Великим, Людовигом Венгерским, Владиславом Ягеллой и Витольдом, братом его, великим князем Литовским, а также Владиславом и Казимиром Ягелловчиками, братьями Альбертом, Александром и Сигизмундом Первым и Сигизмундом Августом, последним из ягеллонского рода. Достоинство шляхетского сословия в Польше признаем равным за всеми шляхетскими званиями, где-либо принятыми. Признаем равными между собою всех шляхтичей не только в отношении получения должностей и оказания услуг отечеству, честь, славу и выгоду приносящих, но также в отношении равного пользования привилегиями и прерогативами, принадлежащими шляхетскому сословию, а особенно же правом личной безопасности, личной свободы и правом собственности земельной и движимой, так как они издревле каждому служили, так мы хотим, чтобы они хранились впредь свято и нерушимо, и торжественно обещаем, что не допустим никакого изменения или изъятия в законе о личной собственности...

...Шляхту мы считаем первейшими защитниками свободы и настоящей конституции. Поручаем добродетели, чувству гражданства и чести каждого шляхтича, святости ее, оберегать ее крепость, как единственную твердыню отечества и свобод наших.