Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
4208.01.01;РУ.01;1.doc
Скачиваний:
18
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
528.9 Кб
Скачать

4.3 Властные институты в раннеклассовых обществах

Неравномерность государствообразования, растянувшегося в различных регионах мира на тысячелетия, делает весьма трудноуловимыми качественные переходы от негосударства к той или иной степени зрелости рабовладельческого или прафеодального государства.

В связи с этим выдвигается концепция раннеклассовых первичных, вторичных, третичных государств. Ее суть в том, что первичные государства-города, крупные поселения, укрепленные центры общинных союзов складываются прежде всего там, где условия для сравнительно более быстрого, чем в иных местах, роста общественного производства оказались более благоприятными. В таких зонах раньше, чем в других, складывались центры классообразования и государствообра-зования, распространявшие в дальнейшем отношения эксплуатации, формы ее обеспечения, иное свое влияние, в том числе через войны и товарообмен, на окружавшие соседские общины. Это приводило к ускорению процессов заимствования государственных форм, общему ускорению образования у “соседей” вторичных государств, у соседей этих “соседей” – третичных и так далее.

Раннеклассовые города-государства знаменовали собой переход от кровнородственной к территориальной организации населения, численность которого возрастала значительными темпами по мере хозяйственных успехов общества, обеспечивавших качественно новый уровень жизни его членов.

Раннеклассовое государство привело к новой структурной организации общества: из общества выделился особый слой людей, основным специальным и профессиональным занятием которого стала организационно-управленческая деятельность, государственное управление через соответствующие властные институты, отличные от имевшихся в доклассовом обществе.

Положение менялось по мере развития производительных сил, появления и роста прибавочного продукта. Появление прибавочного продукта позволило за счет его присвоения сначала отдельным людям (вождям, жрецам, старейшинам), а затем и господствующему в обществе меньшинству не заниматься непосредственно особенно тяжелым и порой опасным производительным трудом. Эти люди профессионально стали исполнять наиболее квалифици-рованную работу, требующую длительной и специальной подготовки, определенных умственных способностей и природных физических данных, наконец, известного материального положения: наличия земли и скота, рабочих и боевых животных, оружия и доспехов, сырья и орудий труда, особых познаний, умений и навыков, владения письменностью, наконец, обладания иным богатством и возможностями приобретения всего прочего. Дальнейшее усложнение организации производственной деятельности, управленческих функций и военного дела способствовало более глубокой социальной дифференциации: происходило отделение верхушки общества от основной массы производителей. Так формировались внутренние условия первичного расслоения раннеклассового общества и закабаления одними других, дополняемые внешними – завоеванием соседних племен и их территорий, покорением и подчинением их другими способами.

Образовавшееся таким образом крупное поселение, в котором живут свободные общинники (а, возможно, уже и рабы), утратившие в той или иной мере кровнородственные связи, выделяется из группы соседних селений в укрепленный от внешнего нападения хозяйственный и религиозный центр, постепенно перерастает в административно-хозяйственный, военный и религиозный центр-город. Этот город с прилегающей к нему сельскохозяйственной местностью и становится городом-государством. Здесь постоянно проживают вожди со своим окружением и воинскими отрядами, жрецы. Здесь проходят заседания советов и собраний.

В городе-государстве организуются, чаще всего, три центра управления, административного и идеологического руководства: городская община, дворец и храм. Храмы начинают выступать не только как религиозные, но и как организационно-хозяйственные, распределительные и информационные системы: они владеют обширными землями, многочисленным скотом, рабами, в экономической зависимости от них находятся многие общинники. Город начинает выполнять по отношению к прилегающим и зависимым селениям функции государственного управления. Многочисленные функции города-государства привели уже на первых порах его возникновения к созданию разветвленного бюрократического аппарата: в некоторых древнейших небольших городах-государствах IV–III тыс. до н.э. насчитывалось, по письменным источникам, от 80 до 130 должностей и управленческих профессий.

Недостаточное развитие “силовых” государственных структур (армии, полиции, фискальных служб) компенсируется, как правило, теократическими формами ранней государственной власти. Правитель в раннеклассовом обществе, чаще всего, соединяет светскую и верховную религиозную власти, считается посредником между предками и народом, между населением и высшими религиозными силами (существом). В раннеклассовых государствах сакральный (лат. sacer (sacri) – священный) характер носит в значительной мере не только власть правителя, но и зарождающиеся правовые предписания с их санкциями. Как верно отмечает А.Б. Венгеров, “классовая природа первичных государств четко определилась лишь с течением времени, когда расслоение общества, классообразование приводили к захвату государства тем или иным классом и приспособлением его к своим интересам, нуждам” [2]. Наибольшее развитие города-государства получили в Древних Афинах.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]