Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
на нормконтроль.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
647.68 Кб
Скачать

1 Проблема террористической угрозы в психологии

1. 1 Сущность террористической угрозы как особой экзистенциальной ситуации

По определению Министерства обороны США, терроризм – это «преднамеренное использование насилия или угрозы насилия для того, чтобы внушить страх, предназначенный для запугивания (принуждения) правительства или общества, достижения целей, которые, как правило, являются политическими, религиозными или идеологическими» [49].

В психологической науке к настоящему моменту накоплено немало данных, свидетельствующих о стрессогенной природе террористической угрозы. Показано, что террористические акты способны вызывать различные формы психической дезадаптации [45] как у непосредственных, так и у косвенных их жертв [28; 13; 8; 3; 5].

Под косвенными жертвами подразумевают получавшую информацию о терактах из СМИ и других форм межличностной коммуникации часть населения, у которой определяется психопатологическая симптоматика, возникшая после терактов.

Переживание террористической угрозы оказывает непосредственное влияние на психику человека, подвергая испытанию его эмоционально-личностную устойчивость [5].

Психологическая структура переживания угрозы, согласно нашему представлению, состоит из трех компонентов: когнитивного, эмоционального и поведенческого.

Когнитивный компонент – это репрезентация осознаваемого уровня реальности угрозы, ее вероятности и возможных последствий. Эмоциональный компонент заключается в восприятии внешней среды и оценке субъективной значимости для человека отдельных компонентов ситуации, непосредственно связанных с вовлеченностью эмоций. 

Поведенческий компонент включает в себя те особенности поведения, которые субъективно оцениваются человеком как реакции на теракт [5].

Таким образом, переживание террористической угрозы интерпретируется как обобщенное и относительно устойчивое переживание, которое для некоторой части людей приобретает особую значимость, становясь важной составной частью актуального психического состояния.

Террористическая угроза отличается от других стрессоров тем, что переживание угрозы жизни относиться к будущему человека и формируется, как правило, после того, как человек стал жертвой или свидетелем терактов и их последствий [29]. Рассмотрим особенности критической, кризисной и экзистенциальной ситуаций с ситуацией террористической угрозы.

Экзистенциальный кризис  по В. Франклу – это состояние тревоги, чувство глубокого психологического дискомфорта при вопросе о смысле существования [33].

Экзистенциальный кризис иногда порождается значительным событием или переменой в жизни человека. Обычно событие заставляет человека задуматься о собственной смертности, снимая психологический барьер, защищавший от этих неприятных мыслей. Типичными примерами подобных событий являются смерть любимого человека, возникшая реальная угроза жизни, использование психоделиков типа LSD, взросление и уход собственных детей из дома, достижение определённого возраста или длительное заключение в одиночной камере, а также террористическая угроза [36].

Если рассмотреть ситуацию террористической угрозы в контексте данного феномена, то можно заключить, что существует достаточно значимое соответствие между этими понятиями. Действительно, ситуация утраты вследствие террористической атаки может стать своеобразным условием возникновения экзистенциального кризиса в самом общем виде. С другой стороны, если ввести понятие посттравматического синдрома как явного и закономерного результата террористического воздействия, то заключаем, что он в  меньшей степени соотносим с таким кризисом, хотя, фактически, может иметь общий источник.

Возникновение экзистенциального кризиса в большей степени детерми-нировано длительной неудовлетворенностью собственным существованием как человека, тогда как ситуация террористической угрозы может стать своеобразным спусковым крючком для развития экзистенциальных проблем. Таким образом, экзистенциальный кризис соотносим с последствиями терро-ристического воздействия, но не является показателем состояния террористической угрозы.  

Критическая ситуация в самом общем виде должна быть определена как ситуация невозможности, т.е. это такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.). Можно говорить о нескольких видах критических ситуаций: стресс, конфликт, фрустрация и кризис. Предметом нашего интереса являются конфликт и кризис [6].

Конфликт в данном контексте понимается как ситуация, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы примерно равной величины. Наряду с «силовыми» линиями ситуации активную роль в разрешении конфликтов, их понимании и видении играет сама личность (по К. Левину).  Таким образом, ситуация террористической угрозы представляет собой столкновение двух тенденций:

1) явного результата деструктивной деятельности террориста (будь то разрушение, убийство, в общем – поломка текущего образа жизни отдельного, вовлеченного в ситуацию террористической угрозы, человека);

2) стремление включенного в данную ситуацию человека понять ее, а в последствии избежать угрозы [15].

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что субъект не в состоянии изменить первую из указанных тенденций – в лучшем случае он способен занять позицию отстраненного наблюдателя. Таким образом ситуация конфликта в большей степени (если не брать в учет прямое столкновение террориста и оппозиционной ему силы) соотносима с позицией косвенного участника – того, кто не явно включен в саму террористическую ситуацию, но испытывает ее опосредованное действие (через СМИ или взаимодействие с непосредственными участниками).

Теперь обратимся к кризису. Под кризисом понимается состояние, при котором невозможно дальнейшее функционирование личности в рамках прежней модели поведения, даже если она целиком устраивала данного человека. Ситуация террористического воздействия характеризуется практически полной невозможностью для участника повлиять на нее. Воздействие настолько сильное, что результатом его может быть абсолютная деформация поведения, направленная на сохранение жизни, редукция моральных норм и ограничений. Действительно, это определение является соответствующим реальности даже без применения к ситуации террористического воздействия. Страх смерти, боязнь утраты являются, фактически, неотъемлемым компонентом ситуации террористической угрозы и в этом выражается  критичность данной ситуации [6].

Кризисная  ситуация онтологическим полем имеет «жизнь как целое», по Ф. Е. Василюку, что соотносимо с ситуацией террористической угрозы, где под вопрос ставится выживание человека и дальнейшее его нормальное  функционирование [6].

Становится ясно, что проблема понимания террористической угрозы – неоднозначна, т.к. ситуация террористической угрозы имеет свои особенности и динамику. Было определено, что наибольшую силу имеет критическая ситуация, при которой конфликт представляет собой более общее понятие, конкретизирующееся в большей степени в мыслях и поступках косвенных  участников ситуации террористической угрозы. Экзистенциальный конфликт может быть вызван непосредственным или опосредованным включением  в опасную ситуацию. Кризисная ситуация в большей степени соответствует ситуации террористической угрозы.  

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]