Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Otvety_na_konfliktologiyu.doc
Скачиваний:
23
Добавлен:
22.09.2019
Размер:
865.79 Кб
Скачать
  1. Особенности и детерминанты этнополитических конфликтов.

Этнический, этнополитический, этноконфессиональный, этносоциальный конфликты. Все это конфликты связанные с:

межгрупповыми столкновениями (при участии государственных структур или без них);

реализацией или противодействием этнической компоненте в общественном взаимодействии.

В случаях практически всех конфликтов речь шла о ситуациях, в которых государственная власть является объектом или субъектом требований.

Этнические конфликты различных вариаций часто, особенно на латентной стадии, происходят на уровне межгрупповых или межличностных отношений.

Этническая группа – этнос может трактоваться исходя из 2-х основных подходов: примордиализма и конструктивизма.

Этнос объективно существующая группа людей на основе исторического развития, языка, правил и норм, сформировавших характер, психологию и восприятия своей особой сущности и отличия от других.

Б. Андерсона, Р. Бурдье, Э. Геллнера, Э. Хобсбаума. Нация есть продукт современности «воображаемое сообщество». Изобретенная традиция.

Интегративным для этих двух подходов будет понимание этнической группы как группы, члены которой обладают устойчивыми отличающейся коллективной идентичностью, основанной на общей территории, общем историческом опыте и практиках общественного взаимодействия (культурные черты и пр.).

Элементы этничности:

- общая территория (земля обетованная, родина)

- миф или общая история – коллективная память.

- идентичность

Современные исследователи вписывают расу в этничность как дополнительный компонент.

Измерение этнических конфликтов часто связано с рядом особенностей межэтнических взаимодействий:

- групповая сплоченность и солидарность на межличностном уровне;

- видимость отличий.

При конфликтном взаимодействии это повышает потенциал эскалации конфликта и его длительность.

Социальный конфликт – конфликт статусов

Этнический конфликт – это конфликт коллективизированных способов жизни и взаимодействия в обществе, основанный на внешней различимости групп (язык, внешний вид и пр.).

Можно выделить 4 вида групп, которые являются активными участниками политических конфликтов:

Этнонации – крупные, регионально концентрированные группы с общими и организованными в той или иной степени требованиями независимости или расширения автономии. Часто с историей политической независимости или автономии. Сепаратисты. Чеченцы, курды, палестинцы, баски, абхазы, тибетцы и др.

Высокий уровень организации, политизация этничности. Высокий конфликтный потенциал конфликта государства-этнонации. Гражданские войны.

Этноклассы – этнические группы, имеющие общие социальные и экономические характеристики. Потомки рабов или иммигрантов. Турки в Германии, афроамериканцы в США, арабы во Франции, таджики в Москве. Социальный протест. Как правило, низкий социальный статус.

Соперничающие сообщества/общины (communal contender) – культурно разнородные группы, племена или кланы, в гетерогенных обществах (исторически развивались отдельно), которые выдвигают требования большего участия в государственной власти. Множество коллективных претендентов находятся в Африке, также в государствах на Среднем Востоке и Азии в Ливане, Пакистане и Малайзии.

Высокий потенциал конфликта.

Коренные народы – исконное население определенной территории, сохранившее формы традиционного общественного уклада, хозяйственной деятельности. Коренные индейцы Америки, Гватемала, Перу, Боливия (до 50% населения), племена на северо-востоке Индии и границе Бангладеш (нага, трипура, мизос). Кордиллерьянцы на Филиппинах. Коренные папуасы на островах Новой Гвинеи.

Конфликты в формах восстаний, бунтов, движений за права.

Политизация этнического компонента проявляется при возникновении этнополитических групп, члены которых организовались с целью выдвижения коллективных требований (территория, автономия). Аналогия с классовым протестом: этнос в себе и этнос для себя (этнонация).

Исследнование 1945-1989 Т.Р. Гарра «Почему меньшинства бунтуют»

Рассмотрено 227 групп.

Проблема валидности при сравнении. Д. Сартори отметил, что кросс-национальные исследования встречают проблему, связанной с делением на категории «кошки-мышки». Не всегда можно адекватно отделить одних от других, что приводит к бессмысленности исследования.

Гарр взял общие динамические составляющие конфликта. Анализ проводился не от групп, а от коллективного действия.

Последнее исследование Т.Р. Гарра коренных народов и этнических меньшинств по всему миру в 1980-х позволило идентифицировать 233 значимых группы, которые были объектами дискриминации. Наиболее крупные страны имеют как минимум одну подобную этническую группу, а в вроде ЮАР и Ирака они формируют половину населения. Вместе эти группы образуют 900 млн. человек.

FIGURE.1.1 Politically active ethnic groups by region, 1990.

С 1990-х около 30 этнических групп в новых республиках (часто в СНГ) трансформировались в этнополитические, выдвигая политических требований.

Около 80% политизированных этнических группы (на 1990 г.) жили в условиях исторической или временной экономической дискриминации (147 групп), или политической дискриминации (168 групп), или в обоих условиях.

Более 200 из 233 политически организованны групп между 1945 и 1989 гг. пытались защитить или обеспечить собственные коллективные интересы, противодействуя правительствам и другим группам. Почти во всех случаях они начинали с мирных политических протестов, которые иногда открывали дорогу бунтам, терроризму и (как минимум, в 8 случаях) герилье и гражданским войнам. Более серьезными из них были 49 длительных коммунальных конфликтов (protracted communal conflicts), которые вовлекли такие группы, как католики в Северной Ирландии, население Восточного Тимора, курдов в Палестине и население южного Судана.

В начале 1993 около 63% от мировых 42 миллионов беженцев стали следствием этнополитических конфликтов и репрессий. Больше 9 миллионов этнических беженцев носят международный характер. Другие 17 миллионов этнического населения были переместились в своих родных странах. Особенно остра стоит в Африке южнее Сахары, где 16 миллионов беженцев достигает 3% полумиллиардного населения региона. Гарр выделяет 3 фактора, способствующих этнической мобилизации:

1) существование отдельного этнонационального территориального сообщества или коммуны;

2) действительные или воспринимаемые притеснение;

3) сплоченность.

Факторы значимости групповой идентичности. Чем больше общих следующих черт есть у представителей этнической группы, тем выше значение фактора общей идентичности.

- Доля лиц с общим языком.

- Доля лиц, разделяющих общие религиозные верования.

- Видимые расовые характеристики.

- Общая история за последний век.

- Общая культура, различимые социальные и нормативные (легальные) обычаи, развитые и практикуемые в кругу близких лиц (в своем кругу)

Групповая сплоченность

Факторы групповой сплоченности:

- Уровень приятия традиционных ролей лидеров;

- уровень приятия установленного в группе социального порядка;

- количество фракций в этнической группе;

- количество идентифицируемых лидеров в группе;

- уровень открытого конфликта в группе;

- количество газет и радиостанций, используемых группой.

Индикаторы экономической дискриминации

- политические власти ограничивает экономическую деятельность или роль членов групп;

- низкий уровень дохода, плохие жилищные условия, высокая детская смертность по сравнению с другими группами;

- ограничение доступа данных групп к образованию, особенно высшему

- малая пропорция челнов групп среди коммерсантов, управленческого персонала и других профессий.

Индикаторы политической дискриминации

- публичная политика, которая ограничивает участие групп в политике или доступе к политическим постам;

- низкий уровень участия в политике в сравнении с др. группами;

- низкая пропорция членов групп на избираемых должностях, гражданской службе, высоких постах в полиции и армии.

Факторы, способствующие возникновению геноцида и политицида

1) существующие кливажи, существующие среди этнических групп;

2) элиты имеют историю, основанную на использовании репрессий для поддержания власти;

3) элиты используют свою власть для вознаграждения групп по принципу их лояльности;

4) общество недавно испытало политическое потрясение (революция или поражение в войне);

5) и исключающие идеологии, которые определяют группу в качестве предпочтительной.

Когда присутствуют все факторы, то весьма вероятно следствие в виде геноцида или масштабного этнополитического конфликта.

Проведенное Гарром исследование показало, что у протестов и восстаний разные причины.

Недовольство существующими экономическими правами – часто следствие экономической нереализованности.

Недовольство социальными и культурными правами преимущественно зависит от значения переменной групповой идентичности, несколько меньше от экономической нереализованности.

Недовольство политическими правами одинаково связано с экономической и политической нереализованностью. Переменная групповая идентичность играет здесь небольшую, но значимую роль.

Недовольство, порожденное потерей автономии, характеризует практически все группы коренного населения и этнонационалистов.

Есть основания предполагать, что групповая нереализованности и общая идентичность являются только непрямыми источниками протеста и восстаний: их влияние заметно через вмешивающиеся переменные – недовольство и групповую мобилизацию.

Регрессионный анализ показывает, что протест со стороны сообществ чаще всего объясняется бедностью, потерей автономии и значимой связностью группы.

Нет корреляции с индикаторами экономического и политического неравенства или дискриминацией.

Восстания в 1980х часто были ответом исторической потерей группами автономии и различного политического статуса, гораздо реже причинами были политическая дискриминация и острые культурные отличия.

Все суммарные индикаторы недовольства соответствуют формам коллективного действия, вызванного фактором поражения сообщества во всех правах, что больше влияет на протест, чем на восстание. При этом недовольство по поводу автономнии больше влияет на восстание, чем на протест.

Демократическая среда позволяет выражать высокий уровень неудовлетворенности реализацией своих прав, демонстрируя более высокий уровень протестной мобилизации, чем при авторитарных режимах. Восстания сообществ больше проявляются в недемократических государствах. Недовольство по поводу автономии соответствует обоим типам режима.

В некотором смысле итоги наталкивают на мысль: меньше протеста – чаще восстания.

Кто прав в дебатах о протестной мобилизации: теория относительной депривации или теория ресурсной мобилизации?

Во-первых, выполняется общее утверждение, что недовольство (и объективные условия, которым оно соответствует) является критическим элементом на ранних стадиях групповой мобилизации, но становится менее значимым в сравнении со способом организации группы, лидерством и противодействием со стороны органов государственной власти, когда наступает фаза организованного политического действия.

Во-вторых, в продолжительное время существующих демократиях наблюдается высокий уровень и частота ненасильственного политического активизма, тогда как сам процесс демократизации стимулирует мобилизацию групп в ходе протеста или восстаний.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]