Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Otvety_na_konfliktologiyu.doc
Скачиваний:
23
Добавлен:
22.09.2019
Размер:
865.79 Кб
Скачать
  1. Пространственный фактор в политических конфликтах

Политика – искуство управления полисом. Аристотель «Никомахова этика». Города-республики в Италии. Восстания и революции. Новгород.

А. де Токвиль в одной из глав своей работы «Старый порядок и революция» первым отметил роль Парижа как столицы, преобладающей над остальной частью государства из-за административной централизации, роста населения и превращения города в центр книгоиздательского дела, фабричного производства, финансовых операций и др. Как заключает философ и социолог: «Как мне кажется, почти все сходятся во мнении, что административная централизация и всемогущество Парижа во многом явились причиной падения всех правительств, сменявших друг друга на наших глазах в течении последних сорока лет».

- ориентация на столицу провинций;

- концентрация антимонархических групп;

- роль интеллектуалов и публики.

К. Маркс. Капитализм и урбанизация. Противоречия города и деревни. Появление концентрированной фабрично-заводской рабочей силы. Общественное бытие определяет общественное сознание. Город и индустриальное общество способствуют формированию класса для себя из класса в себе. Промышленное пространство и классовое сознание. Бург (укрепленный город) – буржуазия.

В одной из своих работ В.И. Ленина (1920) отмечает ключевое значение захвата столицы и ее главных инфраструктурных центров (телефон, телеграф, ЖД вокзал, мосты и пр.) в ходе вооруженного восстания.

Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Классовое сознание и война. Окопы, казармы, организованные взаимодействия как практики солидарности. Позиционный характер войны.

Д. Голдстоун. Роль урбанизации и демографического фактора в возникновении протеста.

Уровень урбанизации и плотность населения (особенно в городах) способствует массовой мобилизации.

Конфликтность обществ обуславливается:

- преимущественно аграрным характером экономики или ее переходным характером;

- высокий уровень внутренней миграции в города;

- высокая доля молодежи (примерно от 18 до 21 года);

- падение реальной заработной платы;

- рост ренты с недвижимости.

В этом отношении современные мегаполисы становятся центрами сетей калькуляции информации, организации человеческих и производственных ресурсов. Согласно оценкам международных организаций (МВФ, Всемирный банк), 2008 год стал переломным, поскольку большинство жителей планеты переселились в города. При этом наибольшая динамика урбанизации характерна для развивающихся стран Азии и Африки.

Это связано с неразвитостью финансово-экономической инфраструктуры страны, что способствует тому, что развитие и неравенство локализуется в городах в наибольшей степени. С одной стороны, самые крупные города характерны преимущественно для развивающихся стран (Мексика, Бразилия, Индия, Китай). С другой стороны, исследователи урбанизации Д. Блум и Т. Хана отмечают: «По количеству городских жителей, живущих в трущобах, Азия намного опережает другие регионы мира, и эта проблема стоит особенно остро в Южной Азии, где в трущобах живет половина городского населения. Однако в процентном отношении лидирует Африка к югу от Сахары: в этом регионе в трущобах живет порядка 72 процентов городского населения». Всего более 1 млрд. чел. Т.е. 1 из 6.

Необходимо отметить, что города и городские агломерации как на «периферии», так и в «ядре» современного мира способны концентрировать в себе развитие и риски, создавая пространство сверхструктурированных элементов и интенсивных сетевых транзакций, и, с другой стороны, сетевые зоны с иной морфологией, которые воспроизводят различия в городском социальном и культурном пространстве. Социальное происхождение, доступность инфраструктуры, характер занятости, включенность в глобальные информационные потоки, — все это, по мнению М. Олброу, создает напряжение между представителями «локальных» и «космополитических» социальных ландшафтов. «Локальные» ландшафты создаются как прибывшими иммигрантами, которые могут селиться компактно, так и самими жителями городов, чей профессиональный или социальный статус может послужить основанием их пространственной локализации. Космополитизм городского центра (т.н. «даунтауна» мегаполисов), являющий собой пересечение различных сетей трансляции и распределения «средств» и «ценностей», зеркально отражается в локальности городской периферии (промышленные и спальные районы).

Примером данной тенденции является канадский Торонто. В этом мегаполисе, несмотря на разработанные программы и механизмы адаптации иммигрантов, согласно последнему совместному исследованию общественной организации «United Way of Greater Toronto» и Совета Канады по социальному развитию, с 2001 года началось резкое социальное расслоение среди жителей Торонто (в основном вновь прибывшие и «видимые меньшинства»). При этом неравномерное распределение объектов социальной инфраструктуры (она гораздо лучше развита в центральных районах) относительно окраин соотносится с высоким уровнем прироста населения (преимущественно среди иммигрантов) в окраинных районах.

Из-за активного формирования рынков жилья в крупных мегаполисах мира и роста цен на него, большое количество иммигрантов селится или переселяется в менее престижные районы. К настоящему времени применительно к некоторым мегаполисам можно говорить об образовании районов компактного проживания различных этноязыковых групп, т.е. гетто (Торонто, Нью-Йорк, Париж, Лондон и др.).

В связи с этим исследователь революций Дж. Голдстоун отмечает, что в современном мире демографический фактор может иметь радикализирующее воздействие на вероятность возникновения политических конфликтов, в том числе и революций: а) несоизмеримое с уровнем экономического роста увеличение городского населения; б) увеличение доли выпускников высших учебных заведений в условиях ограниченного доступа/конкуренции за высокие статусные и социальные позиции; в) непропорционально высокая доля лиц от 15 до 25 лет по отношению к численности взрослого населения в условиях слабости политических институтов; г) миграция населения из регионов с несхожей этнической или политической идентичностью.

  1. Международный фактор в возникновении и развитии политических конфликтов.

  2. Особенности конфликтов между органами государственной власти.

Конфликт между органами государственной власти – объективированное противоречие, характеризующееся разнонаправленными устремлениями внутри органов государственной власти или лиц их представляющих, выражающееся в различных формах оспаривания полномочий и компетенций со стороны участвующих субъектов.

Объектом конфликта являются права и обязанности организационного элемента государственной власти. Предметом подобных конфликтов является случай или ситуация, связанная с использованием, ограничением или невозможностью использовать органом государственной власти свою правосубъектность, т.е. действовать на основании существующих правовых норм.

По этой причине право является одним из центральных измерений данных конфликтов, поскольку конфликт связан с противоречиями между правоустанавливающими органами.

Формы конфликтов:

- политические (невозможность согласования деятельности между ветвями власти или политическими силами) и конституционные кризисы (противоречие между органами исполнительной и законодательной власти);

- импичмент (Р. Никсон «Уотергейт» - подслушка в штабе демократов) – не всегда прописаны процедуры (Б. Клинтон - лжесвидетельствование);

- Правительственный кризис (например, формирование или деятельность органов исполнительной власти в Латвии);

- Парламентский кризис (формирование и деятельность законосовещательных органов Украина 2006);

- законодательные и бюджетные конфликты;

- электоральные конфликты;

- ведомственные конфликты;

- конфликты «центр-территория»

- сецессии и гражданские войны;

- путч и государственный переворот (открытый конфликт представителей органов государственной власти – попытка захвата власти в ходе политической мобилизации).

Политический конфликт между органами власти в условиях различных общественно-политических режимов, сложившихся на территориях.

1. Рационализированные формы правления (речь здесь идет, прежде всего, о демократиях) если и порождают конфликты между органами власти, то они носят институциональный характер, т.е оперируют внутри и посредством правовых институтов, поскольку они являются оптимальными инструментами регулирования правил взаимодействий.

В авторитарных рациональных формах правления (система вертикального подчинения) существует тенденция:

- а) формированию неформальных сетей внутри существующих структурных подразделений;

- б) формализация конфликтов, когда объективация конфликта связана с нормативно-бюроктратической логикой;

- в) высокая латентность конфликтов.

«Железный закон олигархии» Р. Михельса. Бюрократические конфликты в СССР В. Молотов – АЭС. Д. Завгаев – посол в Республике Танзания. Сохранение льгот. Пенсионное обеспечение. Н. Хрущев «пенсионер всесоюзного значения». Одно из измерений конфликта становится возрастной фактор. «Чем старше, тем больше вес».

2. Нерациональизированные, патримониальные формы (от авторитарных форм до демократий) способствуют возникновению личного, неформального измерения конфликта в противовес институциональному. Патримониальные отношений – интенсивность и масштаб неформальных сетей – определяют лини напряженности и разграничений в формальных институтах, где последние становятся лишь инструментом, удобным механизмом защиты интересов.

Важную роль в продуцировании политических конфликтов подобного уровня играет политико-администратисная система государства.

В существующих институтах, их подотчетности, правах и пр. закладываются принципы взаимодействия органов государственной власти.

Президенстско-парламентские республики

Мэтью Шугарт и Джон Кэри выделили ранговую шкалу для определения баланса исполнительной и законодательной власти в стране (4- правительство, 0- парламент). Это становится примером дилеммы принципал-агент. Народ – его представители в органах власти. Законодатели – исполнители (проведение аудита, принятие отчетов, выдвижение вотума недоверия).

Можно отметить ряд характеристик политической системы, которые содержат в себе зерно политического конфликта:

- у законодательной и исполнительной власти есть общие полномочия (общее правовой поле, касающееся общей деятельности);

- исполнительная власть правительства имеет более, чем один источник своего формирования.

К подобным системам можно отнести президенстско-парламентские республики.

Дж. Сартори назвал их «шизофреническими» - отсутствие баланса.

Исторические примеры: Веймарская Германия, Шри-Ланка, часть стран Вост. Европы.

Примером может стать Россия и в некоторой степени современная Украина.

До принятия Конституции 1993 года основным законом была Конституция РСФСР от 1978 г. с множеством редакций.

В частности, статья 107. Верховный Совет Российской Федерации - орган Съезда народных депутатов Российской Федерации, постоянно действующий законодательный распорядительный и контрольный орган государственной власти Российской Федерации. Статья 109. Верховный Совет Российской Федерации:      1) назначает выборы народных депутатов Российской Федерации и народных депутатов местных Советов народных депутатов Российской Федерации;      2) утверждает состав Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов Российской Федерации;      3) дает согласие на назначение на должность Председателя Совета Министров - Правительства Российской Федерации, министра иностранных дел Российской Федерации, министра обороны Российской Федерации, министра безопасности Российской Федерации, министра внутренних дел Российской Федерации;      4) избирает Верховный Суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации, судей краевых, областных, Московского и Санкт-Петербургского городских судов и арбитражных судов, назначает Генерального прокурора Российской Федерации; назначает председателя Центрального банка Российской Федерации; Президент в своей деятельности при назначениях должен быть поддержан ВС.

Вправе приостанавливать действие указов и распоряжений Президента Российской Федерации до разрешения Конституционным Судом Российской Федерации дел об их конституционности в случае обращения Верховного Совета Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации;

Украина. Президентско-парламентская

Органы власти:

Президент (избирается)

Глава страны, гарант государственного суверенитета.

Издание указов, утверждение законов,

при взаимодействии с другими органами может назначать и снимать членов

Правительства, глав исполнительной власти, роспуск ВР (30 дней не создана коалиция – не приступил к работе), отсутствует право роспуска ВР.

Правительство (утверждается ВР по представлению Президента,

которое принимается на основе представления парламентского большинства)

внесение кандидатур региональных администраций, принятие постановлений, вынесение кандидатур министров).

Верховная Рада (избирается)

Вынесение вотума недоверия Кабинету министров (не ране 1 года), утверждение состава Правительства и снятие с постов его членов, принятие законов, импичмент, внесение изменений в Конституцию.

В результате на Украине имеется крайне слабое по сравнению с другими постсоциалистическими странами правительство, что ведет к постоянно кризисам во взаимоотношениях во властном треугольнике «президент - правительство - Верховная Рада». Подобная система плохо сбалансирована и ее перманентный кризис носит системный характер, результатом является слабая исполнительная власть, лишенная возможности проводить самостоятельный политический и экономический курс, который в результате является жертвой постоянного политического торга между президентом и парламентскими группами.

Законодательные и бюджетные конфликты

Этот тип конфликтов между органов государственной власти носит ключевой характер по целому ряду причин:

- бюджет – основной финансовый документ страны, нормирующий и определяющий ее финансовую, экономическую, хозяйственную деятельность на период от года;

- затрагивает органы исполнительной и законодательной власти, которые обладают потенциалом конфликтного взаимодействия;

- участие в формировании бюджета – один из основных критериев работы органов власти, парламентских партий.

Иными словами, принятие бюджета является регулярной системообразующей государство деятельностью, вовлекающей максимально широкие группы интересов.

При принятии бюджета группы сразу видят приобретения и возникшие издержки. Прямая связь с интересами формальных и неформальных общественных групп.

С точки зрения анализа конфликтного потенциала является хорошим критерием, поскольку позволяет определить конфликтный потенциал и его источники в органах государственной власти.

После конфликта 1993 года Б. Ельцин ввел «исполнительную вертикаль» с назначением глав регионов. При этом роль местных Советов была резко снижена. Они существенно влияли на утверждение глав администраций. После известных событий эту роль на себя взял федеральный центр.

После президентского указа была установлена предельная численность органов законодательной власти – 50 чел и режим финансового обеспечения не более 40% от общего состава. Хотя подобные принципы не везде исполнялись, был дан импульс. В регионах России в то время сформировались различные формы федеративного правления СПб, Саратовская область – президенсткие системы, Удмуртия – парламентская, Башкартостан, Свердловская обл. – президентско-парламентская. К концу 1990-х – середине 2000 произошла унификация.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]