Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
BOTNYeR_POSIBNIK.doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
13.11.2018
Размер:
1.3 Mб
Скачать

Мы начинали квн!..

Газета «Наш город» 20 мая 2005 г.

Кажется, сегодня не найдётся в нашей стране человека, который не любит или хотя бы не знает, что такое КВН. В эту игру играют все и везде – в городах и сёлах, маленькие и взрослые, школьники, студенты и профессиональные актёры. Создаются целые театры КВН. Миллионы вкладываются в КВН-индустрию. Хотя мало кто знает, с чего же начинался КВН...

А начинался очень интересно. И непросто. Не сразу, как говорится, Москва строилась. Именно советская столица и стала родиной первого Клуба весёлых и находчивых. Но даже это, теперь брэндовое, название появилось не сразу – более сорока лет этой гениальной игре, хотя массово знают и любят её, в основном, со времён горбачёвской перестройки.

1956-1957 гг. в СССР появляется телевидение. Разоблачен культ личности Сталина, начинается Хрущёвское «потепление». Еще не звучат из всех окон песни Окуджавы и Высоцкого, но в стране уже повеяло свободой. Москва становится столицей Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Юные головы уже полны счастливыми надеждами, творческими проектами, гениальными идеями... Воплощением которых и стал только родившийся голубой экран.

Прообразом КВН была игра ВВВ («Вечер весёлых вопросов»), придумали которую московские студенты. Это была первая советская телевикторина, игра в которой проходила не с командами, как все мы привыкли, а со зрительным залом. Вот именно она и послужила началом долгой и интересной судьбы КВН.

Игра моментально стала популярной. А так как участвовали в ней только студенты, центром Клубов весёлых и находчивых, естественно, стали вузы.

Запорожское КВН-движение тоже имеет славную историю, зарождалась которая в стенах двух главных институтов города: в Запорожском государственном педагогическом институте (нынче ЗНУ), команда которого стала победителем самого первого чемпионата КВН, и в Запорожском машино-строительном институте (ЗНТУ). Именно о тех, первых играх КВН о том, с чего же всё начиналось сегодня, дорогие читатели, рассказывают творцы запорожского КВНа известные в Запорожье личности, в прошлом – веселые, находчивые, бесшабашные КВНщики.

Лидия Мурач, доцент ЗНУ:

- Когда в нашем институте появился КВН, я была первокурсницей. Ребята, которые играли в эту игру, были для нас, младшекурсников, живыми легендами, предметом подражания и обожания. Самыми знаменитыми были студенты филфака Юра Ботнер и Саша Секиринский. Юра был душой компании, постоянно генерировал идеи, был блестящим острословом, Саша же – чудесным организатором, «головой» команды. Казалось, юмор у обоих рождался раньше слов. Мне этого недоставало, и я этим всегда восхищалась. В то время мы не были разбалованы развлечениями. По большому счёту, мы знали два вида студенческого отдыха: танцы и КВН. Второй был необычайно популярен: город буквально вымирал, когда показывали КВН. Ну а когда смотрели игру на сцене, зал просто выл от восторга. Привлекала не только необычность этой затеи, а прежде всего правдивость, ведь КВН, по сути, рождался на сцене. О домашних заготовках зачастую и речи не могло быть.

Наш, институтский, КВН срывал аншлаги, негде было яблоку упасть. Это можно сравнить с тем, как в начале 90-х все повально смотрели первые сериалы. КВН был необычайно популярен – целая молодёжная культура – играли в него самые яркие и талантливые. У команд были свои сценаристы и поэты (сегодня это целые профессии, тогда были одарённые энтузиасты). Стихи для первой команды КВН филфака писали Лёша Мурач (потом мой муж), Витя Якунин, сценарии – уже названные ребята, играли в КВН – Валя Любимова (Галкина), Витя Помазан, Лека Гуро и др. Я участвовала только в одной игре – литературном КВН, посвященном 150-летию Лермонтова, организовал который наш всеобщий любимец, еще до недавнего преподаватель, ныне покойный Фёдор Митрофанович Борщевский.

КВН и сегодня очень популярен среди студенчества, но это уже совсем другая игра. В чём-то она выигрывает, в чём-то проигрывает первоначальному замыслу. Тот, наш КВН, несомненно, был менее зрелищным, но более экспромтным, имел элементы того, что мы сегодня называем театром миниатюр.

Начиная с 1991 года я работала заместителем декана филфака. На моих глазах рождался новый студенческий КВН, активистами которого стали теперь известные КВНщики, актёры, режиссёры, рекламисты, а тогда мои студенты – Саша Пархоменко и Саша Капров, Руслан Проценко, Олег Алишевский, Андрей Бычков. Сегодня их называют «отцами» университетского и запорожского КВН, но ведь на самом деле родилась эта феноменальная игра, когда их на свете не было.

Александр Секиринский, известный в области педагог, учитель высшей категории:

- Сегодняшнему молодому поколению трудно понять и ощутить, каким КВН был тогда: совершенно нестандартная программа и совершенно нестандартное действо. Наша жизнь была ужасно идеологизирована и политизирована, а тут вдруг молодые люди, как сегодня говорят, прикалываются и дурака валяют. Это было, конечно, очень здорово. И, наверное, в те времена ни одна телепрограмма (хотя телевизоры были экзотикой) не собирала возле экранов столько зрителей – без преувеличения толпами. Естественно, у нас, студентов, возникла мысль: а почему бы и себе не сыграть в КВН? Я был членом комитета комсомола нашего института и отвечал как раз за культурно-массовую работу. Кроме того, в этой затее принимали активное участие молодые преподаватели – доценты Антонина Гавриловна Носко, Зинаида Игнатьевна Белоусова. Позже, конечно, выяснилось, что мы были не столь оригинальны: подобная идея появилась и у наших соседей – ребят из «машинки». Был там такой Миша Пельц – капитан их команды. Был в областной больнице молодой хирург Аркадий Соломонов. Вот тогда же эта идея родилась и у молодых врачей. Дело в том, что мединститута тогда ещё в Запорожье не было – только сформировался фарминститут, поэтому, в основном, этим занимались именно молодые врачи. Вот это были три основные точки, где приблизительно одновременно началось КВН-движение.

Ну и, конечно, первые игры и команды были факультетские. На физмате этим занимались Владик Варбанский, Саша Синельников, Роберт Киселёв, Костя Иссерт – заводные весёлые ребята. Кстати, если говорить о КВН в нашем вузе, нужно отметить ещё один немаловажный момент. Дело в том, что у нас тогда существовала очень сильная театральная студия, мы играли серьёзные вещи, ставили большие спектакли. Руководил ею Аркадий Фёдорович Трощановский, народный артист Украины. Поэтому навык сценического поведения был у многих, ведь почти все КВНщики были воспитанниками этой студии. На филфаке это Юра Ботнер, который был организационным центром и капитаном команды, Оля Стрижак, Валя Рубан и я. И так оказалось, что центральной командой нашего города, да и области, стала наша команда, сердцем которой были мы – ребята филфака. Наш факультет тогда был особенным – выпускал специалистов, так сказать, широкого профиля: русского, украинского и английского или немецкого языков. К тому же несколько из нас, том числе и я, работали переводчиками в «Интуристе» – появлялся оттуда интересный материал, в том числе и о контактах с иностранцами (эта тема вызывала тогда очень большой интерес). Всё это нам здорово помогало в играх: в шутках дефицита не было.

Говоря о зарождении КВН, нужно вспомнить ещё и такую вещь, как капустник. Во времена моего студенчества преподаватели и студенты очень тесно общались: устраивали совместные вечера, компании. Может быть, это происходило потому, что возраста мы были почти одинакового, ведь в институт тогда «малышей» не принимали – нужно было иметь, как минимум, 2 года трудового стажа. Учились люди, многим из которых было уже под тридцать, с семьями, детьми. И преподаватели тогда были, в основном, молодые. Поэтому когда в институте объявлялся капустник, создавались две команды – студентов и преподавателей, которым разрешалось всяческим образом шутить друг над другом. Это были разные пародии, дружеские шаржи, шутки, на которые никто не обижался. Это нас очень сближало, сдруживало. А позже – переросло в КВН.

О чём шутили? Конечно же, о перипетиях студенческой жизни, о моде, например, о стиляжестве – «приличный советский молодой человек» так выглядеть не должен был. Смеялись над советской музыкой, используя запрещённые тогда мелодии – джаз, блюз и др. Какими только методами мы их ни доставали: единственным источником свободы тогда было радио «Голос Америки», которое всячески глушилось, но которое мы всё-таки ночью умудрялись ловить, записывали-переписывали «буржуазные» мелодии. Переписывали; даже не на пластинки, а на медицинскую рентгеновскую плёнку, мы называли это «музыка на костях»(потому что писали, как правило, на использованной плёнке). Всё это, естественно, шипело, скрипело. Это потом мы уже узнали и нормально услышали, кто такие Глен Миллер, Дюк Эллингтон. Конечно же, смеялись над «мировым империализмом», над «происками сионизма» и другими реалиями советской жизни. Всё это было на грани риска, поэтому тысячу раз обдумывали, обыгрывали, проявляли находчивость, чтобы номер прошёл. Прежде всего нужно было понравиться кафедре марксизма, которая была строже всякой цензуры. Если завкафедрой Иван Петрович Щербак говорил, что что-то не пойдёт, то никто уже не мог помочь. Вот и приходилось идти «обходными путями»: делали разнообразные пародии, шаржи и т.п.

К тому же, чем наш КВН отличался от сегодняшнего? Современный КВН – это шоу, отрепетированное и подготовленное. Тогда мастерство исполнения было всего лишь одним из компонентов. Не зря ведь клуб – весёлых и находчивых. Вот сегодня весёлые остались, а находчивых нет. По сути дела, тогда подготовленными конкурсами были только приветствие команд и домашнее задание. А кроме этого существовали та же разминка, конкурс капитанов, выездной конкурс, всевозможные конкурсы-экспромты. Одним из интереснейших и, к сожалению, умерших, был выездной конкурс. Например, вам давалось 30 минут, по истечению которых нужно было представить жюри (транспортом при этом обеспечивали) что-то самое-самое. Поле деятельности, как говорится, величайшее. Или такое задание: привезти то, чего не может быть. Готовили сценарии зачастую мы с Юрой Ботнером, поэтому по правилам мы в основном вели игры КВН, а Юра еще был и капитаном. Позже писали уже для межинститутских встреч.

А ещё мы придумали особенный вид игры КВН, с которым я больше нигде не сталкивался, – литературный КВН. Самой яркой, помнится, была игра, посвященная Лермонтову. Сценарии, кстати, писались очень легко: полчаса-час – набросал и отдал. У нас, наверное, тогда мозги были иначе устроены. Серьёзнее, эрудированнее, находчивее, что ли... И, конечно, веселее.

Юрий Ботнер, главный редактор газеты «Наш город»:

- Конечно, в КВН играли и до нас. Телевизоры хоть и были роскошью, но игры КВН мы смотрели поголовно. Нашими кумирами были команды МВТУ им. Баумана, ХАИ, КПИ, МИФИ, Баку, Одесского, Минского, Новосибирского, Ленинградского университетов, ну и, безусловно, КВНовские ведущие Александр Масляков и Светлана Жильцова.

Когда создавалась команда ЗГПИ, в Запорожье только начинали появляться первые клубы весёлых и находчивых. Могу назвать таких известных тогда КВНщиков, как Борис Плотников, Михаил Пельц, ведущую игр КВН по областному телевидению Людмилу Тарасенко. Наш, институтский, КВН начинался с факультетских команд, успех которых во многом предопределили наши преподаватели – источники не только знаний, но и жизненного опыта, дружбы и уважения. Прекрасно помню чудесных людей, моих институтских учителей: декана филфака Михмиха (Михаила Михайловича) Сидоренко, преподавателя украинского языка Мыхтыха (Михаила Тихоновича) Чемерисова, любимого всеми нами Владислава Ильича Комлева, преподавателя философии Абрама Бенционовича Когана и многих других. Мы их страшно любили. Именно они давали нам всё то, что позже мы реализовывали на сцене – юмор, задор, насыщенность, высокий уровень духовности, чего так не хватает сегодня.

Очень быстро факультетские игры переросли в институтские, межвузовские и даже в межгородские.

В нашей дуэли с «Машинкой» пединститут победил. Лирики на голову обошли физиков. Изящное, находчивое, да ещё и поэтическое слово было залогом успеха. В нашей команде непревзойдённым поэтом был Лёша Мурач - острослов, балагур, весельчак, гениально талантливый, генератор порою бредовых, но всегда выигрышных идей. Именно он зачастую писал нам сценарии, которые впоследствии приводили к победе.

Да и вообще, стоит сказать, что наш КВН был совершенно не таким, как современный. От тех времён осталось только название, а внутреннее наполнение стало совсем другим. Доморощенные писатели, сценаристы, отрепетированное шоу, огромные капиталовложения – такой КВН сегодня. Нет, я не говорю, что он хуже. Он просто другой. Отсутствует та находчивость, романтика, которая была у нас. А значит – нет того юмора, благодаря которому наша, первая областная сборная команда КВН победила в Днепропетровске на открытом чемпионате игр Клуба весёлых и находчивых.

Наш КВН умер, но родился новый, не менее популярный, чем предшественник. Я был на знаменитом фестивале КВН в Сочи, знаком с Александром Масляковым. Я ценю всё, что делается сегодня, но всё же в моей душе остаётся ностальгия за тем, самым первым, настоящим КЛУБОМ ВЕСЁЛЫХ И НАХОДЧИВЫХ.

Екатерина Сиринёк,

студентка журфака ЗНУ

Запитання для аналізу:

1. Чи відчули ви різницю між старим та новим КВН?

2. Чому авторка звернулась до ветеранів цього руху, а не до молодих продовжувачів яскравих ігор?

3.Як на вашу думку – де саме криється знахідливість – у минулих КВН чи теперішніх?

4.Спробуйте написати звіт про змагання команд веселих та знахідливих на вашому факультеті, в університеті…

РОЗДІЛ 7

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]