Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебный материал к теме 7.docx
Скачиваний:
6
Добавлен:
18.11.2019
Размер:
44.06 Кб
Скачать

Тема 7. Россия на рубеже веков и в начале хх в. Даты, события и персоналии по теме

1894-1917 гг. - царствование императора Николая II Александровича

1903 г. - II съезд Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). Раскол партии на две фракции: меньшевиков - РСДРП(м) и большевиков - РСДРП (б)

1904-1907 гг. - формирование военно-политического блока Антанта («Сердечное согласие») в составе Великобритании, России и Франции

1905-1907 гг. - первая русская революция

1905, 17 октября - издание Манифеста Николая II. Начало конституционных преобразований в России

1906 г. - избрание I Государственной думы

1906-1911 гг. - нахождение П. А. Столыпина на посту Председателя Совета министров Российской империи

1906 г. - начало реализации аграрной реформы

Россия на рубеже веков и в начале хх в.: проблемы внешней политики

Смена царствующих особ на русском престоле (Александр III умер в 1894 г., не достигнув и пятидесяти лет, от неизлечимой в то время болезни почек) не привела, в отличие от ситуации 1881 г., к каким-либо существенным изменениям ни во внутренней, ни во внешней политике Российской империи.

Старший сын императора, названный в честь прадеда Николаем, при вступлении на престол (ему было 26 лет) однозначно подтвердил преемственность своей политики тому курсу, который проводил отец, заявив о бессмысленности всяких мечтаний о каких-либо ограничениях самодержавного полновластия.

В силу воспитания в сугубо монархическом духе Николай II был убеждён в том, что только самодержавная власть способна управлять такой страной как Россия, что всякое отступление от этого принципа будет для страны смертельным. Не имея опыта государственной деятельности, к которой Александр III сына почти не привлекал, он в первые годы правления находился под сильным влиянием комплекса охранительных идей, наиболее последовательно развивавшихся К. П. Победоносцевым. Эти идеи оставались для Николая II наиболее значимыми и в последующие годы.

При всех своих личных положительных качествах, как показало всё более чем 20-летнее правление Николая II, последний российский император по государственным способностям оказался несоразмерен объёму и качеству решения тех многочисленных проблем, которые встали перед государством и обществом на рубеже веков и в первое десятилетие ХХ в.

Значительная часть этих проблем была связана с существенными сдвигами, которые происходили на международной арене и сопровождались нарастанием межгосударственных противоречий, приведших в конечном итоге к первой мировой войне 1914-1918 гг.

В основе этих конфликтов лежала объективная неравномерность экономического развития различных стран на этапе модернизации.

Главным проявлением подобной неравномерности стало быстрое индустриальное развитие Германской империи, возникшей в 1871 г. в результате объединения Пруссией, одержавшей победу в войне с Францией, остальных немецких территорий.

Уже к концу века германская промышленность столкнулась с проблемой сбыта своей продукции, которую не мог поглотить ограниченный внутренний рынок. Дальнейшее экономическое развитие Германии, а, следовательно, рост уровня жизни населения и внутренняя стабильность в стране, оказались в прямой зависимости от успехов внешнеэкономической экспансии, в первую очередь, от обретения колоний. Но к этому времени основная часть колониальных территорий уже была поделена между Великобританией и Францией, не допускавшими в них германские товары. Отчасти и в меньших масштабах с той же проблемой столкнулась Австро-Венгерская империя, стремившаяся доминировать на Балканах.

Предпринимавшиеся на протяжении нескольких десятилетий попытки мирной экономической экспансии Германии и Австро-Венгрии на Балканы и Ближний Восток, в Северную Африку оказались неудачны. Надвигавшийся спад в промышленном развитии, чреватый ростом социальной напряжённости и обострением внутриполитической борьбы, привёл правящую элиту этих двух стран к убеждению в необходимости разрешения своих внутренних проблем путём силового передела мировых сфер экономического влияния.

В свою очередь, правящие элиты Великобритании, и особенно Франции, мечтавшей взять реванш за поражение от Пруссии в войне 1870-1871 гг., сделали вывод, что остановить своих континентальных конкурентов можно будет только военным путём.

Наконец, к развязыванию войны с обеих сторон политиков активно подталкивали и военные круги, заинтересованные в практической проверке новейших систем вооружений, которые активно создавались в последние десятилетия XIX - начале ХХ вв. (артиллерия, авиация, химическое оружие и др.).

Свою роль в подготовке мирового конфликта играли и давние исторические споры, взаимные претензии и национальные предубеждения.

Для России, также переживавшей в этот период времени мощный промышленный подъём, в силу колоссальных размеров своего ещё мало освоенного внутреннего рынка выход на внешние рынки имел второстепенное значение, что не создавало сколько-нибудь существенных противоречий ни с одной из готовившихся к войне сторон.

Единственно существенный характер для российской политической элиты имели давние исторические притязания России на Константинополь и черноморские проливы: с одной стороны, исторический центр православия, с другой стороны, свободный выход на средиземноморские коммуникации. Турецкая империя, находившаяся в это время в глубоком кризисе, надеялась сохранить свои позиции за счёт сотрудничества с Германией.

В целом из всех великих держав Россия в наименьшей степени была заинтересована в провоцирование большого вооружённого конфликта.

Это предопределило маневрирование российской дипломатии между двумя начавшими складываться военно-политическими блоками.

При Александре III первоначально доминировала ориентация на сотрудничество с Германией как противовес Англии, чьё проникновение в Среднюю Азию через Афганистан задевало российские интересы (т.н. «Союз трёх императоров» России, Германии и Австро-Венгрии, заключённый в 1881 г.).

Однако затем обострение торговых отношений с Германией из-за повышения пошлин на ввоз в Германию российского зерна, а в Россию - изделий германской промышленности, и опасение усиления германского влияния в Турции, привели в начале 1890-х гг. к повороту в сторону Франции.

Этот поворот был ускорен началом предоставления России Францией выгодных займов на промышленное, в частности железнодорожное, строительство (собственных, государственных и частных, финансовых ресурсов России на поддержание высоких темпов такого строительства, включая строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, не хватало).

В результате в 1894 г. российско-французские отношения перешли в союзную стадию: две страны взяли обязательства оказывать друг другу военную помощь в случае нападения на одну из них со стороны третьих держав.

Николай II продолжил новую внешнеполитическую линию, хотя у него сохранились хорошие личные отношения с германским императором Вильгельмом II. Германии симпатизировала и оказывавшая сильное влияние на Николая II жена - императрица Александра Фёдоровна, урождённая принцесса Гессен-Дармштадтская.

Компромиссное урегулирование сначала франко-английских колониальных противоречий (1904 г.), а затем и русско-английских (1907 г.) привело к окончательному формированию блока, получившего краткое наименование Антанта (от официального названия франко-английского соглашения «Сердечное согласие» - L'Entente Cordiale).

В противовес Антанте к 1914 г. оформился другой военно-политический союз - т.н. «Центральный блок» в составе Германии, Австро-Венгрии, Турции и Болгарии.

Серьёзное влияние на внешнеполитические установки российских властей оказало неожиданное поражение, которое Россия, стремившаяся усилить свои позиции в Китае, потерпела на Дальнем Востоке в ходе русско-японской войны 1904-1905 гг. Стремление компенсировать эту внешнеполитическую неудачу, восстановить престиж русской армии сыграли большую роль в сближении с Великобританией, а также в принятии программ ускоренного развития военно-морского флота и общего перевооружения армии (которые, впрочем, не были завершены к началу вовлечения России в мировой конфликт).

В то же время русско-японская война показала опасность обострения под её влиянием социальных конфликтов, что подтвердилось революционными потрясениями 1905-1907 гг. В этой связи участие России в ещё более крупных и длительных военных конфликтах потенциально становилось фактором, повышающим вероятность новых революций, что было явно не учтено российской правящей элитой и лично императором, принимавшими летом 1914 г. решение о начале военных действий против Германии, Австро-Венгрии и Турции.