Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
shpory_kriminologia.doc
Скачиваний:
24
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
585.22 Кб
Скачать

33 Ценностно-нормативные характеристики сознания личности.

Ценностные ориентации - глубинные личностные характеристики, кот указывают на наиболее значимые для личности объекты, ценимые ею.

Крим-лог исследования личности преступника показали, что в системе ценностных ориентаций у них высшие места занимают индивидуально- либо клановоэгоистические. Превыше всего в таких случаях бывает личное материальное благополучие, неограниченное проявление своего “Я”, создание для этого наиболее комфортных условий либо клановый, групповой эгоистический интерес.

34 Потребностно-мотивационная сфера.

Выделяют три вида детерминации потребностей: естественный, материальный и духовный, а условно потребности также разграничивают на естественные, материальные и духовные.

Основные побудительные мотивы, лежащие в основе преступного поведения, преступности:

  • общественно-политические: устройство управления гос-вом и обществом, участие в этом управлении, влияние на него и т д.;

  • социально-экономические: 1) удовлетворение абсолютных (самых необходимых), жизненно важных потребностей; 2) удовлетворение “относительных потребностей”, возникающих в условиях соц-эк дифференциации населения и сравнения людьми своего положения с положением окружающих; 3) достижение своего идеала - некоего материального стандарта (сверхбогатство) или социального стандарта (проникновение в высшие слои общества), на кот ориентировано данное лицо;

  • насильственно-эгоистические (агрессивные в физ и псих плане): 1) абсолютизация идеи самоутверждения, реализации имеющихся потребностей и интересов в любых формах; 2) самоутверждение в тех формах, кот возможны для лица в конкретных ситуациях;

  • легкомысленно-безответственные: 1) отсутствует потребность и заинтересованность в соотношении своих поступков с существующими нормами поведения, законом; 2) избирательность такого соотношения (например, только в условиях строгого внешнего контроля либо в общении с власть имущими, но не подчиненными и безответственными людьми).

35Понятие виктимологии и основные направления её развития.

Виктимология – наука о самозащите потенциальной жертвы.

Основные направления развития виктимологии:

  1. подготовка личности (разработка программ, для обучения человека поведения в экстремальной ситуации)

  2. повышение уровня защищённости должностных лиц, которые рискуют подвергнуться преступному посягательству

  3. уменьшение виктимных ситуаций, их предотвращение и пресечение, предупреждение граждан о виктимных ситуациях

  4. защита и реабилитация потерпевших от преступления

№24

Понятие и виды виктимности.

Виктимность – совокупность негативных последствий преступления.

Свойство определённой личности, соц роли или соц ситуации, которые провоцируют или обличают преступное поведение.

Виды:

  1. личностная

  2. ролевая

  3. ситуативная

№25

Основные идеи виктимологов.

  1. поведение жертвы влияет на преступника, готовящегося совершить преступление. Оно может провацировать или затруднять действия преступника.

  2. выводят понятия виктимности – вероятность стать жертвой преступления

  3. выделяют различные виды виктимности:

а) личностная

б) ролевая

в) ситуативная

4. виктимность зависит от таких факторов как: личностная характеристика, статус должностного лица, его служебные функции, материальное положение, степень конфликтности ситуации, время и место.

5. изменение величины виктимности. Увеличение её роста – виктимизация, снижение – девиктимизация.

Общество может снижать виктимность, одновременно воздействуя и на преступность, влияя на факторы виктимности

  36 В международно-правовых актах не содержится понятия "потерпевший от преступления". Вместо него употребляется понятие "жертва преступления" (см., например, Декларацию основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью, 1985 г.), хотя по своему содержанию эти понятия не являются тождественными. В процессуальном отношении не каждая жертва преступления становится потерпевшим; в уголовно-право-вом смысле потерпевшим может быть не только физическое лицо, но и юридическое; в отдельных случаях потерпевшим признается не жертва преступления, а ее близкие родственники. Кроме того, жертва преступления приобретает статус потерпевшего только после вынесения надлежащим лицом специального постановления либо определения. Однако в материальном аспекте эти понятия совпадают по своим стержневым компонентам (потерпевшим является лицо, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред). Новый Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации содержит ряд норм, призванных обеспечить безопасность потерпевшего и иных участников уголовного судопроизводства в случае, если им угрожают убийством, насилием либо иными опасными противоправными действиями. При необходимости допросы могут проводиться в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими участниками судопроизводства; подлинные данные о личности потерпевшего, свидетеля и других участников судопроизводства должны сохраняться в тайне. Предусмотрены и другие меры безопасности.

Жертва преступления определяется и как любое лицо (социальную группу, институт, общность), которому причинен вред или повреждения другим лицом, которое ощущает себя потерпевшим, сообщает об этом публично, нормативно верифицировано как потерпевший и, следовательно, имеет право на получение помощи от государственных, общественных или частных служб.

37 Виктимность [от лат. victima — жертва] — достаточно устойчивое личностное качество, характеризующее объектную характеристику индивида становиться жертвой внешних обстоятельств и активности социального окружения, своего рода личностная предрасположенность оказываться жертвой в тех условиях взаимодействия с другими и воздействия этих других, которые в этом плане оказываются нейтральными, "не опасными" для других личностей. В рамках современной психологической науки, по сути дела, на "проблемном" перекрестке юридической и социальной психологии сформировалась область знания, которая определяется как виктимология, то есть наука о поведении жертвы. В логике социальной психологии такое личностное свойство, как виктимность, достаточно жестко коррелирует с неадекватно заниженной самооценкой, с неспособностью, а порой и нежеланием отстаивать собственную позицию и брать на себя ответственность за принятие решения в проблемных ситуациях, с избыточной готовностью принимать позицию другого как несомненно верную, с неадекватной, а иногда патологической тягой к подчинению, с неоправданным чувством вины и т. п. Одним из наиболее известных и ярких примеров проявления личностной виктимности является, так называемый, "стокгольмский синдром", который выражается в том, что жертвы на определенном этапе эмоционально начинают переходить на сторону тех, кто заставил их страдать, начинают сочувствовать им, выступать на их стороне, иногда даже против своих спасителей (например, в ситуации захвата заложников и попыток их освободить). Личностная виктимность достаточно часто актуализируется в форме откровенно провокационного поведения потенциальных жертв, при этом часто ни в коей мере не осознающих того факта, что их поведенческая активность, по существу, практически впрямую подталкивает партнера или партнеров по взаимодействию к насилию. Подобное поведение особенно в экстремальных или попросту неординарных ситуациях является стимулом агрессии прежде всего со стороны авторитарных личностей.

Несмотря на то, что виктимность проявляется в самых разных сферах жизненной активности людей и сферах их межличностного взаимодействия, наиболее углубленно эта проблематика исследована в области внутрисемейных контактов. Так, например, показано, что одной из наиболее значимых причин формирования устойчивой личностной виктимности является семейное насилие в самом широком смысле этого понятия. Так, С. В. Ильина выделила два наиболее опасных в данном отношении периода развития. Проведенное ею "сравнительное изучение статистических данных по внутри- и внесемейному насилию показало, что средний возраст жертв инцеста составляет 6—7 лет, тогда как средний возраст пострадавших от изнасилования значительно выше — 13—14 лет. Дошкольный и подростковый возрастные периоды являются "возрастами риска" в отношении насилия. Жестокое обращение или сексуальная травматизация в этот период вероятнее всего окажут куда более разрушительное воздействие, чем в период относительной эмоционально-личностной стабильности. В период возрастных кризов происходит целый ряд изменений, которые усиливают виктимность ребенка: изменение телесного облика, личности. С. В. Ильина утверждает, что имеются "сензитивные к насилию" периоды в жизни ребенка, когда анатомо-физиологические, гормональные, эмоционально-личностные и психосексуальные изменения делают жертву более травматизируемой. Эти периоды являются опасными в отношении как сексуального насилия, так и жестокого обращения с ребенком, телесных наказаний, психологического насилия. Изменившийся физический облик и поведение ребенка становятся провоцирующими не только для потенциального насильника, но и у родителей вызывают стремление немедленно исправить непослушное чадо, актуализируя те или иные воспитательные установки. Другие возрастные периоды по статистике являются менее опасными для непосредственного насилия. Однако проявления, так называемого, "токсичного" родительского отношения возможны в любом возрасте. Основные типы искаженного родительского отношения возможны в любом возрасте. Основные типы искаженного родительского отношения — депривация и симбиоз — ложатся в основу формирования виктимной личностной организации, которая вынуждает ее обладателя всю последующую жизнь вызывать на себя то или иное насильственное воздействие"68.

38 виктимизация. процесс “превращения” лица в жертву преступления и результат этого процесса, проявляющийся как на единичном, так и на массовом уровне. Иными словами, виктимизация — это, во-первых, процесс превращения лица в жертву, во-вторых, определенный результат совершенных преступлений, характеризующийся качественными и количественными показателями совокупности членов общества, пострадавших от преступлений, преступности в целом. Виктимизация может быть измерена в абсолютных и относительных величинах, исходя из числа потерпевших от преступности, отдельных видов преступлений и вида причиненного вреда.

Для обеспечения потребностей предупреждения преступлений большое значение имеют уровни виктимизации. два таких уровня: первый — складывается из данных о непосредственных потерпевших от преступления (в основном — потерпевшие, фигурирующие в уголовном деле или выявленные в ходе социологического исследования); второй — из данных о членах семей потерпевших, фактически также пострадавших от преступных посягательств.

Данные о виктимизации служат базой для определения ее коэффициента, т.е. отношения всех потерпевших от преступлений лиц (семей) к общему их числу, проживающему на определенной территории.

Виктимологическая характеристика жертв преступлений рассматривается как система черт, характеризующих потерпевших, и представляет собой криминологическую структуру личности, подразделяемую на подструктуры. Наиболее предпочтительной является дифференциация, согласно которой к основным подструктурам личности следует относить: социально-демографическую (возраст, пол, социальное происхождение, семейное и должностное положение, национальную принадлежность); культурно-образовательную (знания, умения, уровень образования, профессиональные навыки); нравственную (взгляды, интересы, потребности, ориентация); психологическую (эмоции, воля); уголовно-правовую (наличие судимости, направленность преступных посягательств, виды и количество совершенных преступлений).

Обобщенные данные изученных уголовных дел <*> показывают, что при совершении преступлений наиболее виктимоопасным является возраст 30 - 39 лет (24,6%), а также возраст - 25 - 29 лет (20,6%). Далее по степени уменьшения показателей виктимности следуют возрастные категории 50 лет и старше (11,9%), с 18 до 24 лет (8,2%) и до 12 лет (5,4%). Наиболее виктимоопасным при совершении убийств является возраст 50 лет и старше (32,8%); краж - с 30 до 39 лет (38,1% лиц из числа изученных). Наименее виктимными являются лица в возрасте от 13 до 17 лет и от 18 до 24 лет. На их долю приходится соответственно 2,4 и 54,2%. Низкий процент жертв данной возрастной категории объясняется отсутствием у большинства из них материальных ценностей, особого социального положения и др.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]