Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Методичка-анализ ритма стиха.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
86.53 Кб
Скачать

11

Т.Ф. Волкова.

Анализ ритмической структуры поэтического текста.

Понятие ритма принадлежит к наиболее общим и общепринятым признакам стихотворной речи. Ритмические повторяемости с давних пор рассматриваются в качестве одного из основных признаков русского стиха. Однако это понятие многоаспектно и многозначно. Чтобы разобраться в этом многоплановом явлении поэтической речи, следует вспомнить, что такое ритм вообще.

В самом широком смысле слова ритм есть упорядоченное чередование каких-либо относительно соизмеримых элементов во времени или пространстве.

Понятие ритма знали уже древние и придавали ему важное значение. Согласно древнегреческим мифам, вселенная богов и людей возникла в процессе преображения Хаоса (беспорядочного нагромождения элементов) в Космос (порядок) при помощи именно Ритма. Отсюда — универсальное представление о ритме, характеризующем любое проявление жизни, как все в мире упорядочивающем, гармонизирующем начале. Ритмично вращаются планеты вокруг Солнца, ритмично сменяют друг друга времена года и суток, ритмично бьется наше сердце, ритмично мы танцуем, бегаем, ходим, работаем, наконец, дышим и, следовательно, говорим.

Поскольку ритм нашей речи мы приспосабливаем к ритму дыхания, постольку и любая речь (устная и письменная, стихотворная и прозаическая) членится на периоды, предложения, синтагмы, которые естественным образом вступают между собой в ритмические отношения.

К такому членению речевого потока на относительно соизмеримые отрезки максимально приближается эмфатическая (эмоционально-напряженная) речь, например лирическая и ораторская проза, и наоборот, наибольшее отклонение от оптимального можно наблюдать в прозе научной.

Таким образом, ритм, понятый как закономерная повторяемость подобных речевых элементов на всех уровнях его организации, не является привилегией стиха. Вместе с тем ритм в стихе – явление особое. Это выявляется при сравнении ритма поэзии с цикличностью естественных и трудовых процессов: цикличность в природе и ритмичность стиха оказываются, как показал Ю.М. Лотман, явлениями совершенно различного порядка.

Ритм в циклических процессах природы состоит в том, что определенные состояния повторяются через определенные промежутки времени (преобразование имеет замкнутый характер). Так, например, цикл смены времен года (зима-весна-лето-осень) является точным повторением предшествующего цикла.

Ритм в стихе — явление иного порядка. Ритмичность стиха — цикличное повторение разных элементов в одинаковых позициях с тем, чтобы приравнять неравное и раскрыть сходство в различном, или повторение одинакового с тем, чтобы раскрыть мнимый характер этой одинаковости, установить отличие в сходном.

Ритм в стихе является смыслоразличающим элементом, причем, входя в ритмическую структуру, смыслоразличительный характер приобретают и те языковые элементы, которые в обычном употреблении его не имеют.

Важно и другое: стиховая структура выявляет не просто новые оттенки значений слов — она вскрывает диалектику понятий, ту внутреннюю противоречивость явлений жизни и языка, для обозначения которых обычный язык не имеет специальных средств.

Однако представление о ритме поэзии как явлении многоплановом сложилось далеко не сразу. После реформы Ломоносова, утвердившего новую систему стихосложения в России – силлабо-тоническую и введения им понятия стопы повторяемость чередований ударных и безударных слогов стала рассматриваться в качестве непременного условия восприятия текста как поэтического. Таким образом, упрощенному пониманию природы стихотворного ритма способствовала привычка к силлаботонике, господствовавшей в русской поэзии до конца XIX в. Она порождала слишком узкое представление о стиховом ритме как о метре — регулярном чередовании ударных и неударных слогов.

Однако в начале XX века в свете изменений, переживавшихся русской поэзией в те годы, система классического стиха предстала в новом виде. Начало новому движению научной мысли положил Андрей Белый (в исследовании, опубликованном в сборнике «Символизм» в 1909 году), показавший, что далеко не во всех случаях в русском классическом стихе ударение располагается на том месте, на котором оно ожидалось бы согласно теоретической схеме Ломоносова. Он предложил другое определение стихотволроного ритма, основанное на противопоставлении: ритма и метра: ритм есть отклонение реального распределения ударных и неударных слогов от идеальной метрической схемы.

Начиная с 20-х годов ХХ века при определении специфики стихотворного ритма широко применяется понятие «ритмическая система» как средоточие всех регулярных, композиционно значимых повторов словесно-звукового материала.

Что же именно, какие «элементы» чередуются или повторяются в стихотворении

Ритмическую систему того или иного произведения составляют:

чередование ударных и безударных слогов, их качественные и количественные соотношения,

распределение словоразделов и цезурных пауз,

грамматический и синтаксический параллелизм,

соразмерность фраз и синтагм,

взаимодействие разнообразных звуковых соответствий,

вертикальные корреляции стихов, полустиший, строф, колонов

Этот комплекс уровней стихотворного ритма можно представить в виде лестницы, у основания которой находятся виды ритма, наиболее часто используемые в стихотворениях разных поэтов, у верины – виды ритма, встречающиеся далеко не во всех стихотворениях. Идея «лестницы» ритмов принадлежит Е.Г. Эткинду, который сформулировал особенности каждого вида ритма, составляющего «лестницу», и показал на конкретных примерах, чем создается ритм на каждой ее ступени. Используя наблюдения Е.Г. Эткинда, поднимемся и мы по ступеням ритмической лестницы, взяв для иллюстрации одно из рассмотренных исследователем стихотворений – стихотворение А.К. Толстого, написанное в 1854 г.

Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,

Коль карать, так уж за дело,

Коль простить, так всей душой,

Коли пир, так пир горой!

А.К.Толстой

ЛЕСТНИЦА РИТМОВ

10 ритм строф

9 ритм фраз (синтаксический)

8 ритм реальных ударений (неправильных стоп)

7 ритм внутренних созвучий (внутренних рифм)

6 ритм внутренних пауз (цезур)

5 ритм концевых пауз

4- ритм числа слогов (силлабический)

3 ритм концевых созвучий (концевых рифм)

2 ритм концевых ударений (клаузул)

1 ритм метрических ударений

Как же выявить, имеется ли тот или иной уровень ритма в том или ином стихотворении? Для этого раскроем содержание каждой ступени, выявляя, что мы должны искать в ритмике данного стихотворения, чтобы ответить на вопрос, есть ли в нем данный тип ритма, и формулируя, что является единицей ритма на данной ступени «лестницы».

1. Уровень метрических ударений.

Выявляя наличие в стихотворении этого типа ритма, мы должны установить наличие в стихотворении опреде ленного размера (метра). При этом мы не должны исключать и те размеры, которые не входят в пятерку классических двусложных и трехсложных размеров (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий и анапест), но представляют собой модификации этих размеров, образовавшиеся вследствие стяжения определенных стоп (логаэды). Мы также не должны брать в расчет наличие в стихотворении неправильных стоп (пиррихиев, спондеев и т.п.), т.к. они не «отменяют» размер, но делают стих более ритмически интересным, размер же, выбранный в данном случае поэтом, отчетливо ощущается несмотря на эти нарушения благодаря преобладающему числу правильных стоп и легко выявляется при скандировании.

Чем же создается ритм на этой ступени? Он создается закономерным чередованием ударных и безударных слогов. Таким образом, единицей ритма на этой ступени «лестницы» (закономерно чередующимся соизмеримым элементом) является стопа – устойчивый комплекс слогов, состоящий из одного ударного слога и 1 (ямб, хорей) или 2-х (дактиль, амфибрахий, анапест) безударных слогов.

Есть ли этот уровень в стихотворении А.К. Толстого?

Составим метрическую схему стихотворения, опираяс на реальные ударения которые имеют составляющие его слова (напомним, что служебные части речи- предлоги, союзы, частицы), если они односложны, в русском языке не имеют самостоятельного ударения, а местоимения, особенно личные, легко его теряют, когда попадают в сильную позицию, то есть приходятся на сильный, ударный по размеру слог).

Коль любить, так без рассудку,

uu | -u | uu| -u

Коль грозить, так не на шутку,

uu | -u | uu| -u

Коль ругнуть, так сгоряча,

uu | -u | uu| -

Коль рубнуть, так уж сплеча!

uu | -u | uu| -

Коли спорить, так уж смело,

-u | -u | uu| -u

Коль карать, так уж за дело,

uu | -u | uu| -u

Коль простить, так всей душой,

uu | -u | -u| -

Коли пир, так пир горой!

-u | -u | -u| -

Как видно из схемы, в каждой из наших восьми строк содержится по четыре стопы.В больштнстве из них первый слог ударный, а второй безударный, значит, размер стихотворения — четырехстопный хорей, который несколько искажен неправильными стопами – пиррихиями, то есть стопами с опущенным метрическим ударением. Для решения вопроса о наличии метрического ритма в данном стихотворении это не существенно, но на другой ступени «лестницы ритмов», как мы увидим далее, это окажется важным.

Итак, первый уровень ритма – метрический - в стихотворении А.К. Толстого присутствует. Поднимемся на ступень выше.

2. Уровень концевых ударений

Для разговора о ритме этого уровня нам понадобится понятие «клаузула»

Клаузула – это ритмическое окончание стихотворной строки

(«стиха») от последнего ударного гласного до конца слова.

В русском стихе выделяют 4 вида клаузул в зависимости от места ударения относительно конца слова: мужские (ударение на последнем слоге), женские (ударение на предпоследнем слоге), дактилические (ударение на третьем от конца слоге, что напоминает стопу дактиля с первым ударным и двумя безударными слогами) и гипердактилические (ударение на 4-м и более от конца слоге).

Как же определить, использован ли в анализируемом стихотвлорении ритм концевых ударений? Для этого надо определить, есть ли закономерность в том, как распределяются ударения в конце стихов, на какой слог от конца они падают. Если в стихотворении используется только один из названных выше видов клаузул (например, только мужские, или только женские) или используется сочетание двух разных клаузул (например, нечетные стихи – мужская, четные – дактилическая), то можно утверждать , что рассматриваемый уровень ритма – ритм концевых ударений – в этом стихотворении есть. Если же како-либо закономерности в использовании разных клаузул в стихе не выявляется, значит, этот вид ритма в нем отсутствует.

Как же обстоит дело в стихотворении А.К. Толстого – есть ли в нем ритм концевых созвучий? Для этого определим вид клаузулы в каждом стихе и определим степень закономерности в их чередовании. Выпишем все клаузулы в столбик параллельно с их обозначениями:

расс|удку,

ж

ш|утку,

ж

сгоряч|а,

м

сплеч|а!

м

cм|ело

ж

д|ело

ж

душ|ой

ж

гор|ой

ж

Как видим, в стихотворении чередуются между собой клаузулы женские и мужски, причем чередование это закономерно: две женские клаузулы сменяются двумя мужскими. Значит, и в этом отношении мы видим в данном стихотворении регулярное ритмическое чередование — чередование концевых ударений двух разных типов, и мы можем смело говорить о том, что ритм концевых ударений в стихотворении А.К. толстого присутствует.

Что же можно считать единицей ритма на этой ступени ритмической «лестницы»? Очевидно соизмеримыми элементами, которые здесь регулярно чередуются, являются ритмические окончанения стиха, определенным образом организованные относительно ударного слога – то есть клаузулы. Иначе говоря ритм здесь создается закономерным чередованием определенного типа клаузул (мужских, женских, дактилических) или их сочетаний

Поднимаемся на ступень выше.

3.. Ритм концевых созвучий (рифм)

Чтобы выяснить наличие этого ритма в стихотворении, надо установить, есть ли конечная (или концевая) рифма в стихотворении.

Для этого мы должны помнить, что рифма имеет двуединую природу: она и звуковой повтор и ритмическая единица. В данном случае нас интересует рифма как комплекс повторяющихся с большей или меньшей полнотой звуков. Чтобы определить степень точности концевой рифмы, мы должны проанализировать, все ли звуки совпадают в образующей ее клаузуле. Если совпадают все звуки – это рифма считается точной. Точные рифмы могут быть бедными и богатыми. Формальным признаком для определения богатства точной рифмы служит согласный звук, предшествующий ударной гласной в клаузуле. Если эти согласные звуки в рифме совпадают, рифма считается богатой, если не совпадают – бедной. Разновидностями тонной рифмы являются рифмы тавтологические (образуемые повторением одного и того же слова) и омонимические, образуемые омонимами – словами совпадающими по звучанию. но различными по смыслу). Неточные рифмы также имеют свои разновидности. Более всего приближена к точной рифме неточная приблизительная рифма: в образующей ее клаузуле не совпадают только заударные гласные. Они звучат в русском языке нечетко, поэтому их звуковое различие ухом почти не улавливается. Приблизительная рифма – это как бы первая ступень разрушения рифмы точной. Если в клаузуле совпадают только гласные звуки, а согласные различны – это рифма ассонансная, если же наоборот- в клаузуле совпадают только согласные звуки, а гласные различны – это рифма диссонансная, или консонансная. Реже встречаются среди концевых рифм так называемые корневые рифмы: в них созвучия сосредоточены не в клаузуле, а в середине слова, а клаузулы могут различаться по звукам.

Однако, какой бы ни была концевая рифма по звуковому составу, уже само ее наличие в стихотворении свидетельствует о том, что ритм концевых созвучий в нем использован. Поэтому можно сказать, что только белые стихи, не имеющие конечной рифмы вообще, не имеют данного уровня ритмизации.

Вместе с тем анализ типа концевых рифм по звуковому составу и по месту в строфе (смежные, перекрестные, кольцевые, или охватные) может показать степень ритмизации стихотворения с использованием этого типа ритма. Если в стихотворении использованы точные или приблизительные рифмы, строго организованные по одному из указанных выше принципов (смежному, перекрестному, кольцевому), ритм концевых созвучий особенно заметен, имеет предельную выразительность, если рифмы неточные и их чередование не выдерживает четкой схемы, вариативно, ритм концевых созвучий ощущается слабее. Поэтому при анализе данного уровня ритма следует обращать внимание и на указанные факторы – точность рифмы и расположение рифм в стихотворении.

Таким образом, мы выяснили, что ритм данной ступени «лестницы» создается закономерным чередованием концевых созвучий, а его единицей является клаузула, имеющая во всех стихах стихотворения (или в группе стихов) одинаковое или близкое звучание. Первый случай – когда на протяжении всего стихотворения в конце стихов повторяется одно и то же созвучие, встречает в поэзии редко, чаще мы встречаемся с целым комплексом созвучий, но их повторение по одной и той же схеме создает легко улавливаемый ритм.

Обратимся к стихотворению А.К. Толстого. Есть ли ритм концевых созвучий в нем? Для выяснения этого составим схему использованной в нем рифмовки, обозначив сходные созвучия заглавными буквами русского алфавита (в стиховедении также принято обозначение рифм буквами латинского алфавита).

расс|удку,

А

ш|утку,

А

сгоряч|а,

Б

сплеч|а!

Б

cм|ело

В

д|ело

В

душ|ой

Г

гор|ой

Г

Как видно из схемы, в стихотворении использованы 4 созвучия, причем они располагаются по смежному принципу и представляют собой точные рифмы. Механизм воздействия ритма концевых созвучий в данном случае таков: после того как мы прочитали первые четыре строки, мы уже ожидаем для следующих четырех точно такого же порядка рифм, и наше ожидание оправдывается: соседние стихи и в самом деле связаны рифмами так же, как это было в первых четырех стихах.

Итак, и этот уровень ритма – ритм концевых созвучий- в данном ститхотворении есть и использован почти с максимальной силой (точные рифмы стихотворения по большей части бедные, богатой по формальному признаку является только «сгоряч|а / сплеч|а», но поскольку это рифма мужская, то созвучная согласная «ч» перед последним ударным «а» лишь доводит объем созвучия до минимального, улавливаемого ухом как рифма – до двузвучия).

Перейдем на следующую ступень «лестницы ритмов»